Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Администрации города Омска, поданную через суд первой инстанции 10 октября 2023 г, кассационное представление прокуратуры Омской области, поданное в суд кассационной инстанции 5 декабря 2023 г. на решение Центрального районного суда г. Омска от 24 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 30 августа 2023 г.
по административному делу N 2а-700/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Витязь и К" к Администрации города Омска о признании недействующими постановлений.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Веселковой И.А, представляющей интересы Администрации города Омска, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, поддержавшего доводы кассационного представления, Коваль Е.М, представляющей интересы Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска, возражения Лосевой Я.В, Косых С.В, представляющих интересы общества с ограниченной ответственностью "Витязь и К", Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Витязь и К" (далее - ООО "Витязь и К", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части постановления Администрации г. Омска от 2 мая 2012 г. N 636-п (в редакции постановления Администрации г. Омска от 21 июня 2017 г. N 615-п "О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 2 мая 2012 г. N 636-п") и постановления Администрации г. Омска от 8 сентября 2007 г. N 993-п.
Требования мотивированы тем, что на основании договоров купли-продажи от 11 декабря 2006 г. Общество является собственником нежилого одноэтажного здания склада судового инвентаря с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, нежилого одноэтажного здания караванной конторы "передвижная" с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, относительно ориентира в границах участка - нежилого здания с почтовым адресом "адрес"
Земельный участок с кадастровым номером N на основании договора от 21 февраля 2019 г. N, заключенного с департаментом имущественных отношений г. Омска, передан ООО "Витязь и К" в аренду сроком на 5 лет.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 4 марта 2021 г. N 225 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность ООО "Витязь и К" отказано ввиду расположения участка в границах зоны городской рекреации.
Оспариваемые в части проекты планировки и межевания территории не соответствуют Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (в редакции, действующей в настоящее время), поскольку зона рекреации в местоположении земельного участка более не планируется, в настоящее время градостроительными документами, имеющими большую юридическую силу, предусмотрена зона смешанной общественно-деловой застройки. Просило признать недействующими постановления N 636-п (в редакции постановления N 615-п) и постановления N 993-п в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N
Решением Центрального районного суда г. Омска от 24 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 30 августа 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено; признано недействующим постановление Администрации города Омска от 2 мая 2012 г. N 636-п, в редакции постановления от 21 июня 2017 г. N 615-п "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной в границах: "адрес"" в части чертежа планировки территории, расположенной в границах: "адрес" (приложению N 2); чертежа элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в границах: "адрес", (приложение N) относительно установления красных линий по границам земельного участка с кадастровым номером N со дня вступления решения суда в законную силу; признано недействующим постановление Администрации города Омска от 8 сентября 2017 г. N 993-п "Об утверждении проекта межевания территории, расположенной в границах: "адрес"" в части чертежа межевания территории элементов планировочной структуры под номерами N ЗОП-1, ЗОП-2, расположенной в границах: "адрес" - проектируемая улица N - проектируемая улица N - граница городской рекреации - в Советском административном округе города Омска (приложение N) относительно установления красных линий по границам земельного участка с кадастровым номером N со дня вступления решения суда в законную силу; на Администрацию города Омска возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
В кассационных жалобе и представлении Администрация г. Омска и прокуратура Омской области просят отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Указывает, что оспариваемые постановления Администрации города Омска в полном объеме соответствуют нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой. Установление красных линий обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории, и осуществлено органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, основания для признания незаконным постановления отсутствуют. Отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Фактическое использование административным истцом и заинтересованными лицами территории общего пользования, расположенной за пределами красной линии, не свидетельствует о нарушенном праве административного истца. Кроме того, проектом межевания территории не установлены красные линии, а только отображены утвержденные красные линии в составе проекта планировки территории.
Относительно доводов кассационной жалобы ООО "Витязь и К" принесены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от 11 декабря 2006 г. ООО "Витязь и К" является собственником нежилого одноэтажного здания склада судового инвентаря с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, нежилого одноэтажного здания караванной конторы "передвижная" с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, относительно ориентира в границах участка - нежилого здания с почтовым адресом "адрес"
Земельный участок с кадастровым номером N на основании договора от 21 февраля 2019 г. N, заключенного с департаментом имущественных отношений г. Омска, передан ООО "Витязь и К" в аренду сроком на 5 лет.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 4 марта 2021 г. N 225 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность ООО "Витязь и К" отказано ввиду расположения участка в границах зоны городской рекреации.
Постановлением Администрации г. Омска от 2 мая 2012 г. N 636-п (далее - постановление N 636-п) утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: "адрес"
Постановлением Администрации г. Омска от 21 июня 2017 г. N 615-п "О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 02 мая 2012 г. N 636-п" (далее - постановление N 615-п) в указанный нормативный правовой акт внесены изменения, в том числе в части описания границ красных линий зоны размещения объектов городской рекреации (ЗОП-2), в пределах которой расположен земельный участок, предоставленный административному истцу на праве аренды.
Постановлением Администрации г. Омска от 8 сентября 2007 г. N 993-п (далее - постановление N 993) утвержден проект межевания территории, расположенной в границах: "адрес"
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал оспариваемые постановления по территориальному планированию не соответствующими Генеральному плану муниципального образования городской округ г. Омск Омской области и Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем судами не было учтено следующее.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 названного Кодекса). Генеральный план городского округа содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 поименованного Кодекса).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42).
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
В силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Как следует из схемы озеленения города Омска, входящей в состав Генерального плана муниципального образования спорный земельный участок расположен в зоне рекреационного и природоохранного назначения (парки, скверы, сады, бульвары, особоохраняемые природные зоны, т. 2 л.д. 172).
Для спорной территории Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа города Омска Омской области, утвержденных решением Омского городского совета от 10 декабря 2008 г. N 201 установлена территориальная зона - набережной Н-2.
Определение в соответствии с документами территориального планирования территории общего пользования относительно спорного земельного участка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Вопреки выводам судов, содержание Генерального плана, Правил землепользования застройки г. Омска, с учётом положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российский Федерации, не указывает на необоснованность определения границ территории общего пользования относительно местонахождения земельного участка, используемого административным истцом.
При таких данных, поскольку выводы судов обстоятельствам дела не соответствуют, постановлены при неправильном применении норм материального права, судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 24 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 30 августа 2023 г. отменить. Принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.