Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 февраля 2011 г. N Ф10-101/2011 по делу N А35-5855/2010

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Законе Курской области N 59-ЗКО от 01.12.2004 г. "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", в соответствии с приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, отражаются по целевой статье 505 0000 "Меры социальной поддержки граждан", виду расходов 496 "Обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Указанием о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, средства на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан выделяются бюджетом из фонда компенсаций (целевая статья 519 0000), либо являются средствами финансирования принимаемых мер социальной поддержки граждан (целевая статья 505 0000).

При этом, несмотря на то, что в соответствии с указанными статьями бюджетной классификации получателями государственной помощи признаются конкретные физические лица, для которых установлены льготы, денежные средства в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг данными категориями граждан по льготным ценам (тарифам) фактически выделяются из бюджета организациям, оказывающим населению данного рода услуги, и идут на погашение понесенных данными организациями расходов.

То есть, все денежные средства, выделяемые бюджетом как из фонда компенсаций (целевая статья 519 0000), так и являющиеся мерами социальной поддержки граждан (целевая статья 505 0000), по своей сути, представляют собой выплаты, имеющие целью возмещение затрат соответствующих организаций при оказании услуг льготным категориям граждан по регулируемым ценам.

Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела, суды сделали правильный вывод о том, что полученные денежные средства исходя из положений абзаца 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ обоснованно не включены налогоплательщиком в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поскольку денежные средства, выделяемые из бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, направлялись на покрытие убытков, возникающих у организаций, оказывающих данного рода услуги.

Эти бюджетные средства, направленные на покрытие убытков, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, так как не могут быть отнесены к денежным средствам, связанным с оплатой реализованных услуг, и, соответственно, к выручке от реализации в целях исчисления НДС.

При этом, ссылка инспекции на письменные ответы комитета финансов, комитета жилищно-коммунального хозяйства, комитета социального обеспечения Курской области, акционерных обществ "У" и "Ж", в соответствии с которыми понесенные организациями при предоставлении льгот отдельным категориям граждан расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг отражались в экономической статье 262 "Пособия по социальной помощи населения", правомерно признана не имеющей правового значения для рассматриваемого дела.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ ценой реализации услуг в данном случае является цена по которой услуги реализованы потребителям.

...

Суды правомерно признали несостоятельной ссылку налогового органа на то, что полученные обществом бюджетные средства в соответствии со ст. 162 НК РФ подлежат включению в налоговую базу по НДС как средства финансовой помощи (или в счет увеличения доходов).

Операции, которые рассматриваются в ст. 162 НК РФ, являются "дополнительными" по отношению к основным операциям, указанным в ст. ст. 153-158 Налогового кодекса РФ.

Из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ обязанности налогоплательщика включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога не вытекает, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Указанный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 08.02.2005 г. N 11708/04."


Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 февраля 2011 г. N Ф10-101/2011 по делу N А35-5855/2010


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании