Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 октября 2010 г. по делу N А68-14499/09-641-20
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - Г.Т.А. - старшего юрисконсульта (доверенность б/н от 24.02.2010 г.), от ответчика - В.Л.Ю. - представителя (доверенность б/н от 16.02.2010 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "К" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2010 г. по делу N А68-14499/09-641-20, установил:
Открытое акционерное общество "Т", (далее ОАО "Т"), обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "К", (далее ООО "К"), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 201 от 01.01.2010 на водоотведение в части редакции п. 4.2 договора (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.03.2010 пункт 4.2 договора от 01.01.2010 N 201 принят в редакции истца: "При объеме сбрасываемых вод сверх установленных лимитов на водоотведение, а также при превышении количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу сверх установленных нормативов, тариф в части такого превышения устанавливается в соответствии с действующим законодательством".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, ООО "К" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Тульской области от 01.03.2010 и Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 как незаконных.
В судебном заседании представитель ООО "К" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ОАО "Т" доводы кассационной жалобы не признал, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "К" направило ОАО "Т" для подписания договор от 01.01.2010 N 201 на водоотведение. В свою очередь ОАО "Т" направило ответчику свой вариант договора от 01.01.2010 N 201-У.
В результате преддоговорной переписки по спорному договору между сторонами остался несогласованным пункт 4.2 договора.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Т" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, истцом предложена следующая редакция спорного пункта: "При объеме сбрасываемых вод сверх установленных лимитов на водоотведения, а также при превышении количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу сверх установленных нормативов, тариф в части такого превышения устанавливается в соответствии с действующим законодательством".
Согласно редакции пункта 4.2 договора, предложенной ответчиком: "Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения устанавливается в пятикратном размере тарифа, установленного в п. 4.1 договора и взимается организацией дополнительно к плате за услуги по приему сточных води и загрязняющих".
В соответствии со ст.ст. 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно пункту 3 данной статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы N 632).
Согласно п. 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В соответствии с Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 70).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе - за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации Тульской области от 22.10.2009 N 823 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области.
Порядком предписано, что условия приема, в том числе размер платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, разрабатываются исходя из технического состояния очистных сооружении и размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, устанавливаемых организациям ВКХ за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органом исполнительней власти в сфере охраны окружающей среды.
Таким образом, предложенная истцом и принятая судом редакция спорного пункта договора не противоречит действующему законодательству.
Доводы заявителя о том, что в силу закона он имеет право на получение повышенной платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, которая определена им в пятикратном размере установленного тарифа, подлежат отклонению как противоречащие требованиям ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310, согласно которым порядок взимания платы за превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также ее размер, определяют уполномоченные органы исполнительной власти. При этом, то обстоятельство, что утвержденный Постановлением Администрации Тульской области от 22.10.2009 N 823 Порядок взимания, платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных, пунктов Тульской области не определяет размер повышенной платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, не дает ответчику права определять данный размер самостоятельно.
Поскольку установление размера такой платы относится к компетенции уполномоченных органов государственной власти в области государственного регулирования цен и тарифов, определение данного размера арбитражным судом, как того требует ответчик, выходит за пределы полномочий суда и нарушает вышеуказанный порядок его государственного регулирования.
Ссылка заявителя на то, что пятикратный повышающий коэффициент определен Порядком определения платы N 632, не может быть принята во внимание, поскольку указанный повышающий коэффициент установлен для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с природопользованием и непосредственным сбросом в загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а не в систему канализации, как это предусмотрено спорным договором.
В связи с этим, предложенная ответчиком редакция п. 4.2 договора правомерно отклонена арбитражным судом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской обл. от 1 марта 2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2010 г. по делу N А68-14499/09-641-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя о том, что в силу закона он имеет право на получение повышенной платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, которая определена им в пятикратном размере установленного тарифа, подлежат отклонению как противоречащие требованиям ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310, согласно которым порядок взимания платы за превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также ее размер, определяют уполномоченные органы исполнительной власти. При этом, то обстоятельство, что утвержденный Постановлением Администрации Тульской области от 22.10.2009 N 823 Порядок взимания, платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных, пунктов Тульской области не определяет размер повышенной платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, не дает ответчику права определять данный размер самостоятельно.
...
Ссылка заявителя на то, что пятикратный повышающий коэффициент определен Порядком определения платы N 632, не может быть принята во внимание, поскольку указанный повышающий коэффициент установлен для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с природопользованием и непосредственным сбросом в загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а не в систему канализации, как это предусмотрено спорным договором."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2010 г. по делу N А68-14499/09-641-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании