Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 февраля 2011 г. N Ф10-101/2011 по делу N А35-5855/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - М.О.Н. - представителя (дов. от 15.04.2010 N 12-Д, пост.), от налогового органа - Ш.П.А. - представителя (дов. от 19.01.2011 N 04-16/001352, пост.), Х.Е.Г. - представителя (дов. от 15.02.2011 N 04-27/005782, пост.), З.О.Е. - представителя (дов. от 11.01.2011 N 04-16/000007, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 30.07.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. по делу N А35-5855/2010, установил:
Открытое акционерное общество "К" (далее - ОАО "К", общество) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - инспекция, налоговый орган) от 02.04.2010 г. N 15-11/41 в части взыскания НДС в размере 9 608 494,6 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 1 454 708,06 руб., штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 640 566,31 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.07.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. решение Арбитражного суда Курской области от 30.07.2009 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Курску просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, денежные средства, перечисленные комитетом социального обеспечения Курской области на счет акционерного общества "К", не относятся к субсидиям или субвенциям, то есть не являются денежными средствами, перечисленными на безвозмездной или безвозвратной основах, а выделены на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых обществом льготной категории потребителей, в связи с чем данные денежные средства представляют собой часть выручки от реализации. Согласно ответам, полученным от комитета финансов, комитета жилищно-коммунального хозяйства, комитета социального обеспечения Курской области, а также от акционерных обществ "У" и "Ж", денежные средства, направляемые из бюджета для возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, отражались по экономической статье расходов бюджета 262 "Пособия по социальной помощи населению". В рассматриваемой ситуации налоговый орган считает, что судами подлежала применению норма подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, в соответствии с которой в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В этой связи налоговый орган полагает, что налогоплательщик обязан был включить в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные из областного бюджета в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг за льготные категории граждан.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Курску по результатам выездной налоговой проверки ОАО "К", составлен акт от 26.02.2010 г. N 15-11/23 и принято решение от 02.04.2010 г. N 15-11/41 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату НДС, в виде штрафа в размере 640 566,31 руб., доначислении НДС в сумме 9 608 494,6 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в размере 1 454 708,06 руб., что обжалует налогоплательщик.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость и соответствующих ему пеней и штрафа явился вывод инспекции о занижении налогоплательщиком налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в результате не включения в нее денежных средств, полученных из областного бюджета за реализацию электрической энергии льготным категориям граждан в виде социальной помощи населению.
Решением Управления ФНС России по Курской области от 24.05.2010 г. N 281 оспариваемое решение оставлено без изменения.
Частично не согласившись с решением налогового органа, ОАО "К" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования налогоплательщика, а суд апелляционной инстанции - оставил без изменения принятое по делу решение.
Как видно из материалов дела и установлено судом, акционерное общество "К" в период 2007-2008 годы оказывало услуги по реализации электрической энергии потребителям г. Курска по тарифам, утвержденным постановлениями администрации Курской области N 153 от 30.12.2003 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую потребителям открытого акционерного общества "К" г. Курска, и услуги по передаче электрической энергии по сетям открытого акционерного общества "Курские электрические сети" на 2007 год", N 83 от 06.11.2007 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую гарантирующими поставщиками открытого акционерного общества "Курские электрические сети", открытого акционерного общества "К", общества с ограниченной ответственностью "Р", N 118 от 26.11.2007 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "К" потребителям Курской области на 2008 год".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления администрации Курской области N 153 следует читать как "от 30.12.2006 г."
В 2007-2008 годах при взимании платы за электроэнергию акционерное общество "К" на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О гражданах, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Закона Курской области от 01.12.2004 N 58-ЗКО "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и ветеранов труда", Закона Курской области от 01.12.2004 N 59-ЗКО "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", предоставляло льготы отдельным категориям граждан.
В этих целях потребители - управляющие компании г. Курска и Курской области, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы представляли в адрес акционерного общества "К" ежемесячные отчеты о количестве лиц, имеющих льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, а акционерное общество, в свою очередь, выставляло в адрес потребителей счета-фактуры на объем потребленной электрической энергии, которые производили их оплату.
На возмещение расходов, понесенных в 2007-2008 годах в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде предоставления льгот отдельным категориям граждан, акционерное общество "К" заключило с комитетом социального обеспечения Курской области (комитет) и комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области (исполнитель) договоры N 167196/12 от 28.03.2007 и N 189-207/12 от 27.02.2008, на основании которых комитет взял на себя обязательства возместить акционерному обществу расходы в пределах бюджетных средств и лимита, доведенного до предприятия.
Для получения от комитета в счет возмещения необходимой суммы средств, акционерное общество в соответствии с требованиями договоров обязано было представлять исполнителю сведения об объеме фактически предоставленных мер социальной поддержки, бухгалтерскую и статистическую отчетность о расходовании выделенных средств.
Во исполнение данных условий договоров акционерное общество ежемесячно представляло в комитет отчеты о количестве лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и сумме денежных средств, подлежащих возмещению, и выставляло в адрес комитета счета-фактуры на сумму предоставленных за этот период льгот, которые последний оплачивал.
С суммы полученных денежных средств Инспекция произвела доначисление налога на добавленную стоимость и соответствующих ему пеней и штрафа, полагая, что общество в нарушение требований пункта 2 статьи 153, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, при исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитывало денежные средства, полученных из областного бюджета за реализацию электрической энергии льготным категориям граждан в виде социальной помощи населению.
Обе судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что полученные бюджетные средства не должны включаться в налоговую базу по НДС.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в данном случае действует специальный порядок определения налоговой базы: при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
На основании статьи 162 Налогового кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Судом установлено, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 15).
Пунктом 43 указанного Постановления установлено, что в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, то размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
Предоставление такого рода льгот населению за счет средств бюджета является мерами социальной поддержки населения, которые относятся к средствам бюджетного ассигнования (статья 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением правительства Курской области от 25.05.2005 N 77 (действовавшим в 2007-2008 годах) утвержден Порядок возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области.
Пунктом 3 данного постановления правительства Курской области было определено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (за исключением оплаты скидки со стоимости топлива гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления) и возмещение организациям расходов по их предоставлению производится на основе договора, заключаемого между комитетом социального обеспечения Курской области, комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области и организацией (предприятием), оказывающей жилищно-коммунальные услуги. При этом договор на оказание услуг может быть заключен с организацией, выполняющей функции управляющей компании и осуществляющей начисление и сбор платы за жилье и коммунальные услуги и оформление предоставленных мер социальной поддержки. Заключение указанного договора обеспечивает комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области.
Договоры на предоставление указанных мер социальной поддержки и возмещение расходов, понесенных организациями при их предоставлении, заключаются в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год. Распределение объемов бюджетных ассигнований в разрезе организаций осуществляется комитетом социального обеспечения Курской области по представлению комитета жилищно-коммунального хозяйства Курской области (пункт 5 постановления правительства Курской области N 77).
Группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации устанавливается функциональной и экономической классификацией расходов, приведенной в Федеральном законе от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (Приложения 3, 4, 5 и 6).
В соответствии со статьей 11 названного Закона указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации издаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Федеральных законах "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О гражданах, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", следует отражать по разделу 1000 "Социальная политика", подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения", целевой статье 519 0000 "Фонд компенсаций", виду расходов 611 "Оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Указе Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в соответствии с тем же приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, следует отражать по целевой статье 505 0000 "Меры социальной поддержки граждан", виду расходов 483 "Оказание социальной помощи" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Законе Курской области N 58-ЗКО от 01.12.2004 "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны и ветеранов труда", в соответствии с Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н следует отражать в целевой статье 505 0000 "Меры социальной поддержки граждан", виду расходов 563 "Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Законе Курской области N 59-ЗКО от 01.12.2004 г. "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", в соответствии с приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, отражаются по целевой статье 505 0000 "Меры социальной поддержки граждан", виду расходов 496 "Обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Указанием о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, средства на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан выделяются бюджетом из фонда компенсаций (целевая статья 519 0000), либо являются средствами финансирования принимаемых мер социальной поддержки граждан (целевая статья 505 0000).
При этом, несмотря на то, что в соответствии с указанными статьями бюджетной классификации получателями государственной помощи признаются конкретные физические лица, для которых установлены льготы, денежные средства в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг данными категориями граждан по льготным ценам (тарифам) фактически выделяются из бюджета организациям, оказывающим населению данного рода услуги, и идут на погашение понесенных данными организациями расходов.
То есть, все денежные средства, выделяемые бюджетом как из фонда компенсаций (целевая статья 519 0000), так и являющиеся мерами социальной поддержки граждан (целевая статья 505 0000), по своей сути, представляют собой выплаты, имеющие целью возмещение затрат соответствующих организаций при оказании услуг льготным категориям граждан по регулируемым ценам.
Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела, суды сделали правильный вывод о том, что полученные денежные средства исходя из положений абзаца 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ обоснованно не включены налогоплательщиком в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поскольку денежные средства, выделяемые из бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, направлялись на покрытие убытков, возникающих у организаций, оказывающих данного рода услуги.
Эти бюджетные средства, направленные на покрытие убытков, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, так как не могут быть отнесены к денежным средствам, связанным с оплатой реализованных услуг, и, соответственно, к выручке от реализации в целях исчисления НДС.
При этом, ссылка инспекции на письменные ответы комитета финансов, комитета жилищно-коммунального хозяйства, комитета социального обеспечения Курской области, акционерных обществ "У" и "Ж", в соответствии с которыми понесенные организациями при предоставлении льгот отдельным категориям граждан расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг отражались в экономической статье 262 "Пособия по социальной помощи населения", правомерно признана не имеющей правового значения для рассматриваемого дела.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ ценой реализации услуг в данном случае является цена по которой услуги реализованы потребителям.
На факты занижения или неуплаты налога на добавленную стоимость от сумм, поступивших непосредственно от населения, налоговый орган не ссылается.
Суды правомерно признали несостоятельной ссылку налогового органа на то, что полученные обществом бюджетные средства в соответствии со ст. 162 НК РФ подлежат включению в налоговую базу по НДС как средства финансовой помощи (или в счет увеличения доходов).
Операции, которые рассматриваются в ст. 162 НК РФ, являются "дополнительными" по отношению к основным операциям, указанным в ст. ст. 153-158 Налогового кодекса РФ.
Из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ обязанности налогоплательщика включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога не вытекает, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Указанный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 08.02.2005 г. N 11708/04.
Таким образом, суды правомерно посчитали, что в данном случае налоговая база по налогу на добавленную стоимость подлежала исчислению налогоплательщиком исходя из фактических цен реализации населению жилищно-коммунальных услуг без учета сумм, полученных из бюджета во исполнение договоров, заключенных с комитетом социального обеспечения Курской области и комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области, в качестве возмещения понесенных акционерным обществом "К" убытков.
В силу изложенного выводы судов о том, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления акционерному обществу "К" налога на добавленную стоимость в сумме 9 608 494,60 руб., начисленной на сумму компенсации понесенных им убытков от реализации электрической энергии потребителям г. Курска по регулируемым ценам, пеней за несвоевременную уплату налога в сумме 1 454 708,06 руб., штрафа за неуплату налога в сумме 640 566,31 руб., являются правильными.
Оснований считать, что обеими судебными инстанциями при рассмотрении данного спора неправильно применены нормы материального права не имеется.
Поскольку при разрешении возникшего спора судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, принятые по делу решение и постановление надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.07.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. по делу N А35-5855/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, упомянутым в Законе Курской области N 59-ЗКО от 01.12.2004 г. "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", в соответствии с приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, отражаются по целевой статье 505 0000 "Меры социальной поддержки граждан", виду расходов 496 "Обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Указанием о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, средства на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан выделяются бюджетом из фонда компенсаций (целевая статья 519 0000), либо являются средствами финансирования принимаемых мер социальной поддержки граждан (целевая статья 505 0000).
При этом, несмотря на то, что в соответствии с указанными статьями бюджетной классификации получателями государственной помощи признаются конкретные физические лица, для которых установлены льготы, денежные средства в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг данными категориями граждан по льготным ценам (тарифам) фактически выделяются из бюджета организациям, оказывающим населению данного рода услуги, и идут на погашение понесенных данными организациями расходов.
То есть, все денежные средства, выделяемые бюджетом как из фонда компенсаций (целевая статья 519 0000), так и являющиеся мерами социальной поддержки граждан (целевая статья 505 0000), по своей сути, представляют собой выплаты, имеющие целью возмещение затрат соответствующих организаций при оказании услуг льготным категориям граждан по регулируемым ценам.
Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела, суды сделали правильный вывод о том, что полученные денежные средства исходя из положений абзаца 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ обоснованно не включены налогоплательщиком в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поскольку денежные средства, выделяемые из бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, направлялись на покрытие убытков, возникающих у организаций, оказывающих данного рода услуги.
Эти бюджетные средства, направленные на покрытие убытков, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, так как не могут быть отнесены к денежным средствам, связанным с оплатой реализованных услуг, и, соответственно, к выручке от реализации в целях исчисления НДС.
При этом, ссылка инспекции на письменные ответы комитета финансов, комитета жилищно-коммунального хозяйства, комитета социального обеспечения Курской области, акционерных обществ "У" и "Ж", в соответствии с которыми понесенные организациями при предоставлении льгот отдельным категориям граждан расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг отражались в экономической статье 262 "Пособия по социальной помощи населения", правомерно признана не имеющей правового значения для рассматриваемого дела.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ ценой реализации услуг в данном случае является цена по которой услуги реализованы потребителям.
...
Суды правомерно признали несостоятельной ссылку налогового органа на то, что полученные обществом бюджетные средства в соответствии со ст. 162 НК РФ подлежат включению в налоговую базу по НДС как средства финансовой помощи (или в счет увеличения доходов).
Операции, которые рассматриваются в ст. 162 НК РФ, являются "дополнительными" по отношению к основным операциям, указанным в ст. ст. 153-158 Налогового кодекса РФ.
Из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ обязанности налогоплательщика включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога не вытекает, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Указанный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 08.02.2005 г. N 11708/04."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 февраля 2011 г. N Ф10-101/2011 по делу N А35-5855/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-101/11