Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Красношапки В.Б. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-177/2023 по кассационным жалобам представителей административных ответчиков - начальника Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования "Военно-медицинская академия "данные изъяты" (далее - Военно-медицинская академия) и Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 5 октября 2023 г. по административному исковому заявлению "звание" Вязьмина Вячеслава Вячеславовича об оспаривании приказа Министра обороны Российской Федерации о назначении на воинскую должность по окончании Военно-медицинской академии.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационных жалоб, поданных на неё возражений Вязьмина В.В, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 июня 2023 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Вязьмина В.В. в котором он просил признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 апреля 2023 года N 066 л/с в части назначения его на низшую воинскую должность по окончании обучения в Военно-медицинской академии и обязать названное должностное лицо отменить указанный приказ.
Апелляционным определением 1-го Западного окружного военного суда от 5 октября 2023 года решение гарнизонного военного суда отменено с принятием по делу нового решения, которым административное исковое заявление Вязьмина В.В. удовлетворено. Судом апелляционный инстанции признан незаконным оспариваемый приказ Министра обороны Российской Федерации и с возложением на названное должностное лицо обязанности по его отмене.
В кассационных жалобах, поданных 14 и 21 ноября 2023 г, представители административных ответчиков, каждый в отдельности, просит отменить обжалуемый судебный акт, в связи с существенным нарушением судом апелляционной инстанции норм материального права и оставить в силе решение гарнизонного военного суда.
В обосновании этого, заявители приводят доводы, отражающие единую позицию административных ответчиков по делу, согласно которой назначение Вязьмина В.В. по окончании обучения в Военно-медицинской академии на должность, являющиеся низшей по отношению к должности, занимаемой им до поступления на обучение, не противоречит требованиям действующего законодательства в области военной службы. Данная должность, как указывают авторы жалоб, соответствует его уровню профессиональной подготовки и имеющиеся у него военно-учетной специальности, а назначение на нее осуществлено согласно плану распределения выпускников вузов Министерства обороны Российской Федерации.
Административный истец в письменных возражениях на кассационные жалобы, указывая на несостоятельность изложенных в них доводов, просит судебный суда апелляционной инстанции акты оставить без изменений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационных обращений, кассационный военный суд приходит к выводу, что апелляционное определение подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества - долг и обязанность гражданина России; гражданин России несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
По смыслу этой статьи в ее взаимосвязи со статьями 17, 19, 55, 60 и 71 Конституции Российской Федерации особенности правового статуса военнослужащего предполагают определенные ограничения конституционных прав и свобод лиц, несущих военную службу, вводя которые федеральный законодатель должен исходить из целей конституционного предназначения военной службы как таковой и обеспечивать соразмерность (пропорциональность) вводимых ограничений этим целям с учетом характера и объективных условий ее прохождения
Военная служба, представляет собой особый вид государственной службы - профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Такого рода деятельность, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству. Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Исходя из этого, служба в современной российской армии - с учетом принципов ее организации и функционирования, степени ее технологической оснащенности, а также специфики деятельности лиц, несущих военную службу, обязанности которых по подготовке к вооруженной защите и по вооруженной защите Российской Федерации требуют выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, предполагает предъявление повышенных требований к военнослужащим. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил возникновения, изменения и прекращения военно-служебных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 г. N 6-П).
При этом согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 "О статусе военнослужащих" лица, проходящие военную службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
С учетом данного законоположения у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, отсутствует безусловное право по своему усмотрению изменять условия прохождения военной службы и служебно-правовое положение, предусмотренных контрактом о ее прохождении, что отличает военную службу как от работы по трудовому договору, так и от иных видов государственной службы и представляет собой важную особенность ее прохождения.
В соответствии с пунктами 5, 6 и 9 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные настоящим Положением.
Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
При этом военнослужащие, окончившие военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру, назначаются на воинские должности, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей.
При невозможности назначения на указанные воинские должности такие военнослужащие могут быть назначены на иные воинские должности, но не ниже ранее занимаемых.
Возможность назначение военнослужащих, окончивших военно-учебные заведения адъюнктуру, военную докторантуру на низшие воинские должности, соответствующие их уровню образования и военно-учетной специальности в первую очередь направлена на обеспечение их использования по служебному предназначению, а также обеспечение эффективности деятельности по расстановке кадров с целью поддержания боевой готовности воинских подразделений.
Что касается назначения военнослужащих, окончивших военно-учебные заведения адъюнктуру, военную докторантуру на воинские должности не ниже ранее занимаемых, то оно имеет место тогда, когда отсутствует возможность назначения указанных военнослужащих на воинские должности, соответствующие их уровню образования, профессиональной подготовки и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей, что следует из абзаца 2 пункта 9 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы.
Из материалов дела следует, что Вязьмин В.В. с 1 сентября 2021 года по 29 апреля 2023 года проходил обучения в Военно-медицинской академии по программе магистратуры на факультете руководящего медицинского состава в должности слушателя. До прохождения обучения Вязьмин В.В. занимал воинскую должность начальника медицинской службы - "данные изъяты" войсковой части N, для которой штатом было предусмотрено воинское звание " "звание"" и 25 тарифный разряд.
В связи с окончанием Военно-медицинской академии Вязьмин В.В. в соответствии с планом распределения офицеров-выпускников военно-учебных заведений и перечнем вакантных воинских должностей, комплектуемых офицерами - медицинской службы "данные изъяты" от 29 марта 2023 года, приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 апреля 2023 года N 066 л/с назначен на воинскую должность заместителя начальника "данные изъяты"), который соответствует воинское звание " "звание" медицинской службы и 23 тарифный разряд. При этом судами также установлено, что указанная воинская должность соответствует уровню образования и профессиональной подготовки Вязьмина В.В, а также имеющейся у него военно-учетной специальности.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также требования вышеприведённых норм материального права, гарнизонной военный суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого Вазьминым В.В. приказа Министра обороны Российской Федерации, поскольку назначение Вазьмина В.В. на воинскую должность по окончании Военно-медицинской академии соответствует как требованиям Положения о порядке прохождения военной службы, так и требованиям приказа Министра обороны РФ от 30 октября 2015 г. N 660 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" в части назначения на воинские должности военнослужащих, окончивших военно-учебные заведения.
Вопреки выводу суда апелляционной инстанции, согласия Вязьмина В.В. на такое назначение не требовалось, так как порядок назначения на воинские должности выпускников военно-учебных заведений отличается от общего порядка назначения военнослужащих на низшие воинские должности. В свою очередь в процессе рассмотрения дела установлено, что общие условия назначения Вязьмина В.В. на воинскую должность, установленные пунктом 10 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, соблюдены.
Ссылка суда апелляционной инстанции на приказ Министра обороны РФ от 7 апреля 2015 г. N 185 "Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" является беспредметной, поскольку данным приказом определяются условия приема кандидатов из числа офицеров для поступление в высшие военно-учебные заведения на обучение слушателями по программам с высшей военной оперативно-тактической подготовкой. Порядок деятельности органов военного управления и их должностных лиц по дальнейшему определению служебно-правового положения выпускников военно-учебных заведений данным приказом не установлен.
Не влияет на правильность выводов суда первой инстанции и то обстоятельство, что Вязьмин В.В. предварительно был распределен на высшую воинскую должность, поскольку как установлено в ходе рассмотрения дела, в том числе на основании пояснений представителей административных ответчиков, при назначении административного истца руководствовались перечнем вакантных воинских должностей, комплектуемых офицерами медицинской службы "данные изъяты" от 29 марта 2023 г, подписанным начальником управления кадров данного вида Вооруженных Сил. Воинская должность, на которую Вязьмин В.В. был предварительно распределен, в указанном перечне вакантных должностей от 29 марта 2023 года отсутствовала, поскольку была занята иным военнослужащим. Кроме того, при назначении Вязьмина В.В. на воинскую должность учитывались его пожелания относительно вида Вооруженных Сил Российской Федерации и места службы.
Данные обстоятельства были подтверждены сведениями, представленными административными ответчиками в ответ на запрос окружного военного суда, которые были исследованным судом и ни кем не оспорены.
При таких обстоятельствах кассационный военный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ Министра обороны Российской Федерации о назначении Вязьмина В.В. на воинскую должность принят в соответствии с требованиями законодательства, как правомерно посчитал суд первой инстанции. При этом соблюдение указанных требований подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, исследованных судом первой инстанции, оценка которых положена в основу принятого им решения. В этой связи у суда апелляционной инстанции не было оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, то решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 июня 2023 г. на основании п. 4 ч. 1 ст. 329 КАС РФ подлежит оставлению в силе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 5 октября 2023 года отменить, оставить в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 июня 2023 года по административному исковому заявлению Вязьмина Вячеслава Вячеславовича.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2023 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи В.Б. Красношапка
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.