Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 февраля 2011 г. N Ф10-6498/2010 по делу N А23-2067/10А-11-83
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "А" г. Калуга, ул. А., д. 2 - Ч.В.Р. - представителя (дов. N 05 от 15.01.2011), от Калужской таможни г. Калуга, ул. М., д. 53 - Б.Р.В. - зам. нач. отдела таможенных платежей (дов. N 04-44/29 от 07.12.2010), И.Ю.А. - гл. гос. тамож. инспектора (дов. N 8826 от 23.09.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калужской таможни на решение Арбитражного суда Калужской области от 12.08.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 по делу N А23-2067/10А-11-83, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Калужской таможни процентов за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 9 226 656 руб., начисленных за период с 13.02.2008 по 25.03.2010 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 12.08.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Калужская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которых, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
При этом податель жалобы ссылается на отсутствие в его действиях вины, поскольку им были выполнены все возможные действия по возврату таможенных платежей, а именно, принято решение N 47 от 14.05.2008 о возврате денежных средств и отправлено в ФТС России реестр на их перечисление Обществу.
По мнению Таможни после принятия указанного решения она не могла повлиять на его исполнение, поскольку оно было отменено в порядке ведомственного контроля вышестоящим таможенным органом.
Кроме того, судом не установлена причинно-следственная связь между действиями Калужской таможни и задержкой возврата денежных средств.
В силу п. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления
Как следует из материалов дела, ООО "А" в период с 18.07.2006 по 18.05.2008 ввезло на территорию Российской Федерации товары, которые в последующем были выпущены в свободное обращение с уплатой всех ввозных таможенных пошлин и налогов.
Общество 01.10.2007 и 11.01.2008 обратилось в Калужскую таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, внесенных на счет таможенного органа в связи с регистрацией в ИФНС России по Московскому округу г. Калуги фактического ввоза товаров в качестве вклада в уставный фонд, на общую сумму 40 501 575,15 руб., указав платежные поручения и ГТД, по которым им уплачены таможенные платежи при ввозе товара.
По результатам рассмотрения указанных заявлений и дополнительно представленных по запросу документов по бухгалтерскому учету (карточки основных средств, оборотно-сальдовая ведомость), подтверждающих факт принятия на учет товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, была оформлена справка о правомерности возврата денежных средств и принято решение N 47 от 14.05.2008 о возврате Обществу денежных средств в сумме 40 501 575,15 руб.
Решением ФТС России N 10000000/140808/58 от 14.08.2008 указанное решение Калужской таможни отменено.
Поскольку возврат платежей в заявленном размере произведен не был, Общество, полагая такое бездействие незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействий Калужской таможни и Федеральной таможенной службы России, выразившихся в невозврате 40 501 575,15 руб. таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.04.2010 по делу N А23-1665/2008А-18-87, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.11.2010, требования Общества, предъявленные к Калужской таможне, удовлетворены. В удовлетворении требований к ФТС России - отказано.
Сумма излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 40 501 575,15 руб. была возвращена Калужской таможней ООО "А" по платежному поручению N 84 от 26.03.2010.
В связи с несвоевременным возвратом таможенных платежей в указанном размере, Общество обратилось в адрес Калужской таможни с заявлением N 28 от 07.04.2010 об уплате процентов в сумме 9 247 717 руб.
Письмом N 14-10/4204 от 06.05.2010 Калужская таможня отказала Обществу в выплате процентов, ссылаясь на то, что фактическая выплата процентов по инициативе таможенных органов не производится и осуществляется в случаях вынесения соответствующих решений судебными органами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа на основании заявления плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 4 ст. 355 ТК РФ определено, что общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в Калужскую таможню 11.01.2008.
Таким образом, с учетом положений п. 4 ст. 355 ТК РФ, таможенный орган обязан был рассмотреть указанное заявление, принять по нему решение о возврате и возвратить суммы излишне уплаченных таможенных платежей не позднее 11.02.2008.
Однако, несмотря на принятие Калужской таможней решения N 47 от 14.05.2008 о возврате таможенных платежей в сумме 40 501 575,15 руб., фактически их возврат произведен не был.
Факт бездействия Калужской таможни, выразившегося в невозврате таможенных платежей в указанном размере установлен вступившим в силу решением арбитражного суда по делу N А23-1665/2008А-18-87, принятым по спору между этими же лицами, в связи с чем данное обстоятельство в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Поскольку сумма излишне уплаченных таможенных платежей в размере 40 501 575,15 руб. была возвращена таможенным органом лишь 26.03.2010, следовательно, возврат был произведен Таможней с нарушением установленного п. 4 ст. 355 ТК РФ, срока, что в силу данной нормы права влечет начисление процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин.
При таких обстоятельствах, установив правовые и фактические основания для взыскания заявленной суммы процентов, суд обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы Таможни о том, что в ее действиях отсутствует вина, а также причинно-следственная связь между действиями Калужской таможни и задержкой возврата денежных средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку как обоснованно указано судом, предметом рассматриваемого настоящего спора является вопрос о взыскании процентов за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей, а не требования гражданско-правового характера, возникающие в связи с неисполнением одним из равных участников правоотношений принятых им на себя обязательств.
При этом по общему правилу, предусмотренному п. 3 ст. 2 ГК РФ, к административным отношениям гражданское законодательство не применяется.
Ссылки Таможни на отмену решения N 47 от 14.05.2008 в порядке ведомственного контроля вышестоящим таможенным органом, в данном случае также не имеет правового значения, поскольку в силу ст. 401 ТК РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов кассационная коллегия не находит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 12.08.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 по делу N А23-2067/10А-11-83, оставить без изменения, а кассационную жалобу Калужской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку сумма излишне уплаченных таможенных платежей в размере 40 501 575,15 руб. была возвращена таможенным органом лишь 26.03.2010, следовательно, возврат был произведен Таможней с нарушением установленного п. 4 ст. 355 ТК РФ, срока, что в силу данной нормы права влечет начисление процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин.
...
Доводы Таможни о том, что в ее действиях отсутствует вина, а также причинно-следственная связь между действиями Калужской таможни и задержкой возврата денежных средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку как обоснованно указано судом, предметом рассматриваемого настоящего спора является вопрос о взыскании процентов за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных платежей, а не требования гражданско-правового характера, возникающие в связи с неисполнением одним из равных участников правоотношений принятых им на себя обязательств.
При этом по общему правилу, предусмотренному п. 3 ст. 2 ГК РФ, к административным отношениям гражданское законодательство не применяется.
Ссылки Таможни на отмену решения N 47 от 14.05.2008 в порядке ведомственного контроля вышестоящим таможенным органом, в данном случае также не имеет правового значения, поскольку в силу ст. 401 ТК РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 февраля 2011 г. N Ф10-6498/2010 по делу N А23-2067/10А-11-83
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании