Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 января 2011 г. N Ф10-605/2010 по делу N А64-4614/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя: МИФНС России N 7 по Тамбовской области - З.Д.А. - представитель (дов. от 01.03.2010 N 02-19/02003), от ответчика: ОАО "К" - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 7 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по делу N А64-4614/09, установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области 28.07.2009 обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к открытому акционерному обществу "К" о ликвидации.
В обоснование заявления налоговый орган сослался на грубые нарушения ОАО "К" налогового законодательства, а именно: в нарушение п. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ у общества отсутствуют сведения о держателе реестра акционеров; в нарушение указанной нормы, а также п. 4 ст. 54 ГК РФ отсутствует информация о полном фирменном наименовании; в нарушение п. 1 ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" от 10.12.2003 N 174-ФЗ у общества отсутствуют сведения о факте государственной регистрации выпуска акций. Кроме того, налоговый орган указывает на то, что ОАО "К" по указанному в учредительных документах адресу не существует и какой-либо деятельности не ведет. Ссылаясь на п. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, на п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ, налоговый орган обратился с требованием о ликвидации ОАО "К".
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2009 производство по делу прекращено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 определение суда от 14.09.2009 отменено и направлен вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального органа от 18.03.2010 постановление суда апелляционной инстанции от 09.12.2009 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 решение суда от 05.03.2010 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, налоговый орган обратился в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика в судебное заседание кассационной инстанции не явился. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело, в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 оставить без изменения в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "К" зарегистрировано Администрацией Моршанского района Тамбовской области 22.09.1998 по адресу (месту нахождения): Тамбовская область, г. Моршанск, Элеваторное шоссе.
05.05.2008 налоговым органом в адрес директора ОАО "К" П.С.В. было направлено письмо N 01.2-15/03304, в котором предлагалось представить в отдел регистрации и учета налогоплательщиков инспекции в срок до 26.05.2008 пакет документов с указанием сведений о полном фирменном наименовании.
Письмами от 27.05.2009 N 04-16/05035, от 28.05.2009 N 04-16/05110 инспекция также предлагала директору ОАО "К" представить пакет документов с указанием сведений о держателе акционеров.
Однако ответчик указанные сведения не представил.
Как следует из протокола N 939 осмотра (обследования) объектов, произведенного 20.07.2009 начальником отдела оперативного контроля, советником ГГС РФ 3 класса Ф.А.А., госналогинспектором, референтом ГГС РФ 2 класса П.О.В., по адресу: г. Моршанск, Элеваторное шоссе (указанному в учредительных документах) ОАО "К" не располагается. По указанному адресу никаких зданий и сооружений не обнаружено. Никаких вывесок, указателей, свидетельствующих о местонахождении организации, нет. Кого-либо из представителей ОАО "К" также не обнаружено.
Вышеуказанные нарушения, послужили основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о ликвидации.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная коллегия считает необходимым согласиться с таким выводом судебных инстанций.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу п. 3 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридические лица, зарегистрированные до 01.07.2002, обязаны представить в регистрирующий орган в течение шести месяцев со дня вступления указанного Закона в силу сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"д", "л" пункта 1 ст. 5 этого Закона. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В п. 23 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" разъяснено, что неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.
Согласно п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 84 разъяснено, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Из вышеприведенного следует, что ликвидация юридического лица, предусмотренная п. 3 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", не может быть применена по одному лишь формальному основанию ввиду непредставления юридическим лицом в регистрирующий орган соответствующих сведений.
Нарушения, позволяющие ликвидировать организацию, должны быть настолько существенны, чтобы позволить суду сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности юридического лица.
Как видно из материалов дела, основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим заявлением послужило то обстоятельство, что ответчик не представил в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а", "в" и "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц", т.е. уклоняется от выполнения требований законодательства о представлении в регистрирующий орган сведений в установленный законом срок.
В то же время налоговым органом не представлено доказательств, что указанное нарушение носит неустранимый характер и повлекло за собой какие-либо негативные последствия.
Судебными инстанциями установлено, что ОАО "К" является действующей организацией, ежеквартально представляет в налоговый орган налоговую и бухгалтерскую отчетность, задолженности по заработной плате не имеет.
Кроме того, судами установлено, что ОАО "К" обращалось в регистрирующий орган о государственной регистрации изменений, однако в регистрации изменений 09.09.2009 обществу было отказано.
Таким образом, приняв во внимание характер допущенного обществом нарушения, а также учитывая, что данное нарушением не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для ликвидации ОАО "К".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ОАО "К" допущены грубые нарушения законодательства при регистрации юридического лица, а также при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, был предметом оценки суда первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен как несостоятельный.
Ссылка кассатора на то, что общество в нарушение установленных требований не зарегистрировало выпуск акций, не принимается во внимание, поскольку представление документов для государственной регистрации выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, с нарушением установленного срока не является основанием для признания выпуска акций недействительным (п. 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2001 N 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным").
В этой связи кассационная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что у ответчика сохранилась обязанность по представлению документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и соблюдению требований статьи 19 ФЗ РФ "О рынке ценных бумаг". При этом в случае представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, он может быть зарегистрирован при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации, установленных статьей 21 ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Между тем, кассационная коллегия считает необходимым указать, что у налогового органа сохраняется право обратиться с аналогичным иском, если ОАО "К" не будут устранены нарушения, допущенные по состоянию на 2009 год и явившиеся основанием для предъявления заявления о ликвидации предприятия.
При изложенных обстоятельствах, кассационная судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по делу N А64-4614/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим заявлением послужило то обстоятельство, что ответчик не представил в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а", "в" и "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц", т.е. уклоняется от выполнения требований законодательства о представлении в регистрирующий орган сведений в установленный законом срок.
...
Ссылка кассатора на то, что общество в нарушение установленных требований не зарегистрировало выпуск акций, не принимается во внимание, поскольку представление документов для государственной регистрации выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, с нарушением установленного срока не является основанием для признания выпуска акций недействительным (п. 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2001 N 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным").
В этой связи кассационная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что у ответчика сохранилась обязанность по представлению документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и соблюдению требований статьи 19 ФЗ РФ "О рынке ценных бумаг". При этом в случае представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, он может быть зарегистрирован при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации, установленных статьей 21 ФЗ "О рынке ценных бумаг"."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 января 2011 г. N Ф10-605/2010 по делу N А64-4614/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании