Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Катанаевой А.С, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бедак Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-386/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000160-54) по административному исковому заявлению акционерного общества "Санаторий "Анапа" к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 4 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В, возражения представителя административного истца ФИО6, участвовавшего в судебном заседании посредством веб-конференции, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Санаторий "Анапа" (далее по тексту АО "Санаторий "Анапа", Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 77274+/-97 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - санаторная деятельность (9.2.1), расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 344 642 040 руб, по состоянию на 1 января 2022 г.
В обоснование заявленных требований указано, что Общество является арендатором вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 502 561 504, 62 руб. Административный истец полагает, что установленный размер кадастровой стоимости существенно превышает его рыночную стоимость - 344 642 040 руб, определенную оценщиком Торгово-промышленной палаты г.-к. Анапы, согласно отчету об оценке N 23-02/5, выполненному 3 февраля 2023 г, в связи с чем нарушает права и законные интересы Общества, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной, в соответствии с дополнительным заключением, выполненного экспертом общества с ограниченной ответственностью "АТЛАС-КОНСАЛТ" ФИО4 (л.д. 100 том 2).
Решением Краснодарского краевого суда от 4 сентября 2023 г. административное исковое заявление ООО "Санаторий "Анапа" удовлетворено.
Установлена в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 77274+/-97 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2022 г, в размере 427 325 000 руб.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного объекта.
Определена дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка - 18 февраля 2023 г.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешался.
Административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края просит вынесенное решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный ответчик, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 15-П, полагает, что кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения кадастровой оценки земельного участка. Изменение кадастровой стоимости повлечет уменьшение пополняемости местного бюджета. Полагает, что проведение судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости и объектов землеустройства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости должно осуществляться исключительно государственными судебными экспертными учреждениями.
От представителя государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" поступил отзыв на апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО6 просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие- либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером N на основании договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-18 том 1).
Согласно расчету размера годовой арендной платы арендные платежи рассчитываются исходя из кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, суд первой инстанции в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пришел к обоснованному выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества затрагивают права административного истца, могут быть оспорены им в установленном законом порядке.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 502 561 504, 62 руб. утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 сентября 2022 г. N 2449 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края".
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и материалов административного дела следует, что указанная оспариваемая кадастровая стоимость не применяется в связи с тем, что ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" была заново определена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 501 347 530, 08 руб. ввиду изменений в сведениях о виде разрешенного использования земельного участка с "курортные, лечебно-оздоровительные учреждения; дома отдыха, пансионаты, санатории" на "Санаторная деятельность (9.2.1)", которые произошли в год проведения государственной кадастровой оценки (в период с 1 января 2022 г. и до 1 января 2023 г.). Новая кадастровая стоимость применяется с 1 января 2023 г.
Вышеприведенная информация отражена в письме филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Краснодарскому краю от 27 ноября 2023 г. N 22-25585-КЗ/23, письме ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 27 ноября 2023 г. N 01-11/3517 (л.д. 160-162, 164-165 том 2).
В соответствии с положениями статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил составленный оценщиком отчет об оценке N 23-02/5 от 3 февраля 2023 г, выполненный Торгово-промышленной палатой города-курорта Анапа, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 344 642 040 руб. по состоянию на 1 января 2022 г.
В целях установления рыночной стоимости земельного участка 15 марта 2023 г. судом первой инстанции на основании статьи 77 КАС РФ была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ".
Согласно экспертному заключению, выполненному ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" N 193-386/2023 от 26 апреля 2023 г, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0103002:454 по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 427 325 000 руб.
Определением от 14 июня 2023 г. Краснодарский краевой суд назначил по административному делу дополнительную судебную оценочную экспертизу, производство которой поручил эксперту ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" ФИО4 Данная экспертиза была назначена по причине не применения ранее установленной кадастровой стоимости в размере 502 561 504, 62 руб. по состоянию на 1 января 2022 г. и определения Учреждением по состоянию на эту же дату новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 501 347 530, 08 руб. (л.д. 20-24 том 2).
Рыночная стоимость земельного участка согласно выводам, изложенным в дополнительном экспертном заключении N 193-386/2023/2 от 3 июля 2023 г, не изменилась и составила 427 325 000 руб.
Суд первой инстанции согласился с выводами дополнительной судебной оценочной экспертизы и установилкадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы N 193-386/2023 от 3 июля 2023 г, выполненными экспертом ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" ФИО4
Судебная коллегия находит данный вывод суда законным и обоснованным, соответствующим нормам законодательства, регулирующим возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 КАС РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым, судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Объектом оценки является земельный участок с кадастровым номером N площадью 77274+/-97 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - санаторная деятельность (9.2.1), расположенный по адресу: "адрес".
Согласно пункту 11 ФСО N 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 2 действующего на день принятия настоящего определения Федерального стандарта оценки "Подходы и методы оценки (ФСО V)" (приложение N 5 к приказу Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200), согласно которых при проведении оценки используются сравнительный, доходный и затратный подходы. В процессе оценки оценщик рассматривает возможность применения всех подходов к оценке, в том числе для подтверждения выводов, полученных при применении других подходов. Оценщик может использовать один подход и метод оценки, если применение данного подхода и метода оценки приводит к наиболее достоверному результату оценки с учетом доступной информации, допущений и ограничений проводимой оценки.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 611 утвержден и сохраняет свою юридическую силу Федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", в соответствии с пунктом 25, которого оценка недвижимости основывается на принципах обоснованности и проверяемости.
Из содержания дополнительного экспертного заключения следует, что исследования проводились с применением сравнительного подхода методом сравнения продаж. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Согласно пунктам 4, 6 ФСО N V, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 200, сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с идентичными или аналогичными объектами (аналогами). Сравнительный подход основан на принципах ценового равновесия и замещения. Методы сравнительного подхода основаны на использовании ценовой информации об аналогах (цены сделок и цены предложений). При этом оценщик может использовать ценовую информацию об объекте оценки (цены сделок, цена обязывающего предложения, не допускающего отказа от сделки).
При проведении исследования эксперт руководствовался, в том числе, Законом об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки N 7, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 611.
Для исследования рынка предложений экспертом использована информация из открытых источников объявлений из сети Интернет за период с 1 января 2021 г. по 1 января 2022 г.
При проведении экспертизы экспертом был проанализирован рынок земельных участков коммерческого назначения (под коммерцию; для строительства гостиницы) и исследованы объекты, расположенные в "адрес", из которых экспертом было отобрано 3 объекта-аналога, находящихся в месте расположения объекта исследования.
Данные объекты-аналоги сопоставимы по основным ценообразующим факторам (местоположение, площадь объектов, вид права, вид разрешенного использования), что отвечает требованиям пункта 22 ФСО N 7.
Анализ наиболее эффективного использования земельного участка проведен в соответствии с требованиями раздела VI ФСО N 7.
В силу подпункта "д" пункта 22 ФСО N 7 удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям, в том числе, применены поправки на торг, вид разрешенного использования, площадь.
Иные корректирующие коэффициенты не применялись, поскольку подобранные аналоги экспертом признаны идентичными оцениваемому объекту.
Оценив по правилам статей 84 и 168 КАС РФ дополнительное заключение судебной оценочной экспертизы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определенная итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной; экспертом произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключения эксперта содержат ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключениям, что позволяет проверить использованные им сведения. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заключение эксперта соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, критериям относимости, допустимости и достоверности. Нарушение требований статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" при составлении заключений экспертом не допущено.
В таких обстоятельствах с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, заявленные истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка были правильно удовлетворены судом в размере, определенном на основании дополнительного заключения эксперта ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" N 193-386/2023/2 от 3 июля 2023 г.
Каких-либо доказательств, опровергающих установленный заключением дополнительной судебной экспертизы размер рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости данного объекта недвижимости, лица, участвующие в деле, не представили.
Представленный административным истцом при обращении в суд отчет об оценке N 23-02/5 от 3 февраля 2023 г, выполненный оценщиком Торгово-промышленной палаты г.-к. Анапы, первоначальное заключение эксперта, выполненное ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" N 193-386/2023 от 26 апреля 2023 г, приведенным выше требованиям закона не отвечает, в связи с чем, не были положены в основу решения по основаниям, которые не оспорены лицами, участвующими в деле.
Не может являться основанием для отмены принятого решения доводы жалобы об уменьшении поступления платежей в бюджет в результате пересмотра кадастровой стоимости, поскольку право на установление кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной стоимости, установлено нормами части 1 статьи 245 КАС РФ и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с доводами департамента имущественных отношений Краснодарского края о необходимости проведения судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости исключительно государственной судебно-экспертной организацией.
Распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. N 3214-р утвержден перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2021 г. N 266 "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минюста России от 27 декабря 2012 г. N 237 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России", в перечень проводимых Минюстом экспертиз были добавлены экспертизы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости. Данный приказ вступил в силу 24 января 2022 г.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 3214-р являлось предметом проверки Верховным Судом Российской Федерации. В частности, в мотивировочной части решения от 24 марта 2022 г. N АКПИ22-93 указано следующее. Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами (часть первая статьи 41). Часть вторая статьи 41 поименованного федерального закона прямо распространяет на указанных лиц действие его статей 16 и 25, закрепляющих обязанности эксперта и требования к заключению эксперта или комиссии экспертов, а также иных его норм (статьи 2 - 4, 6 - 8, 17, часть вторая статьи 18, статья 24).
Таким образом, с учетом характера рассматриваемого судом спора и конкретных обстоятельств каждого дела вид назначаемой экспертизы, профессиональные и квалификационные требования к эксперту, проверка наличия у него специальных знаний в области предмета экспертизы, а также проверка сведений о его образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности и круг вопросов, которые ставятся перед экспертом или экспертным учреждением, определяет исключительно суд, которому принадлежит право назначения судебной экспертизы.
В связи с этим оспариваемые положения Перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 3214-р, не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для признания недопустимым доказательством дополнительного экспертного заключения, положенного в основу состоявшегося судебного акта, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иные доводы апеллянта не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 4 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.