Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 ноября 2010 г. по делу N А14-8612/2009/229/26
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 марта 2010 г. по делу N А14-8612-2009/229/26
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества Б.О.В. - представителя (дов. от 29.10.10 г. б/н), К.И.Н. - представителя (дов. от 29.10.10 г. б/н), от Управления не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "М" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.10 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.10 г. по делу N А14-8612/2009/229/26, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Верхнее-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) о признании незаконным требования, предъявленного Обществу, о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления, а также о признании незаконным взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.10 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.10г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей Общества, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, Управление обратилось к Обществу с письмом от 07.04.09 г. с предложением о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления, а также с разъяснением порядка определения платы и предоставления расчетов.
Письмом от 30.06.09 г. N 15-27/126 Управление также разъяснило Обществу обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимость представить расчеты платы и погашения задолженности в срок до 10.07.09 г., указав, что в случае отказа от добровольной уплаты материалы в отношении Общества будут направлены в соответствующие органы для возбуждения дела о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.
Общество добровольно произвело оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, Общество, полагая, что действия Управления нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пункту 4 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.09 г. N 53, государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее - уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией.
На основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 24.11.08 г. N 204-ФЗ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является администратором дохода федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно приложению 4 к названному Федеральному закону утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, в который входит и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В силу ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в частности, осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, и кроме того принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. При этом полномочиями для взыскания соответствующих платежей в бюджет в административном порядке Ростехнадзор не наделен, взыскание таких платежей может быть произведено только в судебном порядке после истечения установленных сроков (установлены Приказом Ростехнадзора от 08.06.06 г. N 557).
Материалами дела установлено, что в письмах от 07.04.09 г. N 15-27/415 и от 30.06.09 г. N 15-27/126 Обществу сообщалось лишь о необходимости произвести соответствующие платежи, за своевременностью уплаты которых Управление, как главный администратор доходов федерального бюджета, осуществляет контроль и учет.
Анализ и оценка представленных доказательств по делу позволил судам правильно указать, что в компетенцию Управления не входит осуществление государственного экологического контроля, в связи с чем направленные в адрес Общества письма нельзя расценивать как требование уполномоченного органа, подлежащее безусловному исполнению, а также как действия по взысканию с Общества спорных платежей.
На основании изложенного, суды сделали обоснованный вывод о том, что направление Управлением в адрес Общества писем по вопросу взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка заявителя жалобы о невыполнении судом указаний суда кассационной инстанции о необходимости выяснения того обстоятельства, возложена ли законодательством РФ на Общество обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления, является обоснованной.
Между тем, указанное нарушение норм процессуального права не повлияло на правильность вынесенных судебных актов по делу и не являются безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Общества по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13 мая 2010 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2010 года по делу N А14-8612/2009/229/26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в частности, осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, и кроме того принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. При этом полномочиями для взыскания соответствующих платежей в бюджет в административном порядке Ростехнадзор не наделен, взыскание таких платежей может быть произведено только в судебном порядке после истечения установленных сроков (установлены Приказом Ростехнадзора от 08.06.06 г. N 557)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 ноября 2010 г. по делу N А14-8612/2009/229/26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании