Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 августа 2010 г. по делу N А68-14184/09
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2010 г. N ВАС-17202/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от открытого акционерного общества "Ж" - З.А.Н. - представитель, доверенность от 27.07.2010 б/н, О.Б.Ю. - единственный акционер ОАО "Ж", от Администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления Росреестра по Тульской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от ФГУ "З" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от СПК "И" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ж" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.03.2010 по делу N А68-14184/09, установил:
Открытое акционерное общество "Ж" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области, выразившегося в непредоставлении в аренду земельного участка, расположенного в п. Петровский муниципального образования Иншинское Ленинского района, площадью 2,0 га и понуждении предоставить данный участок в аренду сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства указанный судебный акт не обжаловался.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 27.11.2001 ОАО "Ж" приобрело у СПК "И" здание механической мастерской площадью 727,9 кв.м, расположенное по адресу: Тульская область, Ленинский район, Иншинский сельский округ, пос. Петровский. Переход права собственности на указанный объект недвижимости сторонами в установленном порядке был зарегистрирован, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 71 НА N 223 479.
Постановлением главы муниципального образования "Ленинский район Тульской области" от 25.09.2002 N 880 ОАО "Ж" передан земельный участок площадью 2,0 га (0,08 га застроенные территории, 1,92 га под общественными улицами, площадями) в аренду сроком на 1 год из земель п. Петровский Иншинского сельского округа для эксплуатации объектов производственного назначения (механической мастерской и прилегающей территории к зданию механической мастерской) с отнесением данного земельного участка к категории земель поселений.
Пунктом 2 указанного Постановления ОАО "Ж" предписано: заключить договор аренды с Администрацией муниципального образования "Ленинский район Тульской области" в лице Комитета по управлению имуществом в течение месяца после подписания постановления; зарегистрировать право аренды на земельный участок в Ленинском филиале Тульского областного регистрационного центра по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; использовать земельный участок строго по целевому назначению.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71:14:04 04 01:0035.
В марте 2007 ОАО "Ж" обратилось с заявлением в Администрацию МО Ленинский район о передаче Обществу земельного участка в собственность.
Отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителем был обжалован в суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 04.05.2007 по делу N А68-8140/06-157/8 было признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Ленинский район Тульской области", выразившееся в ненаправлении ОАО "Ж" в установленный законом срок проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 20 000 кв. м, расположенного в восточной части пос. Петровский Иншинского сельского округа Ленинского района Тульской области, кадастровый номер 71:14:04 04 01:0035. При этом суд обязал устранить допущенное нарушение путём направления заявителю проекта договора купли-продажи.
В свою очередь, будучи несогласной с постановкой земельного участка на кадастровый учет в указанных размерах, Администрация оспорила в суде действия органа кадастрового учета.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 17.06.2008 по делу N А68-1348/08-53/П суд удовлетворил заявленное Администрацией муниципального образования Ленинский район требование и признал незаконной постановку на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка общей площадью 20 000 кв.м. с кадастровым номером 71:14:04 04 01:0035 и обязал Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области снять с кадастрового учета данный земельный участок.
При рассмотрении указанных дел судом установлены следующие обстоятельства, которые в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего дела, а именно:
- постановление главы муниципального образования Ленинский район от 25.09.2002 N 880 не исполнялось, договор аренды сторонами не заключался и земельный участок площадью 2,0 га в аренду ОАО "Ж" не передавался;
- в связи с приобретением в собственность механической мастерской ОАО "Ж" имеет право на приобретение в собственность или аренду земельного участка, занятого недвижимостью (согласно техническому паспорту площадью 727,9 кв. м) и необходимого для ее использования. Земельный участок площадью 2,0 га является вновь образованным, при этом акт установления и согласования границ земельного участка от 10.01.2002 согласован Главой Администрации Иншинского сельского округа, которая не является органом местного самоуправления, обладающим полномочиями по решению вопросов, связанных с предоставлением земельных участков. Органами местного самоуправления муниципального образования Ленинский район Тульской области проект границ спорного участка не утверждался и не определялась его площадь, то есть земельный участок площадью 2,0 га был сформирован с нарушением порядка, установленного законом.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Тульской области от 12.05.2009 было прекращено исполнительное производство, возбужденное 06.03.2009 на основании исполнительного листа Арбитражного суда Тульской области от 19.03.2008 по делу N А68-8140/06-157/8.
В связи с указанным, ОАО "Ж" неоднократно обращалось в Администрацию муниципального образования Ленинский район с заявлениями о повторном формировании земельного участка площадью 20 000 кв. м с целью передачи его заявителю в собственность для эксплуатации нежилого здания механической мастерской площадью 727,9 кв. м.
В ответ на данные обращения Администрацией разъяснялось, что последняя не возражает против оформления землеустроительной документации, если общая площадь отмежеванных земельных участков не будет превышать 1,0 га, так как площадь объекта недвижимости около 0,08 га, ширина подъездных путей 6 м.
По заказу ОАО "Ж" 16.10.2009 ГУП ТО "Т" подготовило межевой план на испрашиваемый земельный участок площадью 2,0 га. Акт согласования границ и площади земельного участка со смежным землепользователями (СПК "И" и Администрацией муниципального образования Ленинский район") в межевом плане отсутствовал.
На основании указанного межевого плана 30.10.2009 земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 71:14:040401:525, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка от 30.10.2009 N 7114/218/09 - 15910.
Письмом от 10.11.2009 N 197 ОАО "Ж" направило в адрес Администрации полученный кадастровый паспорт и просило в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка (кадастровый номер 71:14:040401:525 площадью 2,0 га) в аренду сроком на 49 лет на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ.
В связи с письмом Администрации муниципального образования Ленинский район от 17.11.2009 N 6143 о проведении служебного расследования по факту указанной постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, ФГУ "З" земельный участок с кадастровым номером 71:14:040401:525 был снят с кадастрового учета, что подтверждается представленной в дело кадастровой выпиской.
Письмом от 01.12.2009 N 6456 Администрацией отказано ОАО "Ж" в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:14:040401:525 со ссылкой на непредставление необходимых документов.
Не согласившись с отказом, ОАО "Ж" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, право ОАО "Ж" на приобретение в аренду земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного на нём объекта недвижимости, органом местного самоуправления не оспаривается.
На стадии рассмотрения заявления Общества о приобретении прав на земельный участок между сторонами возникли разногласия о размере испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Как следует из материалов дела, в обоснование своего права на приобретение в аренду земельного участка площадью 2,0 га Обществом представлен в орган местного самоуправления кадастровый паспорт спорного земельного участка с кадастровым номером 71:14:040 401:525.
Указанный кадастровый паспорт объекта недвижимости не мог являться документом, подтверждающим площадь земельного участка необходимого для эксплуатации расположенных на нём зданий и строений, так как процедура постановки его на кадастровый учет была нарушена, что послужило основанием для принятия 26.11.2009 органом кадастрового учета решения о снятии этого участка с кадастрового учёта.
Решение о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка в установленном порядке оспорено не было и не отменено.
Таким образом, на дату принятия решения об отказе ОАО "Ж" в предоставлении в аренду земельного участка площадью 2,0 га государственный кадастровый учет этого участка осуществлен не был.
В соответствии с требованиями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства являются основанием для отказа в передаче в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером 71:14:040 401:525. был снят с кадастрового учёта. Кроме кадастрового плана этого участка (аннулированного в последствии) другие надлежащие доказательства, свидетельствующие о площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, заявителем представлены не были.
ОАО "Ж" при рассмотрении настоящего дела ссылалось на то, что для эксплуатации принадлежащего ему недвижимого имущества необходим участок 2,0 га.
Как следует из представленных заявителем ситуационного плана планируемой к возведению производственно-складской базы по изготовлению и комплектации деталей малоэтажных жилых домов, экспертного заключения ФГУЗ "Ц" от 25.12.2009 N 5376 размер участка площадью 2,0 га обоснован с учетом строительства на нем новых объектов производственной базы. О том же, только с изменением целевого назначения объектов недвижимости свидетельствует представленный заявителем план ремонтной базы авто и сельхозтехники, содержащий отсутствующие на земельном участке объекты, планируемые к возведению.
Из материалов дела следует ОАО "Ж" испрашивало спорный земельный участок в аренду в порядке, предусмотренном статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации, однако, порядок предоставления земельных участков для строительства регулируется другими нормами законодательства и по иным основаниям.
От проведения экспертизы по вопросу размера земельного участка, необходимого для эксплуатации здания механической мастерской площадью 727,9 кв. м стороны отказались (определение от 04.03.2010, протокол судебного заседания от 11.03.2010).
Оценив вышеуказанные доказательства и обстоятельства дела, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что право на использование земельного участка площадью 2,0 га для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости ОАО "Ж" не подтвердило.
Оснований для переоценки указанных выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, в кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт нарушения Администрацией муниципального образования Ленинский район Тульской области действующего законодательства, а также прав и охраняемых законом интересов ОАО "Ж", то оснований для удовлетворения требований последнего не имелось.
Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения ее по существу, с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24.03.2010 по делу N А68-14184/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Ж" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
...
В соответствии с требованиями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства являются основанием для отказа в передаче в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
...
Из материалов дела следует ОАО "Ж" испрашивало спорный земельный участок в аренду в порядке, предусмотренном статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации, однако, порядок предоставления земельных участков для строительства регулируется другими нормами законодательства и по иным основаниям."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 августа 2010 г. по делу N А68-14184/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании