Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 сентября 2010 г. N Ф10-3608/10 по делу N А68-12884/09-14030/09
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2011 г. N ВАС-17751/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "Е" - В.С.С. - представителя (дов. N 18 от 01.09.2010), В.Р.О. - представителя (дов. N 19 от 01.09.2010), от Департамента финансов Тульской области - Г.А.Е. - представителя (дов. N 25-11-17/2384 от 23.11.2009, пост.), С.Е.В. - консультанта (дов. N 25-11-17/833 от 12.05.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.02.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по делу N А68-12884/09-14030/09, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Е" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Департамента финансов Тульской области (далее - Департамент) N 25-06-05/2174 от 20.10.2009 об устранении выявленных нарушений и предписания N 25-06-05/2396 от 23.11.2009.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.02.2010 (с учетом определения от 16.04.2010 об исправлении технической ошибки) заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Решение N 25-06-05/2174 от 20.10.2009 и предписание N 25-06-05/2396 от 23.11.2009 признаны недействительными в части определения нецелевого использования Обществом денежных средств, полученных от проведения региональной негосударственной бестиражной лотереи "Олимпиец".
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент обратился с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить в части удовлетворения заявленных Обществом требований.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, ООО "Е" является организатором региональной Негосударственной бестиражной лотереи "Олимпиец", которая проводится Обществом на основании разрешения Департамента финансов Тульской области N 1 от 01.04.2008 (государственный регистрационный номер лотереи - 8 ДФТО от 01.04.2008). Срок действия разрешения с 01.05.2008 по 30.04.2013.
В период с 11.09.2009 по 18.09.2009 Департаментом финансов Тульской области на основании приказа N 86 от 10.09.2009 была проведена внеплановая проверка Общества на предмет соответствия лотереи условиям ее проведения и законодательству РФ за период с 01.07.2009 по 31.08.2009, а также на предмет устранения ООО "Е" нарушений, установленных предыдущей проверкой от 24.07.2009.
В ходе проверки было выявлено, что аналитический учет лотерейных билетов региональной негосударственной бестиражной лотереи "Олимпиец" в разрезе номеров, как бланков строгой отчетности, не ведется.
Кроме того, в нарушение Порядка учета распространенных и возврата нераспространенных лотерейных билетов региональной бестиражной лотереи "Олимпиец" с мая 2009 года отчеты по переданным на реализацию ООО "А" лотерейным билетам, указанным распространителем не представлялись.
Также, в нарушение ст. 17 Федерального закона N 138-Ф3 от 11.11.2003 "О лотереях", средства призового фонда в размере 488 898 тыс. руб. были направлены на текущие расходы финансово-хозяйственной деятельности ООО "Е", призовой фонд не сформирован.
Целевые отчисления от выручки направлялись не на финансирование социально значимых объектов и мероприятий, согласно Условиям лотереи, а перечислялись ООО "Е" в качестве благотворительной деятельности в ТОО "Всероссийская общественная организация ветеранов "Б".
По результатам проверки Департаментом составлен акт от 18.09.2009 и принято решение N 25-06-05/2174 от 20.10.2009 об устранении ООО "Е" выявленных нарушений в срок до 12.11.2009.
В связи с тем, что в адрес Департамента от ООО "Е" не поступила информация об устранении выявленных нарушений, Обществу было выдано предписание N 25-06-05/2396 от 23.11.2009.
Полагая, что указанные решение и предписание Департамента не соответствует действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованный исходил из следующего.
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 24 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-Ф3 "О лотереях" определено, что под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона N 138-Ф3 от 11.11.2003 "О лотереях" целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.
В силу п.п. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 138-Ф3 от 11.11.2003 "О лотереях", в условия лотереи, утвержденные организатором лотереи, должны включаться цели проведения лотереи (с указанием размера целевых отчислений, а также конкретных мероприятий и объектов).
Пунктом 2.1. Условий проведения лотереи "Олимпиец", утвержденных ООО "Е", в качестве конкретных целей проведения лотереи указаны получение прибыли и создание внебюджетного источника для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации, включая целевые отчисления на строительство универсального спортивного комплекса.
Во исполнение данного условия лотереи ООО "Е" обратилось в Департамент с предложением заключить с ним соглашение на ведение учета целевых отчислений от проведения региональной негосударственной лотереи, а также предоставить реквизиты счета для перечисления целевых отчислений от проведения лотереи (письмо N 11 от 30.07.2008 и N 18 от 03.10.2008).
Департамент письмом N 25-06-18/1956 от 17.10.2008 разъяснил Обществу, что целевые отчисления от лотереи направляются организатором лотереи на финансирование социально значимых объектов и мероприятий, в том числе, для осуществления благотворительной деятельности, в соответствии с договором, заключенным с некоммерческой организацией на счета данной организации.
Между ООО "Е" и ТОО "Всероссийская общественная организация ветеранов "Б" был заключен договор о пожертвованиях в целях осуществления благотворительной деятельности N 1802 от 18.02.2008, которые могли быть использованы ТОО ВООВ "Б" на общеполезные, предусмотренные Уставом цели (п. 1.2.).
В соответствии с п.п. "н" п. 2.3 Устава ТОО ВООВ "Б" одним из направлений деятельности организации является участие в развитии физической культуры и спорта, проведение спортивных соревнований.
Пунктом 1.2. Договора о пожертвованиях в целях осуществления благотворительной деятельности N 1 от 01.12.2009, было уточнено, что Общество передает денежные средства ТОО "Всероссийская общественная организация ветеранов "Б" для использования в целях финансирования социально значимых объектов и мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в Тульской области.
Факт использования отчислений ООО "Е" по договору благотворительной деятельности на мероприятия по развитию физической культуры и спорта установлен судом, подтвержден ТОО "Всероссийская общественная организация ветеранов "Б" (письмами, счетами-фактурами, товарными чеками), а также Департаментом не оспаривается и не ставится под сомнение.
При таких обстоятельствах, осуществляя перечисления ТОО "Всероссийская общественная организация ветеранов "Б", волеизъявление ООО "Е" было направлено именно на финансирование социально значимых объектов и мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в Тульской области.
Кроме того, ООО "Е" действовало в рамках разъяснений, данных ему Департаментом.
Учитывая изложенное, использование денежных средств, предусмотренных п. 2.1. Условий проведения лотереи "Олимпиец", правильно квалифицированы судом как целевое использование выручки.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, у суда было достаточно оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов в рассматриваемой части.
В кассационной жалобе Департамент ссылается на нарушение судом первой инстанции ч. 5 ст. 170 АПК РФ, поскольку резолютивная часть решения не содержала выводов об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований Общества.
Между тем, подателем не учтено, что в силу ч. 3 ст. 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, также по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Таким образом, нахождение дела в суде апелляционной инстанции на момент выявления судом первой инстанции указанной ошибки не исключает возможность в отсутствии дела принять им судебный акт об ее исправлении.
Как следует из ч. 4 ст. 179 АПК РФ определение по вопросам исправления описок, опечаток, ошибок может быть самостоятельным предметом обжалования.
В тоже время, с жалобой на определение Арбитражного суда Тульской области от 16.04.2010 об исправлении технической ошибки Департамент не обращался. В связи с этим, данный довод жалобы, подлежит отклонению.
Остальные доводы кассационной жалобы, являлись обоснованием позиции Департамента по делу, а также предметом оценки судом апелляционной инстанции, и обоснованно не были им приняты во внимание как несостоятельные. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления также, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 16.02.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по делу N А68-12884/09-14030/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2010 г. N Ф10-3608/10 по делу N А68-12884/09-14030/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании