Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу и кассационную жалобу и.о. прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Чукотского автономного округа от 29 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа к судебному приставу-исполнителю ОСП Билибинского района УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Артасовой Ю.В, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, заинтересованное лицо прокуратура Билибинского района Чукотского автономного округа, об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения представителя прокуратуры Чукотского автономного округа - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы прокуратуры, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа (далее - администрация МО Билибинский МР, Администрация) обратилась в Билибинский районный суд Чукотского автономного округа с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Билибинского района УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее - ОСП Билибинского района) о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 31 января 2023 года по исполнительному производству N 16357/22/41044-ИП; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Билибинского района отменить указанное постановление, указав в обоснование заявленных требований, что поскольку Администрацией принимались и принимаются активные меры по переселению граждан из аварийного жилья, в её действиях отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного документа. Исполнительный документ в установленный срок до 08 февраля 2023 года также не может быть исполнен в силу объективных причин и по независящим от Администрации обстоятельствам.
Определением судьи от 27 февраля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён прокурор Билибинского района Чукотского автономного округа.
Решением Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 21 марта 2023 года в удовлетворении административного искового заявления администрации МО Билибинский МР отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Чукотского автономного округа от 29 июня 2023 года решение Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 21 марта 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Билибинского района Артасовой Ю.В. от 31 января 2023 года о взыскании с должника администрации МО Билибинский МР исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству N 16357/22/41044-ИП; на судебного пристава-исполнителя, ведущего указанное исполнительное производство, по которому принято оспоренное постановление, или вышестоящее по отношению к нему должностное лицо службы судебных приставов УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу возложена обязанность отменить постановление от 31 января 2023 года о взыскании с должника администрации МО Билибинский МР исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству N 16357/22/41044-ИП и сообщить об исполнении решения по административному делу в Билибинский районный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
12 октября 2023 года и 24 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационная жалоба УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, поданная через Билибинский районный суд Чукотского автономного округа 14 сентября 2023 года, и кассационная жалоба и.о. прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа, поданная непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, в которых ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Чукотского автономного округа от 29 июня 2023 года и оставлении в силе решения Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 21 марта 2023 года.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассаторов, у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку должник, будучи уведомленными о возбуждении исполнительного производства и необходимости его исполнения, в добровольном порядке требования исполнительного документа не исполнил и судебному приставу-исполнителю не представил доказательств невозможности такого исполнения вследствие непреодолимой силы. Обращают внимание, что в исполнительном документе, выданном Билибинский районным судом Чукотского автономного округа указан только один должник - администрация МО Билибинский МР, иных исполнительных листов по гражданскому делу N 2-105/2021 на исполнение в структурные подразделения УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу не поступало, в заявлении взыскателя о принудительном исполнении указанного исполнительного документа также отсутствуют сведения о солидарном исполнении требований. Кроме этого, Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ не предусмотрено исполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в солидарном порядке.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07 ноября 2023 года и от 29 ноября 2023 года кассационные жалобы УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу и и.о. прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, представители администрации МО Билибинский МР, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, судебный пристав-исполнитель ОСП Билибинского района Артасова Ю.В. в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения представителя прокуратуры Чукотского автономного округа - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции было допущено неправильное применение норм материального и процессуального права.
Принимая решение об отказе удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения части 3 статьи 24, части 1 статьи 30, части 1 статьи 105, частей 1, 2, 3, 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", части 1 статьи 12, статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, установил, что на основании исполнительного листа, выданного 16 сентября 2022 года Билибинским районный судом Чукотского автономного округа, 28 сентября 2022 года ОСП Билибинского района возбуждено исполнительное производство N 16357/22/41044-ИП в отношении должника администрации МО Билибинский МР, предмет исполнения: возложение на администрацию МО Билибинский МР, администрацию сельского поселения Омолон обязанности предоставить Слепцовой М.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение в селе Омолон в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, с установлением для должника пятидневного срока для добровольного исполнения исполнительного документа; что постановление о возбуждении исполнительного производства было вынесено в форме электронного документа и направлено в администрацию МО Билибинский МР через систему электронного документооборота АИС ФССП России в личный кабинет на ЕПГУ 28 сентября 2022 года, которое было прочитано 26 октября 2022 года; что 31 января 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП Билибинского района Артасовой Ю.В. вынесено постановление о взыскании с администрации МО Билибинский МР исполнительного сбора в размере 50
000 рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, и пришёл к выводу, что судебный пристав-исполнитель действовал в рамках закона; что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено после истечения срока для добровольного исполнения должником его требований; что доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также на дату вынесения оспариваемого постановления, доказательств отсутствия у должника уважительных причин для такого неисполнения, должником представлено не было, и что отсутствие у должника органа муниципальной власти необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для его освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Отменяя данное решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении административных исковых требований администрации МО Билибинский МР, суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции о том, что судебный пристав-исполнитель действовал в рамках закона; что оспариваемое постановление вынесено после истечения срока для добровольного исполнения должником его требований; что должником не предоставлено доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении требований исполнительного документа в установленный срок, и что невыполнение должником в установленный срок требований судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства не было обусловлено наличием объективных обстоятельств, находящихся вне контроля Администрации, но при этом, сославшись на положения части 15 статьи 30, части 1 статьи 34, части 3, 3.1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года (разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, вопрос N 1), пришёл к выводу о незаконности вынесенного судебным приставом-исполнителем ОСП Билибинского района постановления о взыскании исполнительского сбора от 31 января 2023 года, поскольку не предусмотрена обязанность каждого из солидарных должников в исполнительном производстве самостоятельно уплачивать исполнительский сбор в полном объёме, и каждый солидарный должник в равной степени обязан уплатить установленный в отношении него исполнительский сбор без деления суммы исполнительского сбора на части и доли; что судебным приставом-исполнителем в постановлении о взыскании исполнительского сбора не указано на солидарный порядок его взыскания.
Также, суд апелляционной инстанции указал на то, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительного сбора при отсутствии возбужденного в отношении администрации сельского поселения Омолон исполнительного производства, не могло и не может содержать в себе указания на солидарный порядок взыскания исполнительского сбора.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, и не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции.
Порядок наложения на должника исполнительского сбора регулируется статьёй 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи (часть 3.1).
Согласно части 2 статьи 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной.
В силу пункта 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
При этом, судом апелляционной инстанции не учтено, что в принятом по гражданскому делу N 2-105/2021 решении Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 05 августа 2021 года не содержится указание на солидарный характер обязанности администрации МО Билибинский МР и администрации сельского поселения Омолон по предоставлению Слепцовой М.С. вне очереди благоустроенного жилого помещения в селе Омолон.
Принимая решение в отношении двух ответчиков, суд учитывал, что соглашение о передаче полномочий администрацией сельского поселения Омолон администрации МО Билибинский МР от 23 декабря 2020 года, в том числе полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, заключено на 2021 год и может быть расторгнуто в любой момент, поэтому исполнение решения суда поставлено в зависимость от того, какой орган местного самоуправления будет наделён соответствующими полномочиями на момент исполнения решения суда.
Таким образом, судебным актом солидарная обязанность по предоставлению взыскателю жилого помещения на администрацию МО Билибинский МР и администрацию сельского поселения Омолон не возложена, не установлена такая обязанность и в силу закона.
Учитывая, что исполнительский сбор взыскан с администрации МО Билибинский МР при наличии установленных законом оснований: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, обязанность администрации МО Билибинский МР по предоставлению жилых помещений, не является солидарной как в силу постановленного судом судебного акта, так и в силу закона, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о законности принятого судебным приставом-исполнителем постановления от 31 января 2023 года о взыскании с администрации МО Билибинский МР исполнительского сбора по исполнительному производству N 16357/22/41044-ИП. Оснований для отмены данного решения суда первой инстанции не имелось.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Чукотского автономного округа от 29 июня 2023 года подлежит отмене, с оставлением в силе решения Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 21 марта 2023 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Чукотского автономного округа от 29 июня 2023 года отменить, оставить в силе решение Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 21 марта 2023 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.