г. Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2010г.
Полный текст постановления изготовлен 03.08.2010г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л. Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: представители не явились, извещена надлежащим образом,
от ООО "Январь 2000": представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску
на решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2010
по делу N А35-2873/2010 (судья Морозова М.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Январь 2000"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску
о признании незаконным решения N 1075 от 12.02.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Январь 2000" (далее -ООО "Январь 2000", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения Инспекции N 1075 от 12.02.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.05.2010г. требования заявителя удовлетворены, решение Инспекции N 1075 от 12.02.2010 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО "Январь 2000" признано недействительным. При этом суд обязал Инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Январь 2000" в связи с его ликвидацией.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что представленный в Инспекцию ликвидационный баланс не содержит сведений об имеющейся у Общества задолженности перед бюджетом по уплате налоговых платежей в сумме 11804,24 руб., в связи с чем данный документ не является достоверным.
Вместе с тем, по мнению Инспекции, ликвидация юридического лица не может быть завершена в связи с наличием у заявителя в период осуществления ликвидационных процедур непогашенной задолженности перед бюджетом.
При этом Инспекция указывает, что об имеющейся задолженности известила ООО "Январь 2000" после получения уведомления о ликвидации, что подтверждается соответствующими письмами.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 16.12.2002 Общество с ограниченной ответственностью "Январь 2000" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1024600965289.
Сообщение о ликвидации юридического лица было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 40 от 08.10.2008.
21.07.2009 по завершении ликвидационных процедур Обществом было представлено в налоговый орган за подписью ликвидатора заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением Инспекции N 4325 от 28.07.2009 отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в связи с тем, что представленный Обществом ликвидационный баланс не содержит сведений об окончании расчетов с кредиторами (имеет место наличие кредиторской задолженности) и не соответствует требованиям составления ликвидационного баланса, исходя из чего Инспекция пришла к выводу о непредставлении заявителем всех необходимых для государственной регистрации документов.
Решением Инспекции N 1075 от 12.02.2010 Обществу отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией со ссылкой на непредставление заявителем для государственной регистрации необходимых документов, а именно, ликвидационного баланса, поскольку последний не содержит сведений об окончании расчетов с кредиторами (имеет место наличие кредиторской задолженности) и не соответствует требованиям составления ликвидационного баланса.
Считая, что указанное решение Инспекции N 1075 от 12.02.2010 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратись в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в этой части, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии со ст. 22 Закона о регистрации государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
После завершения процесса ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона. К их числу отнесены:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Отказ в государственной регистрации допускается по основаниям, установленным ст. 23 Закона о регистрации, а именно в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при обращении с заявлением от 05.02.2010 о регистрации юридического лица в связи с ликвидацией Обществом были представлены все необходимые документы, предусмотренные п.1 ст. 21 Закона о регистрации.
Обосновывая правомерность отказа в государственной регистрации при ликвидации юридического лица, Инспекция ссылается на наличие у Общества на момент подачи заявления о ликвидации и составления ликвидационного баланса задолженности по налогам в размере 11804,24 руб.
Учитывая, что в силу п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, налоговый орган пришел к выводу о том, что ликвидационный баланс Общества не содержит сведений о расчете с кредитором (бюджетом), в связи с чем данный документ не может считаться представленным.
Признавая данную позицию налогового органа необоснованной, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным ГК РФ, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно ч.2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как предусмотрено ч. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу п. п. 4, 5 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, указывая на наличие у Общества задолженности по уплате налогов в бюджет в размере 11804, 24 руб., Инспекция не представила доказательств, позволяющих установить основания возникновения данной задолженности, а также осуществление налоговым органом в установленные сроки и порядке предусмотренные налоговым законодательством меры по ее взысканию.
Судом установлено, что данная задолженность сформировалась за период с 2001 г. до 2005 г. Вместе с тем, представленные налоговым органом документы (решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования об уплате недоимки) не подтверждают в полном объеме имеющуюся задолженность, также из них не усматривается период образования задолженности.
При этом данные лицевого счета налогоплательщика, не могут являться единственным доказательством наличия у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налогов.
Также материалами дела не подтверждаются доводы налогового органа о направлении Инспекцией требований об уплате указанной задолженности в адрес ликвидатора организации в установленном порядке.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что на момент составления Обществом ликвидационного баланса и обращения с заявлением в регистрирующий орган, у заявителя не было оснований для указания в ликвидационном балансе какой-либо задолженности по налогам и пеням, поэтому представленный ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности перед бюджетом.
Кроме того, поскольку при обращении с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица заявителем были представлены все предусмотренные ст. 21 Закона о регистрации документы, в том числе ликвидационный баланс Общества, у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации по мотиву непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Также судом учтено, что, согласно ч. 6 ст. 64 ГК РФ, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Таким образом, само по себе наличие у юридического лица задолженности, в том числе, перед бюджетом, не может являться препятствием для ликвидации организации в установленном порядке.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении в рассматриваемом случае процедуры ликвидации юридического лица и отсутствии у регистрирующего правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах Арбитражным судом Курской области обоснованно признано недействительным оспариваемое решение Инспекции N 1075 от 12.02.2010 и указано на необходимость внесения Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Январь 2000" в связи с его ликвидацией.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба налогового органа не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2010 по делу N А35-2873/2010 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2010 по делу N А35-2873/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2873/2010
Заявитель: ООО НКФ "Январь 2000", ООО "Январь 2000"
Ответчик: ИФНС по г. Курску