Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 сентября 2010 г. по делу N А68-14464/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "В" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации муниципального образования Алексинский район - В.О.Е. - представитель, доверенность от 04.06.2010 N 24, выдана на срок до 31.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "В" на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.04.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А68-14464/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "В" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Главы администрации муниципального образования Алексинский район от 02.04.2009 N 113-р "О согласовании землеустроительной документации".
Решением суда первой инстанции от 19.04.2010 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по договору купли - продажи от 19.05.1998 ООО "В" приобрело у ОАО "К" базу отдыха "О", расположенную на территории Алексинского лесхоза Алексинского района, состоящую из трех сборных щитовых домиков.
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:010301:729, площадью 25 000 кв. м, на котором расположена указанная база отдыха "О", был предоставлен продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство от 27.01.1993 N 34-1).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.01.2007 по делу N А68-111-428/7-06 за ООО "В" признано право собственности на ряд объектов недвижимости, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, МО Буныревское, Сотинское лесничество, база отдыха "В".
Главой администрации муниципального образования Алексинский район было принято распоряжение от 02.04.2009 N 113-р "О согласовании землеустроительной документации", в соответствии с которым на структурные подразделения администрации Алексинского района возложена обязанность осуществлять согласование землеустроительной документации на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Алексинский район, только при наличии разрешения на межевание земельного участка, выданного администрацией Алексинского района.
Не согласившись с указанным распоряжением, ООО "В" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его.
Рассматривая настоящее дело, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений - часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Под ненормативным правовым актом понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемое ООО "В" распоряжение является ненормативным актом органа местного самоуправления, который распространяет своё действие в отношении определённого круга лиц, а именно должностных лиц структурных подразделений администрации Алексинского района.
Каких-либо обязанностей на ООО "В" данное распоряжение не возлагает.
Обосновывая нарушение своих прав и законных интересов, заявитель в суде ссылался на то, что оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления возлагает на Общество обязанность получить разрешение на межевание земельного участка, что препятствует установлению границ земельного участка, правообладателем которого он является.
В качестве доказательств нарушенного права Обществом в суд представлены письма ООО "Т" от 10.06.2010 N 42/10-06/АМ и ГУП "А" от 05.05.2010 N 17, из содержания которых следует, что для межевания земельного участка в Алексинском районе требуется получение разрешения на межевые работы от Администрации.
Однако, указанные письма не являются актами Администрации Алексинского района или структурного подразделения данного органа местного самоуправления, а следовательно, не могут свидетельствовать о нарушении прав заявителя оспариваемым распоряжением органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 35, 36 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.
По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
Учитывая изложенные требования закона, для выполнения кадастровых работ каких-либо разрешений не требуется.
При таких обстоятельствах спора суд пришёл к правильному выводу о том, что оспаривая распоряжение Главы администрации муниципального образования Алексинский район от 02.04.2009 N 113-р с целью устранения препятствий в проведении землеустроительных работ, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты своих прав и законных интересов.
Оснований для переоценки указанных выводов суда в кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение является внутренним документом органа местного самоуправления и не затрагивает прав и законных интересов ООО "В".
При таких обстоятельствах спора в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано обоснованно.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 19.04.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А68-14464/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
...
В соответствии со статьями 35, 36 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.
По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 сентября 2010 г. по делу N А68-14464/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании