Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 ноября 2010 г. по делу N А35-2873/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение от 28.05.2010 Арбитражного суда Курской области и постановление от 03.08.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А35-2873/2010, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Я" (далее - ООО "Я", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.02.2010 N 1075 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.05.2010 оспариваемое решение Инспекции признано недействительным. Суд обязал Инспекцию внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Я" в связи с его ликвидацией.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, ООО "Я" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1024600965289.
05.09.2008 единственным учредителем Общества П.И.В. принято решение о его ликвидации в связи с отсутствием финансово-хозяйственной деятельности с 01.04.2003, ликвидатором Общества назначен П.И.В.
15.09.2008 в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора.
08.10.2008 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 40 опубликовано сообщение о ликвидации юридического лица.
10.12.2008 составлен промежуточный ликвидационный баланс, в котором указана кредиторская задолженность в сумме 58 000 руб. перед учредителем, погашенная путем прощения долга 15.06.2009.
19.12.2008 в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
30.10.2008 составлен и утвержден учредителем ликвидационный баланс организации.
21.07.2009 по завершении ликвидационных процедур Обществом представлено в налоговый орган за подписью ликвидатора заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением Инспекции от 28.07.2009 N 4325 отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в связи с тем, что представленный Обществом ликвидационный баланс не содержит сведений об окончании расчетов с кредиторами (имеет место наличие кредиторской задолженности) и не соответствует требованиям составления ликвидационного баланса.
04.02.2010 ООО "Я" получена справка N 07/17, выданная ГУ УПФ по г. Курску и Курскому району об отсутствии задолженности у ликвидируемой организации.
04.02.2010 вновь составлен и утвержден ликвидационный баланс организации.
05.02.2010 в налоговый орган Обществом представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением Инспекции от 12.02.2010 N 1075 Обществу отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией со ссылкой на непредставление заявителем для государственной регистрации необходимых документов, а именно, ликвидационного баланса, поскольку последний не содержит сведений об окончании расчетов с кредиторами (имеет место наличие кредиторской задолженности) и не соответствует требованиям составления ликвидационного баланса.
Не согласившись с решением от 12.02.2010 N 1075, Общество обратись с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
В соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным ГК РФ, другими законами.
В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
Как установлено судом, при обращении с заявлением от 05.02.2010 Обществом были представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ.
Доводу жалобы о наличии у Общества на момент подачи заявления о ликвидации и составления ликвидационного баланса задолженности по налогам в размере 11 804,24 руб. дана надлежащая оценка судом.
Как установлено судом первой инстанции, налоговым органом не представлено доказательств, позволяющих установить основания возникновения данной задолженности, а также осуществление налоговым органом в установленные сроки и порядке предусмотренные налоговым законодательством меры по ее взысканию.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что данные выводы суда в жалобе по сути не оспариваются.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что на момент обращения с заявлением в регистрирующий орган отсутствовали основания для указания в ликвидационном балансе какой-либо задолженности по налогам и пеням, в связи с чем у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации по мотиву непредставления необходимых документов, следует признать правильным.
Таким образом, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 28.05.2010 Арбитражного суда Курской области и постановление от 03.08.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А35-2873/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным ГК РФ, другими законами.
В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
...
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
Как установлено судом, при обращении с заявлением от 05.02.2010 Обществом были представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ.
...
Как установлено судом первой инстанции, налоговым органом не представлено доказательств, позволяющих установить основания возникновения данной задолженности, а также осуществление налоговым органом в установленные сроки и порядке предусмотренные налоговым законодательством меры по ее взысканию."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 ноября 2010 г. по делу N А35-2873/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании