Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 декабря 2010 г. по делу N А14-4200/2010/147/24
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 февраля 2011 г. N ВАС-402/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Т.И.А. - представителя, доверенность от 15.03.2010 N 36-02/509925, постоянная; от администрации округа город Воронеж - Ж.С.А. - индивидуального предпринимателя; от Прокуратуры Воронежской области - А.Ю.П. - доверенность от постоянная; В.Е.Г. - представителя, доверенность от 18.08.2010 N 737; А.Ю.Т. - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Брянской области по доверенности от 01.09.2010 N 08/2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2010 по делу N А14-4200/2010/147/24, установил:
Индивидуальный предприниматель Ж.С.А. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании несоответствующим требованиям действующего законодательства и недействующим постановления администрации городского округа город Воронеж от 30.12.2009 N 346 в части утверждения в качестве элемента Схемы благоустройства и организации дорожного движения улицы Кольцовская городского округа город Воронеж и переноса остановки общественного транспорта "У", расположенной у дома N 52 по ул. К. г. Воронежа, с остановочным павильоном и размещения на ее месте цветочной клумбы (газона).
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2010 заявленные требования удовлетворены. Постановление администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) признано недействительным в части утверждения им в качестве элемента Схемы благоустройства и организации дорожного движения улицы К. переноса остановки общественного транспорта "У", расположенной у дома N 52 по ул. К. г. Воронежа, с остановочным павильоном и размещения на ее месте цветочной клумбы (газона) как несоответствующее нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I и не действующим в части утверждения им в качестве элемента Схемы благоустройства и организации дорожного движения улицы К. переноса остановки общественного транспорта "У", расположенной у дома N 52 по ул. К. г. Воронежа, с остановочным павильоном и размещения на ее месте цветочной клумбы (газона).
В кассационной жалобе администрация просит решение суда по настоящему делу отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция считает, что вышеуказанный судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения.
Как следует из материалов дела, Предприниматель имеет ордер на установку торгового киоска по улице К. г. Воронежа.
Решением Межведомственной комиссии по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж Ж.С.А. было отказано в продлении действия разрешительной документации. Основанием для принятия такого решения явилось постановление администрации городского округа город Воронеж от 30.12.2009 N 346 "Об утверждении схем благоустройства и организации дорожного движения ряда улиц города".
Считая, что указанное постановление противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая оспариваемое постановление недействительным, арбитражный суд исходил из того, что названный акт администрации носит нормативно-правовой характер и является решением о подготовке документации по планировке территории, принимаемым в порядке статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не может согласиться с выводами суда о том, что оспариваемое постановление администрации относится к нормативному акту.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, в соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, нормативный акт - это официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, направлен на регулирование определенного вида общественных отношений, является обязательным предписанием, носит постоянный или временный характер, рассчитан на многократное применение, т.е. в отличие от индивидуальных актов не исчерпывается его применением и рассчитан на неопределенный круг лиц.
Как следует из материалов дела, администрацией городского округа город Воронеж Воронежской области принято Постановление от 30.12.2009 N 346 "Об утверждении схем благоустройства и организации дорожного движения ряда улиц города", а именно, проспекта Революции и Московского, площади имени Ленина, улиц 20-летия Октября, Плехановская, Кольцовская, Кирова, Пушкинская. Данная схема представляет собой графический материал, на который нанесены городские дороги, тротуары, дорожные ограждающие устройства, городские зеленые насаждения (в том числе, газоны, клумбы), малые архитектурные формы (в том числе, скамьи, урны, павильоны для ожидания автотранспорта). Схема разработана для определения объектов для выполнения работ по благоустройству, и правовых норм, устанавливающих, изменяющих или отменяющих общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц и отвечающих признакам и структуре правовой нормы, в этом постановлении не содержится.
При этом следует исходить из того, что неотъемлемым признаком нормативного правового акта является его неоднократное применение. Указанного признака в оспариваемом постановлении не имеется.
Проводимое благоустройство центральных улиц городского округа город Воронеж на основании утвержденной Схемы благоустройства представляет собой восстановление и ремонт сооружений внешнего благоустройства города, после окончания которого и полного завершения работ по благоустройству территорий центральных улиц дальнейшее применение постановления администрации от 30.12.2009 N 346 не применимо, поскольку имеет определенный срок действия, ограниченный сроком проведения работ по благоустройству улиц города.
Кроме того, суду надлежало принять во внимание, что Постановление администрации от 30.12.2009 N 346 разработано во исполнение постановления главы городского округа город Воронеж от 23.04.2010 N 279 "О комплексном благоустройстве ряда улиц городского округа город Воронеж" в целях улучшения благоустройства территории городского округа, в частности благоустройства его центральных улиц путем создания единого архитектурно- художественного облика этих улиц и города в целом, обеспечения сбалансированного пространственного развития городского округа.
Приказ Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 12.04.2010 N 133 "Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования" определил, что под благоустройством территории следует понимать совокупность работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и эстетичных условий жизни населения на территории населенных пунктов Воронежской области.
Комплексное благоустройство - взаимоувязанное применение средств ландшафтной, садово-парковой архитектуры, покрытия поверхности земли, оборудования территории и застройки устройствами для безопасности и удобства использования, средств освещения и цветового решения участков территории, зданий и сооружений, декоративного озеленения, декоративной пластики и графики, визуальной информации и рекламы, иных средств.
Названным приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 12.04.2010 N 133 выработаны единые требования к комплексному благоустройству и озеленению территорий населенных пунктов Воронежской области и закреплена возможность органов местного самоуправления принимать Схемы благоустройства территории городского округа, в том числе ее отдельных участков, ограниченных территориями улиц.
Согласно приказу Госкомитета ЖКХ РСФСР от 24.05.1991 N 10 "Об утверждении "Классификации работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР" к сооружениям внешнего благоустройства городов относятся, в том числе, городские дороги, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, водоотводные сооружения, дорожные ограждающие устройства, зеленые насаждения на улицах и дорогах и элементы малых архитектурных форм на них, сооружения санитарной уборки, уличное освещение и прочее.
Кроме того, в статье 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В оспариваемом акте отсутствуют какие-либо элементы, относящиеся к проектам планировки и межевания территории, не выделяются элементы планировочной структуры, не устанавливаются границы земельных участков, функциональные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий, в связи с чем данное постановление не может быть отнесено к документам по планировке территории, поэтому вывод суда первой инстанции об отнесении постановления администрации от 30.12.2009 N 346 к документации по планировке территории, принимаемой с особенностями статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, кассационная коллегия находит не правильным.
При таких обстоятельствах отсутствуют положения, позволяющие сделать вывод о нормативном характере Схем и необходимости опубликования такого акта.
Помимо указанного, кассационная коллегия считает, что права и законные интересы граждан, юридических лиц, в том числе права и законные интересы заявителя, данным постановлением не затрагиваются, поскольку порядок выдачи и продления разрешения на установку и эксплуатацию павильонов, киосков определяется Положением о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж, утвержденным Решением городской Думы от 26.12.2006 N 271-11.
На основании изложенного кассационная инстанция приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не отвечает вышеназванным критериям, позволяющим признать его нормативно-правовым актом, в связи с чем заявление о признании его недействующим не подлежало рассмотрению в порядке главы 23 АПК РФ.
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, принятый по делу судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.08.2010 по делу N А14-4200/2010/147/24 отменить.
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Ж.С.А. о признании несоответствующим требованиям действующего законодательства и недействующим постановления администрации городского округа город Воронеж от 30.12.2009 N 346 "Об утверждении схем благоустройства и организации дорожного движения ряда улиц города" в части утверждения им в качестве элемента Схемы благоустройства и организации дорожного движения улицы К. переноса остановки общественного транспорта "У", расположенной у дома N 52 по ул. К. г. Воронежа, с остановочным павильоном и размещения на ее месте цветочной клумбы (газона) отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В оспариваемом акте отсутствуют какие-либо элементы, относящиеся к проектам планировки и межевания территории, не выделяются элементы планировочной структуры, не устанавливаются границы земельных участков, функциональные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий, в связи с чем данное постановление не может быть отнесено к документам по планировке территории, поэтому вывод суда первой инстанции об отнесении постановления администрации от 30.12.2009 N 346 к документации по планировке территории, принимаемой с особенностями статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, кассационная коллегия находит не правильным.
...
Помимо указанного, кассационная коллегия считает, что права и законные интересы граждан, юридических лиц, в том числе права и законные интересы заявителя, данным постановлением не затрагиваются, поскольку порядок выдачи и продления разрешения на установку и эксплуатацию павильонов, киосков определяется Положением о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж, утвержденным Решением городской Думы от 26.12.2006 N 271-11.
На основании изложенного кассационная инстанция приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не отвечает вышеназванным критериям, позволяющим признать его нормативно-правовым актом, в связи с чем заявление о признании его недействующим не подлежало рассмотрению в порядке главы 23 АПК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2010 г. по делу N А14-4200/2010/147/24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании