Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 декабря 2010 г. по делу N А09-12529/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: не явился, извещен надлежаще; от ответчика Администрации Брянского района: Б.Т.А. - представителя (дов. N 1-1909А от 03.12.2009); от третьего лица ФГОУ ВПО "Б": Ф.Л.А. - директора (приказ N 389 ль 14.11.2006), от третьего лица МУК "Ц": Б.М.Ф. - представителя (дов. N 64/281 от 21.12.2010);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области и ФГОУ ВПО "Б" на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А09-12529/2008, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ Росимущества в Брянской области), г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к администрации Брянского района, г. Брянск о признании права собственности Российской Федерации на здание студенческой столовой общей площадью 1 000 кв. м., расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Б., 4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Б" (далее - ФГОУ ВПО "Б"), с. Кокино Выгоничского района Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.06.2009, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.12.2009 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просил признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение площадью 482,4 кв. м., расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Б., 4.
Определениям Арбитражного суда Брянской области от 24.05.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение культуры "Ц" (далее - МУК "Ц").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 07.07.2010 и постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2010, истец и третье лицо - ФГОУ ВПО "Б" подали кассационные жалобы, в которых просят названные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить. При этом заявители кассационных жалоб ссылаются на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения материального права.
В судебном заседании представитель ФГОУ ВПО "Б" поддержал доводы своей кассационной жалобы. Представители ответчика и третьего лица МУК "Ц" просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд округа не направил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся представителей, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи с нижеизложенным.
Как установлено судебными инстанциями и усматривается из материалов дела, решением исполнительного комитета Брянского районного Совета депутатов трудящихся N 3 от 10.01.1966 утверждены акты приемки государственной комиссии объектов при Брянской одногодичной школе руководящих работников сельского хозяйства, в том числе столовой на 108 мест с КБО (т. 1 л.д. 86, 97-99).
Приказом Управления продовольствия, закупок и государственных служб Брянской области от 07.09.1990 N 375 "О передаче с баланса на баланс Брянского механико-технологического техникума пищевой промышленности столовой школы управления АПК Брянскому механико-технологическому техникуму пищевой промышленности" на баланс техникума по остаточной стоимости передано здание столовой школы управления АПК (т. 1 л.д. 8).
Распоряжением администрации Брянского района N 14-р от 21.01.1994 "О порядке передачи ведомственных объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и жилья на баланс органов местного самоуправления" утвержден перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность района с января 1994 года согласно приложению N 1. В соответствии с приложением в перечень вошло помещение предприятия бытового обслуживания населения, расположенное на 2 этаже по адресу: г. Брянск, п. Мичуринский, ул. Б., 3, площадью 500 кв. м., находящееся на балансе Брянского механико-технологического техникума пищевой промышленности (т. 1 л.д. 91, 92).
На совместном заседании Комитета по управлению госимуществом Брянской области и Комитета по управлению имуществом Брянского района было принято решение о передаче в муниципальную собственность помещения предприятия бытового обслуживания населения, расположенного на 2 этаже по адресу: г. Брянск, п. Мичуринский, ул. Березовая, 3 (протокол от 25.03.1994) (т. 1 л.д. 93, 94).
Постановлением администрации Брянского района N 211 от 15.04.1994 "О передаче нежилых помещений в муниципальную собственность Брянского и Почепского районов" в муниципальную собственность Брянского района переданы нежилые помещения согласно приложению, в том числе помещение предприятия бытового обслуживания населения, расположенное на 2 этаже по адресу: г. Брянск, п. Мичуринский, ул. Березовая, 3, площадью 500 кв. м. (т. 1 л.д. 9,10).
Постановлением администрации Брянского района N 869 от 17.11.1999 в соответствии со ст. 225 ГК РФ помещение предприятия бытового обслуживания населения в п. Мичуринский Брянского района по ул. Б., 3, признано бесхозным и одновременно с 01.11.1999 признано муниципальной собственностью Брянского района (т. 1 л.д. 11, 12).
Постановлением администрации Брянской области N 358 от 22.08.2000 отменено постановление администрации Брянского района N 211 от 15.04.1994 в части передачи в муниципальную собственность Брянского района нежилого помещения площадью 500 кв. м., расположенного по адресу: г. Брянск, п. Мичуринский, ул. Б., 3, принадлежащего Брянскому механико-технологическому техникуму пищевой промышленности. Администрации Брянского района предложено исключить объект из состава муниципальной собственности (т. 1 л.д. 15).
На основании распоряжения Правительства РФ от 18.02.2004 N 239-р, распоряжения Минимущества РФ от 08.04.2004 N 1463-р Брянская государственная сельскохозяйственная академия Минсельхоза России была реорганизована путем присоединения к ней в качестве структурных подразделений Брянского института повышения квалификации кадров агробизнеса Минсельхоза России и Брянского механико-технологического техникума пищевой промышленности Минсельхоза России.
По акту приема-передачи объектов в п. Мичуринский Брянского района от 10.01.2005 ФГОУ СПО "Брянский механико-технологический техникум пищевой промышленности" передало, а ФГОУ ВПО "Б" приняло на баланс объекты недвижимости, в том числе студенческую столовую общей площадью 1 000 кв. м. (т. 1 л.д. 17).
Согласно справке МУ Мичуринской сельской администрации N 678 от 19.03.2008 при инвентаризации адресного хозяйства столовой был присвоен следующий адрес - ул. Б., 4.
Как следует из технического паспорта, составленного ГУП "Б" по состоянию на 12.04.2010, общая площадь здания с помещениями столовой и библиотеки, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Б., 4, составляет 1 106,7 кв. м. (т. 3 л.д. 33-45).
18.11.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за N 32-32-02/016/2008-126 о праве собственности Российской Федерации на нежилое помещение общей площадью 624,3 кв. м., расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Б., 4, спор по этой части здания между сторонами отсутствует (т. 1 л.д. 129).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Брянского района помещение библиотеки площадью 481,4 кв. м., расположенное в здании столовой по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Б., 4, является муниципальной собственностью Брянского района (т. 1 л.д. 65).
Распоряжением администрации Брянского района от 30.12.2008 N 501-р помещение библиотеки, расположенное по адресу: Брянский район, п. Мичуринский, ул. Б., д. 4, закреплено на праве оперативного управления за МУК "Ц" и передано ему по акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 30.12.2008 (т. 3 л.д. 33-45).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.01.2009 право собственности на нежилое помещение площадью 481,4 кв. м. расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Б., 4, зарегистрировано 22.01.2009 за муниципальным образованием Брянский район (т. 1 л.д. 113).
Ссылаясь на то, что высшие учебные заведения в соответствии с п. 3 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе ' Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" отнесены исключительно к федеральной собственности, все имущество ФГОУ ВПО "Б" является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, ТУ Росимущества в Брянской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 3 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество высших учебных заведений отнесено исключительно к федеральной собственности.
Как следует из материалов дела (т. 1 л.д. 86), в эксплуатацию принимались объекты при Брянской одногодичной школе руководящих работников сельского хозяйства, в том числе и столовая на 108 мест. Правопреемство указанной школы, в дальнейшем техникума, а затем ФГОУ ВПО "Б" подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Помимо этого факт принадлежности спорного имущества к федеральной собственности на момент ее разграничения в 1991 году подтверждается письмом комитета по управлению государственным имуществом от 06.08.1992 N А6-934 (т.1 л.д. 91), распоряжением от 21.01.1994 N 14-р с приложением (т. 1 л.д. 91, 92), протоколом совместного заседания комитета по управлению госимуществом и комитета по управлению имуществом Брянского района от 25.03.1994 (т. 1 л.д. 93,94), из которых следует, что спорное имущество планировалось к передаче из государственной собственности в муниципальную собственность.
В силу п. 17 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 N 696, на территориальный орган Минимущества России возлагалась обязанность осуществлять учет федерального имущества. При этом сам порядок внесения имущества в реестр носил заявительный характер.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отметили, что здание столовой площадью 1 000 кв. м. расположенное в п. Мичурино Брянского района было правомерно включено в карту учета федерального имущества, имеющегося у Брянского механико-технологического техникума пищевой промышленности по состоянию на 18.09.2001 (т. 3 л.д. 84-85).
Поскольку ТУ Росимущества в Брянской области в соответствии с положением, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, то, как верно указано судами, данный орган вправе предъявлять иски о признании права федеральной собственности.
Между тем как установлено судебными инстанциями, спорное нежилое помещение с 2000 года используется ответчиком для размещения центральной районной библиотеки. При этом доказательств, подтверждающих использование спорного помещения истцом или управомоченными им лицами, в материалы дела не представлено.
Более того, из материалов дела (т. 1 л.д. 113) следует, что право муниципальной собственности на спорные помещения было зарегистрировано 22.01.2009.
В этой связи судебными инстанциями верно отмечено, что исходя из системного истолкования норм гражданского права о способах защиты права собственности, следует, что поскольку истец, считающий себя собственником спорного помещения, не обладает на него зарегистрированным правом и фактически им не владеет, вопрос о праве собственности на такое имущество может быть разрешен при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьями 223 и 302 Гражданского кодекса РФ.
Данная позиция судов соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 N 3039/07, от 06.01.2007 N 8665/07, от 27.01.2009 N 10527/08, от 01.12.2009 N 8858/09, от 26.01.2010 N 13224/09.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Президиума ВАС РФ N 8665/07 следует читать как "от 06.11.2007 г."
В п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В п. 57 постановления Пленума ВС Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 указано, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу п. 17 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 N 696, на территориальный орган Минимущества России возлагалась обязанность осуществлять учет федерального имущества.
Пунктом 11 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности предусмотрено, что права и обязанности по ведению реестра федеральной собственности принадлежит Госкомимуществу, функции которого впоследствии переданы Минимуществу РФ, а затем Федеральному агентству по управлению федеральным (государственным) имуществом.
Таким образом, с учетом специальной правоспособности органов исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, функции которого в настоящее время исполняет Росимущество, истец должен был узнать о нарушении прав Российской Федерации как собственника спорного имущества на помещение, которое, начиная с момента разграничения государственной собственности, никогда не находилось в фактическом владении собственника или управомоченных им лиц, а использовались муниципальным образованием Брянский район задолго до подачи искового заявления (01.12.2008).
В этой связи, учитывая, что ни истец по настоящему делу, ни федеральные образовательные учреждения в качестве представителя собственника спорного нежилого помещения себя не проявляли, бремени и обязанностей собственника не несли, никаких договоров с ответчиком на использование им нежилого помещения как федерального имущества не заключали, судебные инстанции обоснованно указали, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что иск ТУ Росимущества в Брянской области о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение площадью 482,4 кв. м., расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский, ул. Б., 4, удовлетворению не подлежит.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе были известны судам первой и апелляционной инстанций, исследовались ими и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах. Кроме того, данные доводы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что в силу положений ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, а также, принимая во внимание, что нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А09-12529/2008 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 57 постановления Пленума ВС Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 указано, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу п. 17 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 N 696, на территориальный орган Минимущества России возлагалась обязанность осуществлять учет федерального имущества.
...
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 декабря 2010 г. по делу N А09-12529/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании