Кассационный военный суд в составе: председательствующего Яковлева И.А., судей Авдонкина В.С. и Кузнеченкова Д.Н., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-19/2023 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Егоровой Ксении Александровны на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2023 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 23 мая 2023 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "звание" Дугарова Александра Гылыкжамсоевича об оспаривании бездействия руководителя Федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека", Учреждение), связанного с неначислением дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Кузнеченкова Д.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения в апелляционном порядке, административное исковое заявление Дугарова удовлетворено частично.
При этом суд признал незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека" по неначислению на именной накопительный счет (далее - ИНС) административного истца за период с 25 июня 2014 г. по 1 ноября 2020 г. инвестиционного дохода, и обязал Учреждение рассчитать и истребовать у Министерства обороны Российской Федерации сумму в размере не менее "данные изъяты", а указанное ведомство перечислить ее на ИНС Дугарова.
Кроме того, суд взыскал с ФГКУ "Росвоенипотека" в пользу Дугарова в счет возмещения судебных расходов 8 300 рублей, отказав в оставшейся части требований на сумму в 22 000 рублей.
В поданной 25 октября 2023 г. кассационной жалобе представитель Егорова, указывает на то, что восстановление инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено, при этом права административного истца действиями Министерства обороны Российской Федерации не нарушались и в компетенцию этого ведомства не входят обязанности по перечислению денежных средств на именные накопительные счета. В связи с этим просит отменить судебные постановления и отказать в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Дугаров непрерывно проходит военную службу по контракту в войсковой части N с 20 января 2014 г.
По факту несвоевременного включения административного истца в реестр накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) проведено разбирательство, в результате которого за ним признано право состоять в нем с 25 июня 2014 г.
По состоянию на 1 января 2022 г. на ИНС Дугарова учтены накопления за период с 25 июня 2014 г. по 31 декабря 2021 г. в размере "данные изъяты", в том числе доход от инвестирования в сумме "данные изъяты".
Согласно данным, размещенным на сайте ФГКУ "Росвоенипотека" размер инвестиционного дохода участника НИС, своевременно включенного в реестр в июне 2014 г, то есть в тот же период, как и административный истец, по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 549 070 рублей.
Учтя указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав Дугарова ему после произведения соответствующих расчетов, причитается к начислению инвестиционный доход в размере не менее "данные изъяты" ("данные изъяты" рублей - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек).
Кассационный военный суд считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела и нормах материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе".
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются из учитываемых на ИНС участников НИС накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Согласно частям 4 - 6 той же статьи учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 создано в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подпункта "в" пункта 5, пунктов 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, ИНС включает в себя ряд сведений, в том числе о доходах от инвестирования.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств. Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Из приведенных выше правовых положений следует, что государство гарантирует военнослужащим, являющимся участниками НИС, реализацию права на жилище, в том числе посредством начисления на их именных накопительных счетах доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
На основании общедоступных данных, размещенных в сети "Интернет", в разделе "Раскрытие информации" официального сайта ФГКУ "Росвоенипотека" судами установлено, что несвоевременное включение Дугарова в реестр участников НИС привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничило его право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включенными в реестр участников НИС, ввиду чего суды пришли к обоснованным выводам о нарушении стороной административных ответчиков прав административного истца на возможность воспользоваться накоплениями для жилищного обеспечения в полном объеме, включающем инвестиционный доход.
Указанная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Обзора практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 года, что в силу пункта 3 части 3 статьи 310 КАС Российской Федерации является правильным истолкованием закона.
Вопреки доводам жалобы отсутствие регламентации начисления инвестиционного дохода на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которые гарантированы законом. Защита этих прав в силу пункта 2 статьи 3 КАС Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства.
Правильными являются и выводы судебных инстанций относительно возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по восстановлению нарушенных прав административного истца, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" именно на военное ведомство возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Что же касается указания в кассационной жалобе на то, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации не было нарушений жилищных прав Дугарова, то согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления).
Исходя из разъяснений, которые содержатся в абзаце 2 пункта 26 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21, суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
По настоящему административному делу подобных обстоятельств не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется, другие основания для этого также отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Борзинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2023 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 23 мая 2023 г. по административному исковому заявлению Дугарова Александра Гылыкжамсоевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 7 декабря 2023 г.
Председательствующий И.А Яковлев
Судьи: В.С. Авдонкин
Д.Н. Кузнеченков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.