Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 февраля 2011 г. N Ф10-6413/2010 по делу N А54-325/2010-С8
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Р.Л.В. - представителя (дов. от 01.04.2010 N 18, пост.); от Главного управления "Р" Рязанской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от третьих лиц: Федеральной службы по тарифам России - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Открытого акционерного общества "Р" - Я.А.С. - представителя (дов. от 26.01.2011 N 23, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Р" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.11.2010 по делу N А54-325/2010-С8, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Н" (далее - Общество, энергоснабжающая организация, ТЭЦ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействующим постановления Главного управления "Р" Рязанской области (далее - Управление, ГУ "Р", Комиссия) от 08.12.2009 N 155 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую Рязанским филиалом ООО "Н" для ОАО "Р" в части:
1.1. Пункта 1 Приложения к постановлению ГУ РЭК Рязанской области от 08.12.2009 N 155, в части установленных на 2010 год: ставки за электрическую мощность двухставочного тарифа - 53293,55 руб./МВт. мес.; одноставочного тарифа - 897,01 руб. /МВт.ч.;
1.2. Пункта 3.
Обязать ГУ "Р", принявшее постановление от 08.12.2009 N 155, незамедлительно устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Н", путем учета расходов по статьям затрат:
- "Ремонт (материалы и услуги подрядчиков)"- 114452,851 тыс. руб.;
- "Оплата труда" - 113018,350 тыс. руб.;
- "Отчисления с оплаты труда" - 29155,639 тыс. руб.;
- "Средства на страхование" - 14634,348 тыс. руб.;
- "Охрана объектов ТЭЦ" - 5718,133 тыс. руб.;
- "Проценты по кредитам" - 44391,378 тыс. руб.;
- "Сальдо выпадающих доходов и расходов" - 0 тыс. руб.;
при пересмотре тарифов на электрическую энергию (мощность) для Рязанского филиала ООО "Н" на 2010 год, в 10-ти дневной срок с момента принятия решения по настоящему делу (уточненные требования).
В деле в качестве третьих лиц участвовали: Федеральная служба по тарифам России, открытое акционерное общество "Р" (далее - ОАО "Р").
Решением суда от 01.11.2010 постановление Управления от 08.12.2009 N 155 было признано недействующим в части пункта 1 Приложения к постановлению - ставки за электрическую мощность двухставочного тарифа - 53293,55руб./МВт.мес.; одноставочного тарифа - 897,01 руб./МВт.ч.; пункта 3, как не соответствующее Федеральному закону РФ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, имеющим большую юридическую силу.
В кассационной жалобе ОАО "Р" просит отменить решение суда от 01.11.2010 в связи с неправильным применением процессуального законодательства, направив дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей ОАО "Р", Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Общество производит электрическую и тепловую энергию в режиме комбинированной выработки. ООО "Н" находится зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Р".
29 апреля 2009 года Общество направило в Управление расчетные материалы для установления тарифов на тепловую и электрическую энергию на 2010 год.
По результатам рассмотрения предложений Общества Правление ГУ РЭК Рязанской области решило:
1. Постановлением от 08.12.2009 N 155 установить и ввести в действие с 01.01.2010 г. тарифы на электрическую энергию, отпускаемую Рязанским филиалом ООО "Н" гарантирующему поставщику электрической энергии - ОАО "Р" (без НДС), рассчитанных в соответствии с экспертным заключением экспертной группы ГУ РЭК с учетом внесения следующих изменений:
- по тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Р" и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги на 2010 год, согласно приказу ФСТ России от 01.12.2009 N 336-э/5;
- по тарифам на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на 2010 год, согласно приказу ФСТ России от 24.11.2009 N 327-э/1;
- учесть в расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2010 год перекрестное субсидирование в размере 50738 тыс. руб. Отметить, что указанная величина перекрестного субсидирования находится в рамках перекрестного субсидирования, отнесенного из затрат на производство тепловой энергии на затраты по производству электрической энергии, при тарифном регулировании на 2009 год.
2. Необходимая валовая выручка ООО "Н" на 2010 год, признанная Правлением ГУ РЭК обоснованной, составляет 3613207,2 тыс. руб. (общая по обоим видам регулируемой деятельности ТЭЦ), в том числе:
- по производству электрической энергии 1667024,7 тыс. руб.;
- по производству тепловой энергии - 1946182,6 тыс. руб.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, утвержденные Правлением ГУ РЭК, приняты на основании указанного размера НВВ.
3. Основные статьи расходов, принятые в расчет тарифов по регулируемым видам деятельности, приведены в приложении к настоящему протоколу (приложения 1.1-1.4).
Экспертной группой регулирующего органа было отказано во включении в тариф отдельных статей расходов. Уменьшение расходов по сравнению с заявленными произведено регулирующим органом по следующим статьям затрат (в тыс. руб. без НДС):
1) расходы на ремонт (материалы и услуги подрядчиков)
заявлено - 241972,20 принято - 166048,9
2) расходы на оплату труда (из себестоимости и прибыли)
заявлено - 238939,43 принято - 218956,7
3) отчисления с оплаты труда (из себестоимости и прибыли)
заявлено - 61639,828 принято - 56405,6
4) средства на страхование
заявлено - 30939,426 принято - 6986,2
5) расходы на охрану объектов ТЭЦ
заявлено - 12089,076 принято - 9702,3
6) проценты по кредитам
заявлено - 93850,693 принято - 0
7) сальдо выпадающих доходов и расходов
заявлено - 0 принято - (- 94123,9)
8 декабря 2009 года ГУ "Р" принято постановление N 155 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую Рязанским филиалом ООО "Н" для ОАО "Р".
Пунктом 1 постановления от 08.12.2009 N 155 установлены тарифы согласно приложению: двухставочный тариф - ставка за электрическую мощность - 53293,55 руб./МВт.мес., средневзвешенная стоимость электроэнергии - 750,76 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф - 897,01 руб./МВт.ч.
Вышеуказанное постановление ГУ "Р" опубликовано в газете "Рязанские ведомости" от 19.12.2009 N 252-253.
Не согласившись с оценкой принятых ГУ "Р" в составе тарифов расходов, заявитель в соответствии с главой 24 АПК РФ обратился в арбитражный суд с требованием о признании данного постановления регулирующего органа частично недействительным, как не отвечающего положениям законодательства по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую энергию и нарушающего его законные права и экономические интересы.
Принимая решение по спору, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в поименованном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Из содержания ст. 6 Закона N 41-ФЗ следует, что регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109; далее - Основы ценообразования) предусмотрено применение при регулировании тарифов метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. В рассматриваемой ситуации регулирующим органом для установления тарифов энергоснабжающей организации выбран метод экономически обоснованных расходов.
В силу пунктов 16, 17 и 18 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относятся, в частности, расходы на оплату труда и социальные нужды (подп. 6 п. 19 Основ ценообразования). Согласно п. 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. Аналогичное положение относительно индексации заработной платы предусмотрено трудовым законодательством РФ, в частности, ст. 134 Трудового кодекса РФ. Данной нормой предусмотрено обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, что включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Пункт 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 годы (утвержденный председателем общественного объединения - "В" 27.06.2008) также гарантирует ежеквартальное изменение минимальной месячной тарифной ставки в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации.
Требование учитывать прогнозный индекс прямо учтено в п. 27 Основ ценообразования, как самостоятельное правило формирования расходов, и не поставлено в зависимость от заключения ТЭЦ отраслевого тарифного соглашения.
Применение требований п. 27 Основ ценообразования законодательно не ограничено никакими иными условиями, в том числе Сценарными условиями прогноза социально-экономического развития.
Таким образом, всеми вышеперечисленными нормами права определено, что фонд оплаты труда, включаемый в тарифы, должен учитывать прогнозируемый индекс потребительских цен.
Отсутствие индексации заработной платы при тарифной регулировке на 2010 год на индекс потребительских цен свидетельствует о нарушении РЭК п. 27 Основ ценообразования.
Таким образом, Управлением неправомерно исключены из состава расходов на оплату труда предложенные энергоснабжающей организацией затраты в сумме 19982,73 тыс. руб.
Размер расходов на обязательные отчисления с фонда оплаты труда во внебюджетные фонды прямо следует из учтенных в составе тарифов средств на оплату труда. Необоснованность решения по фонду оплаты труда прямо влечет необоснованность решения по отчислениям с него. Процент отчислений ни ТЭЦ, ни РЭК не оспаривается.
Таким образом, Управление согласно п. 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
В силу п. 18 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг).
В соответствии с п. 29 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются, в том числе, расходы на страхование.
Пунктом 17 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Аналогичные Основам ценообразования требования содержатся в подп. 9 п. 22.1 и п. 16 Методических указаний ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Согласно п. 1 ст. 263 Налогового кодекса РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного имущественного страхования: добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
Законодательство не накладывает никаких ограничений на расходы по добровольному страхованию. Об этом прямо сказано в п. 3 ст. 263 Налогового кодекса РФ, согласно которому расходы по добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена экономическая обоснованность добровольных видов страхования в размере фактических затрат, и обязанность РЭК включать данные расходы в состав тарифов.
Таким образом, Управлением неправомерно исключены из состава расходов на добровольное имущественное страхование предложенные энергоснабжающей организацией затраты в сумме 23953,23 тыс. руб.
Ни в каком из вышеперечисленных нормативных актах, ни в сфере государственного регулирования тарифов, ни в сфере бухгалтерского или налогового законодательства не содержится права РЭК определять экономическую обоснованность услуг охраны путем применения каких-либо понижающих индексов (коэффициентов).
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность РЭК включать расходы на услуги охраны в состав тарифов.
Таким образом, Управлением неправомерно уменьшены расходы на услуги охраны на сумму 2386,78 тыс. руб.
Согласно ст. 4 Закона N 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы: учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Пункт 10 Основ ценообразования конкретизирует обязанность РЭК учитывать фактические данные прошедшего года: если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирований (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Аналогичное требование закреплено также в п. 20 Методических указаний ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Согласно п. 17 Основ ценообразования и п. 16 Методических указаний ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношении в сфере бухгалтерского учета.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность РЭК включать в состав тарифов средства на компенсацию фактически произведенных расходов предыдущих периодов, не учтенных в составе действующих тарифов.
Поскольку фактические расходы в 2008 году были документально подтверждены Обществом как в процессе тарифного регулирования, так и при рассмотрении дела в суде, то вывод суда о незаконности действий РЭК по занижению на отрицательное сальдо выпадающих доходов и расходов в тарифах на 2010 год является обоснованным и эта сумма составила 94123,9 тыс. руб.
Вывод суда о необоснованности требований Общества о включении в состав затрат при установлении тарифов на 2010 расходов на ремонт в сумме 75923,3 тыс. руб. и уплату процентов за пользование кредитами банков в сумме 93850693 руб. никем не оспаривается.
С учетом положений статей 16, 69 АПК РФ у арбитражного суда не имелось правовых оснований для переоценки обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А54-326/2010-С2, поскольку необходимость участия в деле тех же лиц не означает полного тождества составов заинтересованных субъектов в обоих рассматриваемых арбитражным судом делах.
Поскольку Общество и ГУ "Р" являлись участниками дела N А54-326/2010-С2 - сторонами по делу, выводы суда по данному делу имеют для них преюдициальное значение. Соответственно, довод ОАО "Р" об отсутствии преюдициального значения для настоящего дела решения по делу N А54-326/2010-С2 является несостоятельным.
Ссылка заявителя жалобы на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства о назначении экономической экспертизы не может быть принята во внимание ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ вопрос о назначении экспертизы отнесен на усмотрение арбитражного суда и разрешается в зависимости от необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
При этом назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Кроме того, в силу положений ст. 71 АПК РФ экспертиза, назначенная в рамках арбитражного дела, является одним из доказательств по делу и подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и не имеет для арбитражного суда заранее установленной силы.
Установив, с учетом представленных в дело доказательств, что проведение экспертизы является нецелесообразным, а также отсутствие доказательств наличия у лица, которому ОАО "Р" просило поручить проведение экспертизы, специальных познаний и того, что вопросы, поставленные для разрешения перед экспертом, требуют специальных знаний, суд правомерно отказал в удовлетворении ходатайства третьего лица о назначении экспертизы.
Более того, в рамках рассмотрения дела N А54-326/2010-С2 уже дана оценка расходов, заявленных ООО "Н" в целом по станции, а решение Арбитражного суда Рязанское области от 13.04.2010 по этому делу вступило в законную силу.
Довод заявителя жалобы о рассмотрении дела в незаконном составе со ссылкой на п. 6 ч. 1 ст. 21 АПК РФ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку заявление об отводе судьи было рассмотрено в установленном законом порядке и отклонено ввиду недоказанности прямой или косвенной заинтересованности судьи в исходе дела, а сам по себе факт прежней работы представителя ООО "Н" Н.Е.И. в Арбитражном суде Рязанской области не может являться препятствием для рассмотрения данного спора.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.11.2010 по делу N А54-325/2010-С8 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 10 Основ ценообразования конкретизирует обязанность РЭК учитывать фактические данные прошедшего года: если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирований (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Аналогичное требование закреплено также в п. 20 Методических указаний ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Согласно п. 17 Основ ценообразования и п. 16 Методических указаний ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношении в сфере бухгалтерского учета.
...
В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ вопрос о назначении экспертизы отнесен на усмотрение арбитражного суда и разрешается в зависимости от необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
...
Довод заявителя жалобы о рассмотрении дела в незаконном составе со ссылкой на п. 6 ч. 1 ст. 21 АПК РФ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку заявление об отводе судьи было рассмотрено в установленном законом порядке и отклонено ввиду недоказанности прямой или косвенной заинтересованности судьи в исходе дела, а сам по себе факт прежней работы представителя ООО "Н" Н.Е.И. в Арбитражном суде Рязанской области не может являться препятствием для рассмотрения данного спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 февраля 2011 г. N Ф10-6413/2010 по делу N А54-325/2010-С8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6413/10