Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Пушкарева Н.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу кассационное представление прокурора Республики Алтай на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 10 августа 2023 г.
по административному делу N 2а-470/2023 по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чемальского района о признании незаконным бездействия по формированию земельных участков для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, о возложении обязанности в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда сформировать земельные участки для предоставления гражданам, состоящим за учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность в стопроцентном объеме, обеспечивающим потребности граждан, вышеуказанной категории, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Маслакову О.Г,
УСТАНОВИЛА:
прокуратурой Чемальского района в рамках осуществления надзора за исполнением земельного законодательства проведена проверка деятельности администрации Чемальского района в части исполнения требований Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 г. N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай" (далее - Закон N 68-РЗ), по результатам которой установлено, что администрацией Чемальского района не формируется достаточное количество земельных участков для целей предоставления гражданам, состоящим на учете и имеющим право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка, при этом сформированные земельные участки гражданам льготной категории на протяжении длительного периода времени не предоставляются, в связи с чем граждане, нуждающиеся в бесплатном предоставлении земельных участков, не обеспечены земельными участками, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. На территории Чемальского района на учете как льготная категория граждан для однократного предоставления в собственность земельного участка состоит 219 человек, в том числе: многодетные семьи - 48, молодые семьи - 116, ветераны боевых действий - 13, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов - 42. При этом, для бесплатного предоставления в собственность администрацией Чемальского района сформировано лишь 36 земельных участков, которые не предоставляются льготной категории граждан.
Прокурор Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Чемальского района по формированию земельных участков для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, возложении обязанности в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда сформировать земельные участки для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность в стопроцентном объеме, обеспечивающим потребности граждан вышеуказанной категории.
Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 31 мая 2023 г. признано незаконным бездействие администрации Чемальского района по формированию земельных участков для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, на администрацию возложена обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу настоящего решения суда сформировать земельные участки для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность в стопроцентном объеме, обеспечивающим потребности граждан, вышеуказанной категории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 10 августа 2023 г. решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 31 мая 2023 г. отменено, административное заявление оставлено без рассмотрения.
В кассационном представлении прокурор просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 10 августа 2023 г..с оставлением в силе решение суда первой инстанции. Не согласен с выводами суда апелляционной инстанции о том, что иск заявлен в интересах определенного круга лиц, поскольку, обращаясь в суд с административным иском, прокурор выступает в защиту прав не только тех граждан, которые состоят на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, но и тех, которые могут быть в него включены в будущем. Круг этих лиц не определен и не может быть определен, поскольку напрямую зависит от меняющихся факторов (количества членов в семье, воли и желания граждан приобрести бесплатно земельный участок, выраженной в поданном в установленном порядке заявлении). Количество лиц, чьи интересы затрагивает разрешение требований, вытекающих из правоотношений по формированию, утверждению и предоставлению земельных участков в собственность бесплатно гражданам льготных категорий по месту проживания на территории района, не постоянно и персонально изменчиво.
Таким образом, обращение прокурора в суд с требованием об обязании ответчика сформировать земельные участки для бесплатного предоставления льготным категориям граждан в 100 % объеме, обеспечивающим потребности граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что формирование таких земельных участков напрямую не связано с заранее индивидуально определенным кругом лиц, поскольку количество граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, изменяется в связи с постановкой на учет новых граждан, снятием граждан с учета по различным основаниям, в том числе по результатам актуализации (предоставление земельного участка в собственность, утрата статуса льготной категории). Полагает, обжалуемое определение вынесено без учета сложившейся судебной практики.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы кассационного представления, просил отменить апелляционное определение и направить дело в суд апелляционной инстанции для рассмотрения по существу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, представителя административного ответчика, судебная коллегия в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно подп.1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 упомянутого кодекса, которая к таковым в подп. 7 относит предоставление земельного участка отдельным категориям граждан по основаниям, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.2 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 г. N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай" (далее - Закон N 68-РЗ) земельные участки предоставляются в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Закона, в случаях: индивидуального жилищного строительства; ведения личного подсобного хозяйства; ведения садоводства.
В силу пункта 3 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) суд оставляет административное заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.
Суд апелляционной инстанции, оставляя исковое заявление прокурора без рассмотрения по указанному выше основанию, пришел к выводу о том, что иск заявлен прокурором не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах конкретных лиц, чьи интересы затрагиваются данным иском, при этом круг лиц определяется отнесением к льготной категории граждан для однократного предоставления в собственность земельного участка на территории Чемальского района, состоящих на соответствующем учете.
С указанными выводами суд кассационной инстанции согласиться не может, поскольку судом апелляционной инстанции неверно определены обстоятельства по делу, правовая позиция суда основана на нормах права, не подлежащих применению.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
То обстоятельство, что сведения о состоящих на учете гражданах отражены в соответствующих списках по четырем категориям: "Ветераны боевых действий", "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", "Многодетные семьи", "Молодые семьи" содержат указание на идентифицирующие данные (ФИО, дату и номер заявления, категорий граждан, паспортных данные заявителя и его супруга (и), адрес места жительства, телефон и т.д.), не свидетельствует о том, что прокурор был не вправе инициировать настоящий административный иск, поскольку помимо непосредственно заявителей, предоставлением или непредоставлением земельного участка затрагиваются и интересы иных лиц, в том числе несовершеннолетних детей (в определенных категориях), а также лиц, имеющих основания для постановки на соответствующий учет, в связи с чем, разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого такого лица по итогам рассмотрения настоящего дела не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь указанными положениями, исходит из того, что настоящий иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством в целях исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации и муниципального образования, поскольку иск обоснован бездействием администрации муниципального образования, выразившимся в непринятии мер по формированию земельных участков для предоставления гражданам в собственность бесплатно в соответствии с требованиями Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 г. N 68-РЗ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 10 августа 2023 г. подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 10 августа 2023 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.