Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 января 2011 г. по делу N А54-1829/2010-10-С3
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 апреля 2011 г. N ВАС-5198/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - не явились, извещены надлежаще, от Управления - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Л" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.07.10 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.10 г. по делу N А54-1829/2010-10-С3, установил:
Закрытое акционерное общество "Л" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (далее - Управление) от 15.03.10 г. N 16 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.07.10 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.10 г. решение отменено в части отказа в удовлетворении требований ЗАО "Л" о признании недействительным решения УПФ РФ в городе Рязани от 15.03.10 г. N 16 в отношении привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5599,17 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует отменить и принять новое решение в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 20.08.09 г. Управлением проведена документальная проверка Общества за период 2005-2008 г.г., по результатам которой составлен акт от 28.01.09 г. N 16 и принято решение от 15.03.10 г. N 16 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 г. N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 16417,12 руб.
Общество, полагая, что решение Управления от 15.03.10 г. N 16 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что Общество представило недостоверные индивидуальные сведения на слесаря - ремонтника участка подготовки литейного производства конструкторско-технологического отдела Б.В.А. и начальника участка подготовки литейного производства конструкторско-технологического отдела Л.А.Г., в связи с чем у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения Общества к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Суд апелляционной инстанции поддержал данный вывод суда первой инстанции. Кроме того, апелляционная коллегия применила ст. 113 НК РФ, снизив размер финансовых санкций за 2005 год в сумме 463,28 руб. и за 2006 год - 5135,89 руб.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 г. N 167-ФЗ страховщик (то есть Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы) обязан осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2 ст. 13 указанного Федерального закона
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 г. N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-Ф) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального учета, контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, а также создания условий для назначения пенсий.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.01 г. N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе: физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 2 ст. 27 Закона N 173-ФЗ определены списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. б п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.02 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. N 10.
Из материалов дела следует, основным видом деятельности Общества является литейное производство.
Л.А.Г. принят на работу в Общество начальником участка подготовки литейного производства, а Б.В.А. - слесарем-ремонтником 4 разряда на горячих участках работ.
Согласно Списку N 2 (подраздел 1 "Литейное производство", разд. XIV "Металлообработка"), право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют, в том числе, слесари-ремонтники, код позиции 2150100а-18559 и начальники участков, код позиции 2150100б-24097.
В соответствии с п. 15 Указаний Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.91 г. N 1-57-У "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. N 10", если в Списках N 1 и 2 предусмотрены слесари, электрики (категория рабочих), электрослесари и электромонтеры без указания характера выполняемой ими работы, то рабочие этих профессий пользуются правом на льготную пенсию независимо от того, заняты они ремонтом или обслуживанием оборудования в данном производстве.
См. также п. 15 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 81/8 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" и о признании утратившими силу ранее принятых разъяснений и постановлений по вопросам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах"
То обстоятельство, что Общество представило сведения в отношении лиц, занятых именно в литейном производстве, Управлением не оспаривается. По каким основаниям Управление пришло к выводу о том, что технологическая оснастка, используемая в литейном производстве, не относится к основному оборудованию литейного производства, в оспариваемом решении не указано.
Признавая индивидуальные сведения на Л.А.Г. недостоверными, суд исходил из того обстоятельства, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются только те начальники участков, которые руководят производственными участками, где осуществляется технологический процесс производства. Вместе с тем, доказательства того, что характер работы начальника участка подготовки литейного производства не подтверждает его работу в технологическом процессе производства литейной продукции в материалах дела отсутствуют.
Вывод Управления о недостоверности представленных Обществом сведений был основан на анализе должностных инструкций, Положения о конструкторско-технологическом отделе и иных документов, без установления фактически выполняемых указанными работниками работ.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций не была дана оценка доводам Общества о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта требованиям п. 9 ст. 39 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.09 г. N 212-ФЗ.
Между тем, никакой ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства совершенного правонарушения, оспариваемое решение Управления не содержит, так же как и результаты проверки доводов Общества, изложенных им в возражениях на акт проверки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает недоказанным Управлением факт представления Обществом недостоверных сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку фактические обстоятельства дела, влияющие на правильность разрешения спора, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неверно истолкованы нормы материального права, суд кассационной инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 21 июля 2010 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2010 года по делу N А54-1829/2010-10-С3 отменить.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани от 15.03.10 г. N 16.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 15 Указаний Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.91 г. N 1-57-У "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. N 10", если в Списках N 1 и 2 предусмотрены слесари, электрики (категория рабочих), электрослесари и электромонтеры без указания характера выполняемой ими работы, то рабочие этих профессий пользуются правом на льготную пенсию независимо от того, заняты они ремонтом или обслуживанием оборудования в данном производстве.
...
Вывод Управления о недостоверности представленных Обществом сведений был основан на анализе должностных инструкций, Положения о конструкторско-технологическом отделе и иных документов, без установления фактически выполняемых указанными работниками работ.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций не была дана оценка доводам Общества о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта требованиям п. 9 ст. 39 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.09 г. N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 января 2011 г. по делу N А54-1829/2010-10-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании