Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 сентября 2010 г. по делу N А08-1003/2010-27
(извлечение)
См. также определения Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 апреля 2011 г. по делу N А08-1003/2010-27 и от 14 июня 2011 г. N Ф10-3260/10 по делу N А08-1003/2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от открытого акционерного общества "К" - К.Г.В. - представитель, доверенность от 10.03.2010 N 85/07, Г.И.Г. - представитель, доверенность от 10.12.2009 N 13721/07, от Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области - П.А.И. - представитель, доверенность от 30.10.2009 N 399-01-09, от муниципального унитарного предприятия "В" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, М.О.А. - представитель, доверенность от 26.01.2010 N 108/01, от прокуратуры Белгородской области - Б.Р.А. - представитель, доверенность от 29.03.2010 N 681/05,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "К" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.05.2010 по делу N А08-1003/2010-27, установил:
Открытое акционерное общество "К" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействующим решения Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 27.11.2009 N 373 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "В" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010-2015 годы".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.05.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция полагает, что принятый по делу судебный акт подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, МУП "В" является организацией коммунального комплекса, которая осуществляет эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для жителей города Ст. Оскол.
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.11.2009 N 373 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "В" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010-2015 годы" была утверждена инвестиционная программа МУП "В" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010-2015 годы.
Этим же решением, опубликованном в установленном порядке и вступившим в законную силу, также были установлены тарифы и надбавки к тарифам на услуги, оказываемые МУП "В", а именно:
- тариф на подключение к системе водоснабжения (Приложение N 2 к решению от 27.11.2009 N 373) в сумме 361,38 рублей/куб м;
- тариф на подключение к системе водоотведения (Приложение N 3 к решению от 27.11.2009 N 373) в сумме 303,13 рублей/куб. м;
- надбавка к тарифам на холодную воду для потребителей -юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением бюджетных организаций и предприятий ЖКХ) (Приложение N 4 к решению от 27.11.2009 N 373) в сумме 13,81 рублей/куб м;
- надбавка к тарифам на водоотведение для потребителей -юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением бюджетных организаций и предприятий ЖКХ) (Приложение N 5 к решению от 27.11.2009 N 373) в сумме 13,25 рублей/куб м.
В связи с принятием указанного решения МУП "В" 04.02.2010 в адрес ОАО "К" был направлен проект дополнительного соглашения о внесении изменений в ранее заключенный договор на водоснабжение и водоотведение от 01.04.2003 N 484 в части применяемых сторонами с 2010 года при расчетах за оказанные услуги тарифов и надбавок, установленных решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 27.11.2009 N 373.
Не согласившись с решением от 27.11.2009 N 373, на основании которого с 2010 года стоимость услуг водоснабжения для ОАО "К" увеличилась, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Кассационная инстанция полагает, что с обжалуемым судебным актом следует не согласиться, так как принят он без исследования и оценки судом всех обстоятельств спора и доводов сторон.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого нормативного акта недействующим является несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением Совета депутатов Старооскольского городского округа была утверждена инвестиционная программа МУП "В" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010-2015 годы, а также установлены тарифы и надбавки к тарифам на услуги, оказываемые МУП "В", на период действия Инвестиционной программы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N210-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона: утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры (пункты 1, 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
На основании статьи 11 Закона N 210-ФЗ программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования (пункт 1).
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса (пункт 2).
Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса (пункт 3).
Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей (пункт 4).
До 1 января 2010 года при отсутствии программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, технические задания на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, предусмотренные частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, утверждаются представительными органами муниципальных образований (пункт 1 статьи 18 Закона N 210-ФЗ).
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - это определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (пункт 6 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Как следует из материалов дела, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований в Старооскольском городском округе до 1 января 2010 года разработана и утверждена не была.
Вместе с тем, техническое задание на разработку инвестиционной программы для МУП "В" утверждено главой Староосколького городского округа, а не представительным органом муниципального образования.
Указанные обстоятельства спора судом первой инстанции исследованы не были и оценка им не дана.
В силу пункта 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Исходя из пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, предельные индексы устанавливаются в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области N 11/35 от 20.11.2009 утверждены на 2010 год предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод, по Старооскольскому городскому округу в размере 114,6%.
Согласно оспариваемому решению с 2010 года услуги водоснабжения для предприятий - потребителей МУП "В" увеличиваются с 18 руб./куб. м до 22,78 руб./куб. м, что составляет 126,56%, а водоотведения с 11,59 руб./куб. м до 20,18 руб./куб. м, что составит 174,11%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним).
Размер надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, к расчетному объему реализуемых организацией коммунального комплекса товаров и услуг соответствующего вида.
В силу пункта 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок.
Отклоняя довод ОАО "К" о несоответствии установленных тарифов предельным индексам, арбитражный суд указал на то, что государственное регулирование надбавок к тарифам на услуги, оказываемые МУП "В", в 2009 году не осуществлялось, а поэтому предельные индексы в данном случае не применяются.
Однако доказательства, на которых основаны данные выводы суда, в обжалуемом судебном акте не приведены. Обстоятельства, связанные с тем, осуществляло ли МУП "В" либо его правопредшественник в 2009 году оказание соответствующих услуг в сфере коммунального хозяйства также не исследованы.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ (в редакции от 18.10.2007, действовавшей в спорный период) органы местного самоуправления, осуществляя полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Пунктом 43 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что размер надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, к расчетному объему реализуемых организацией коммунального комплекса товаров и услуг соответствующего вида.
Оспаривая решение Совета депутатов Старооскольского городского округа, ОАО "К" также заявляло о неправомерном расчете надбавок к тарифам, утвержденным указанным нормативным правовым актом.
При этом заявителем был представлен суду контррасчет размера данных надбавок.
Однако, в ходе судебного разбирательства указанные обстоятельства судом исследованы не были и оценка им не дана.
С учетом вышеприведенных обстоятельств принятое по настоящему делу решение суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.05.2010 по делу N А08-1003/2010-27 отменить и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ (в редакции от 18.10.2007, действовавшей в спорный период) органы местного самоуправления, осуществляя полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Пунктом 43 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что размер надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, к расчетному объему реализуемых организацией коммунального комплекса товаров и услуг соответствующего вида."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А08-1003/2010-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании