Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Авдонкина В.С. и Гусейнова Т.Г., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - Минобороны России Егоровой Ксении Александровны на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 18 апреля 2023 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 1 августа 2023 г., принятые по административному делу N 2а-101/2023 по административному иску военнослужащего войсковой части N "звание" Корчагина Евгения Александровича об оспаривании бездействия федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанного с неначислением дохода от инвестирования накоплений на именном накопительном счете (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Авдонкина В.С, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
обжалуемым решением суда, оставленным без изменения указанным выше апелляционным определением, административный иск Корчагина удовлетворен частично. Суд признал незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека" по определению размера дохода от инвестирования накоплений, подлежащего зачислению на ИНС Корчагина за период с 1 июля 2011 г. по 1 августа 2021 г, и обязал ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет размера указанного инвестиционного дохода, а Минобороны России перечислить на ИНС Корчагина соответствующие денежные средства.
В удовлетворении требований о возложении на Минобороны России и ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по зачислению на ИНС административного истца денежных средств в конкретном размере - "данные изъяты", отказано.
В поданной 6 октября 2023 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Егорова, считая принятые судебные акты незаконными ввиду несоответствия выводов, изложенных в них, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права, просит их отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы Егорова, ссылаясь на законодательство о НИС, полагает, что получение военнослужащим за счет средств федерального бюджета неначисленного своевременно инвестиционного дохода не предусмотрено действующим законодательством, наносит материальный ущерб не только Минобороны России, но и Российской Федерации в целом.
Далее Егорова отмечает, что ведение ИНС участника НИС состоит из взаимообусловленных действий различных органов военного управления. При этом Минобороны России непосредственно ведением реестра участников НИС и учетом их накоплений не занимается, каких-либо прав административного истца не нарушало, в связи с чем Минобороны России не обязано перечислять на ИНС Корчагина денежные средства в размере неначисленного инвестиционного дохода.
Более того, понуждение Минобороны России к выделению денежных средств является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение входящих в его компетенцию вопросов, чем нарушается установленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, не имеется.
Рассмотрев административное дело в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела ввиду несвоевременных действий воинских должностных лиц Корчагин включен в реестр участников НИС 9 июля 2021 г, с датой возникновения права на это - 1 июля 2011 г.
В связи с этим ФГКУ "Росвоенипотека" инвестиционный доход начисляло и учитывало на его ИНС с третьего квартала 2021 г.
Исходя из данных обстоятельств дела, применив положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 4, 5, 11, 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС), Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449, постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", п. 5, 6, 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, суды первой и апелляционной инстанций приняли правильные, соответственно, решение об удовлетворении административного иска и апелляционное определение об оставлении без изменения данного решения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы ранее при производстве по данному делу уже приводились стороной административного истца, рассматривались судами первой и апелляционной инстанций, которые обоснованно, с приведением соответствующих мотивов отклонили их, оснований для признания этих выводов судов неправильными суд кассационной инстанции не усматривает.
Основанные на ошибочном понимании норм права несогласие автора кассационной жалобы с принятыми судебными актами, его доводы, суждения о том, как должно быть разрешено дело, не влекут вывода о незаконности этих актов.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о НИС к участникам НИС относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года начиная с 1 января 2005 г.
Из п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона о НИС, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, следует, что прапорщики и мичманы, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г, подлежат включению в реестр участников НИС, если общая продолжительность их военной службы по контракту три года.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством, прежде всего, формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Согласно ст. 5 того же Закона, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
- учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
- доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Из приведенных выше правовых положений следует, что государство гарантирует военнослужащим, являющимся участниками НИС, реализацию права на жилище, в том числе посредством начисления на их именных накопительных счетах доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
В силу изложенного выше суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам о том, что неначисление ФГКУ "Росвоенипотека" на ИНС Корчагина доходов от инвестирования накоплений за период времени с момента возникновения оснований для включения его в реестр участников НИС до несвоевременного включения в данный реестр, то есть с 1 июля 2011 г. по 1 августа 2021 г, нарушает жилищные права административного истца, поскольку существенно снижает размер денежных средств, которые могут быть предоставлены ему для приобретения жилого помещения.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд, с выводом которого обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, правильно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность произвести расчет суммы инвестиционного дохода, который был бы начислен Корчагину при своевременном включении в реестр участников НИС, а Минобороны России перечислить на ИНС Корчагина соответствующие денежные средства.
Привлечение Минобороны России в качестве административного ответчика и возложение на него судом указанных выше обязанностей обосновано его полномочиями в сфере НИС. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС.
Ввиду изложенного выше ошибочными являются доводы представителя административного ответчика Егоровой о том, что выплата Корчагину недополученного инвестиционного дохода нанесет материальный ущерб как Минобороны России, так и Российской Федерации в целом.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что принятым решением суд ограничил права Минобороны России, как главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение входящих в его компетенцию вопросов, является несостоятельным, поскольку суд в соответствии с предоставленными ему полномочиями, в том числе ст. 118 Конституции Российской Федерации, ст. 1-4 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", ч. 2 ст. 227 КАС РФ, осуществил судебную защиту прав административного истца и принял указанное решение в целях восстановления нарушенных его прав.
Таким образом, рассмотрев данное дело в пределах доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд считает, что предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов, в том числе в безусловном порядке, по делу не имеется, ввиду чего данные акты являются законными и обоснованными, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 18 апреля 2023 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 1 августа 2023 г. по административному исковому заявлению Корчагина Евгения Александровича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Егоровой Ксении Александровны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 декабря 2023 г.
Председательствующий Судьи
Р.В. ПрытковВ.С. АвдонкинТ.Г. Гусейнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.