Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Корсаковского городского прокурора к администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Корсаковский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в Корсаковский городской суд Сахалинской области с исковым заявлением, в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил возложить на администрацию Корсаковского городского округа Сахалинской области (далее - Администрация) обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение замены аварийного участка водоотведения - канализационной сети, расположенной по адресу: г. Корсаков, ул. Адмирала Макарова, протяженностью 121, 41 метр.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведённой проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении, допущенные Администрацией, поскольку находящийся в муниципальной собственности городского округа указанный выше участок сети водоотведения имеет высокий процент износа, его техническое состояние приводит к возникновению аварийных ситуаций, однако мероприятия по его замене либо по его капитальному ремонту административным ответчиком не организуются и не проводятся.
Определениями Корсаковского городского суда Сахалинской области от 10 февраля и 3 апреля 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: департамент имущественных отношений Администрации, Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа".
Определением от 24 апреля 2023 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в соответствии с частью 3 статьи 33.1 ГПК РФ перешёл к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 18 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 сентября 2023 года, административные исковые требования Корсаковского городского прокурора были удовлетворены: на Администрацию возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение замены аварийного участка водоотведения в Корсаковском районе - канализационной сети, расположенной по адресу: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Адмирала Макарова, протяженностью 121, 41 метр.
8 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 26 октября 2023 года через Корсаковский городской суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применением норм материального и процессуального права.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Корсаковского городского суда Сахалинской области от 18 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 сентября 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 209 и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городских округов относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ) (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусмотрено, что одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения; к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из содержания части 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ следует, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, в результате проведённой Корсаковской городской прокуратурой проверки установлено неудовлетворительное, аварийное состояние участка сетей водоотведения, введённых в эксплуатацию с 1988 года: канализационной сети, расположенной по адресу: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Адмирала Макарова, протяженностью 121, 41 метра (стыки трубопроводов разгерметизированы, трубопровод заилен, имеет проломы и нарушен его уклон; сеть водоотведения исчерпала свой нормативный срок эксплуатации, её капитальный ремонт не проводился). За 2022 год на указанных сетях водоотведения предотвращены восемь аварийных ситуаций.
Данная канализационная сеть с кадастровым номером 65:04:0000024:716 находится в собственности муниципального образования "Корсаковский городской округ" и закреплена на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Водоканал".
Разрешая заявленные административные исковые требования, Корсаковский городской суд Сахалинской области, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 года N 437/пр, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что участок сетей водоотведения протяжённостью 121, 41 метра, расположенный в городе Карсакове по улице Адмирала Макарова, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, что может привести к аварийным ситуациям, создать угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу. Обязанность по организации замены аварийного участка сетей водоотведения должна быть возложена на собственника данного объекта в лице Администрации, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Корсаковский городской округ".
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Понятие "решение вопросов местного значения", используемое в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, подразумевает необходимость выполнения органами местного самоуправления задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
Поскольку Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделённым статьями 41 и 43 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области, принятого решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года N 110, полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов владения, пользования и распоряжения объектами водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, суды верно возложили на данный орган местного самоуправления обязанность организовать проведение замены находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии участка сети водоотведения.
Доводы кассационной жалобы Администрации о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего технического состояния спорного участка сети водоотведения; что административным ответчиком принимаются меры, направленные на реконструкцию сетей водоотведения городского округа (постановлением Администрации от 15 июня 2021 года N 901 утверждена актуализированная схема водоснабжения, водоотведения Корсаковского городского округа); что установленный в решении срок его исполнения не является разумным, - не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, постановив законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.