Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Советского районного суда города Тулы от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30 августа 2023 года по делу по иску прокурора Заводского района города Орла в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях об обязании привести в надлежащее состояние защитное сооружение гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, возражение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Самаре, городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Заводского района города Орла (далее также - прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее также - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях) о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу привести в надлежащее состояние защитное сооружение гражданской обороны (далее также - ЗС ГО), расположенное по адресу: "адрес", являющееся объектом недвижимого государственного имущества Орловской области, инв. номер N, находящимся в федеральной собственности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки прокуратурой Заводского района города Орла с привлечением специалистов ОНД и ПР по городу Орлу УНД и ПР ГУ МЧС России по Орловской области установлено, что вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны в нарушение требований действующего законодательства о гражданской обороне находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению. МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях надлежащих мер к поддержанию ЗС ГО в надлежащем состоянии постоянной готовности к использованию не принимает, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и подготовки к ведению гражданской обороны.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: спланировать и организовать мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к использованию по предназначению; привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению и провести техническое обслуживание и ремонт защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; провести мероприятия, направленные на обеспечение герметизации защитного сооружения и сохранности элементов; провести мероприятия по планово-предупредительному и капитальному ремонту технических систем и строительных конструкций; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; провести комплексную оценку технического состояния; провести мероприятия по обозначению входов в ЗС ГО и маршрутов движения укрываемых к ним; обеспечить наличие актуальной документации ЗС ГО в соответствии с требованиями Правил эксплуатации ЗС ГО; обеспечить звено по обслуживанию ЗС ГО в полном объеме средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (с соответствующим сроками хранения) в соответствии с действующим законодательством; в полном объеме создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий для оснащения ЗС ГО; укомплектовать запас необходимого инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов в ЗС ГО; провести мероприятия по приведению фильтровентиляционной системы ЭС ГО в исправное состояние; обеспечить объект системой автоматической пожарной сигнализации; обеспечить объект системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; устранить загромождение путей движения, входов и аварийных выходов.
Обязать МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить финансирование, необходимое для приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения, с инв. номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Советского районного суда города Тулы от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30 августа 2023 года, исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 13 октября 2023 года через Советский районный суд города Тулы, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 ноября 2023 года, заявитель просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные.
Суть доводов жалобы сводится к тому, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неверном толковании и применении норм материального и процессуального права, что повлияло на определение юридически значимых обстоятельств по делу и оценку представленных суду доказательств.
В частности, утверждается, что выбранный прокурором способ зашиты не соответствует закону и характеру нарушенного права, суды должным образом не исследовали и не установили обстоятельства, при которых спорное убежище было отнесено к ЗС ГО и в каком виде оно существовало, соответствовал ли объект гражданской обороны на момент ввода его в эксплуатацию нормативным требованиям, предъявляемым к таким объектам, не указали источник и порядок финансирования мероприятий по ремонту убежища, не установили, предусмотрена ли нормативными актами возможность ответчика по самостоятельному определению порядка и объема финансирования мероприятий по приведению ЗС ГО в надлежащее состояние, требуются ли для разрешения отдельных технических вопросов по содержанию и эксплуатации защитного сооружения и возможности выполнения ответчиком отдельных видов работ специальные познания в этой области и необходимо ли для этого назначение экспертизы.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ЗС ГО, инв. номер N, расположенное по адресу: "адрес" находится в федеральной собственности и не имеет балансодержателя.
Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) N убежище имеет следующие технические характеристики: вместимость - 120 человек; общая площадь - 76, 5 кв.м; общий объем - 179, 8 куб.м; расположение убежища: встроенное в здание; количество входов - один; количество дверей и ставен: защитно-герметических - 2 шт; герметических - 2 шт; класс защиты убежища - 3.
18 июля 2022 года в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства прокуратурой Заводского района города Орла выявлены нарушения Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (далее также - Правила эксплуатации ЗС ГО) при содержании указанного ЗС ГО, описанные в акте проверки от 19 июля 2022 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, позицию которого апелляционная инстанция признала правильной, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее также - Закон о гражданской обороне), Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 (далее также - Положение о гражданской обороне), Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее также - Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны), Правил эксплуатации ЗС ГО, Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 (далее также - Положение N. 432), постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", ссылки на которые имеются в судебных актах, установив, что ЗС ГО - противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: "адрес", учтено в реестре федерального имущества, и в реестре муниципального имущества муниципального образования "Город Орел" не значится, статус объекта гражданской обороны не утратило и находится в
неудовлетворительном, непригодном для использования по прямому назначению состоянии, пришел к выводу о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений в области законодательства о гражданской обороне на МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
При этом районный суд нашел необоснованными доводы представителя МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях об отсутствии обязанности по поддержанию объектов гражданской обороны в рабочем состоянии, отметив, что ЗС ГО инв. номер N, расположенное по адресу: "адрес", учтено в реестре федерального имущества, в связи с чем бремя содержания федерального имущества несет Росимущество, осуществляющее полномочия его собственника.
Довод МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях о возложении обязанностей собственника на региональные государственные органы и органы местного самоуправления суд признал несостоятельным, указав, что спорный объект гражданской обороны отнесен к федеральной собственности, сведения о том, что противорадиационное укрытие в установленном порядке передавалось в муниципальную собственность, в материалах дела отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в обязанности МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях не входят мероприятия по гражданской обороне и укрытию населения, вследствие чего расходование денежных средств будет являться нецелевым, поскольку содержание и восстановление ЗС ГО является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признал несостоятельными, поскольку отсутствие у ответчика финансирования на проведение мероприятий по приведению ЗС ГО в соответствие с требованиями действующего законодательства не может являться основанием для освобождения его от обязанностей, предусмотренных законом.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Реализация прокурором процессуального права на обращение в суд не предопределяет содержащихся в судебном решении по соответствующему заявлению прокурора выводов суда, которые основываются на результатах исследования и оценки доказательств и установления на их основе фактических обстоятельств конкретного дела (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2022 года N 98-О).
Согласно статье 1 Закона о гражданской обороне требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пункта 10 Положения о гражданской обороне основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО и их технических систем (абзац второй).
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона о гражданской обороне обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В пункте 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища; противорадиационные укрытия; укрытия; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; санитарно-обмывочные пункты; станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В силу пункта 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Организации, эксплуатирующие ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (пункты 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации ЗС ГО).
Согласно подпункту "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
В соответствии с Положением N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1), в том числе осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества и контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (подпункты 5.3 и 5.8 пункта 5).
Согласно пункту 4 Положения N 432 Росимущество осуществляет указанные полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, которым в Орловской области является МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
По общим правилам, установленным статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами, суды установили, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Автогрейдерная, д. 11, имеет статус ЗС ГО, включен в реестр федерального имущества, право собственности Российской Федерации на него возникло в силу закона, доказательств выбытия в установленном порядке спорного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации не имеется, ЗС ГО находится в неудовлетворительном, непригодном для использования по прямому назначению состоянии, в связи с чем пришли к обоснованным выводам об удовлетворении заявленных требований о приведении ЗС ГО в надлежащее состояние.
Рассмотрение дела в порядке гражданского судопроизводства в данном случае на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу заявленного прокурором требования не повлияло.
Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и к выражению несогласия с этой оценкой, основанного на собственной субъективной трактовке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств. Данным доводам судами дана подробная и мотивированная оценка, изложенная в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которой у судебной коллегии кассационного суда оснований не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы в данном случае не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и не освобождают ответчика, реализующего полномочия собственника в отношении ЗС ГО, от выполнения предусмотренных Законом о гражданской обороне обязанностей по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению.
При таких данных, обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Советского районного суда города Тулы от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.