Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 18 февраля 2011 г. N Ф10-6422/2010 по делу N А62-1330/2010
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2011 г. N Ф10-6422/10 по делу N А62-1330/2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: К.Д.А. - представителя (дов. N 1 - 9630 от 06.07.2010), от ответчика: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.07.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 по делу N А62-1330/2010, установил:
Департамент Смоленской области по лесному хозяйству, г. Смоленск, обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Межрегиональной общественной организации охотников и рыболовов (далее - МОООиР) "О", Гагаринский район Смоленской области, о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 600 000 руб. и пени в размере 1 794 000 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.07.2010, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда области и постановление апелляционного суда, иск удовлетворить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в суд округа не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. 284 АПК РФ
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции считает необходимым оспариваемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что 26.10.2005 между областным государственным учреждением "С" (Арендодатель) и Межрегиональной общественной организацией охотников и рыболовов "О" (Арендатор) заключен договор аренды N 1 участка лесного фонда общей площадью 20 га, согласно прилагаемому плану земель лесного фонда, расположенного по адресу: Смоленская обл., Кармановское лесничество, квартал 1, для побочного лесопользования (содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях). Арендная плата установлена сторонами в размере 10 000 рублей за 1 га., согласно Протокола N 4 от 26.10.2005.
Распоряжением администрации Смоленской области N 143-р/адм от 05.02.2008 произведена реорганизация ОГУ "С" путем преобразования в ОГУП "С".
Указывая на то, что МОООиР "О" ненадлежащим образом исполняет принятые по договору обязательства в части внесения арендной платы за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истец в силу ст. 4 АПК РФ не является заинтересованным лицом, имеющим право на обращение в суд за защитой нарушенного права, поскольку он не является ни арендодателем по спорному договору, ни его правопреемником.
Суд кассационной инстанции не может признать данный вывод судов правомерным, следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 1 ст. 8 ЛК РФ
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организации и проведению соответствующих аукционов.
Согласно п. 3.2.6 Положения "О Департаменте Смоленской области по лесному хозяйству", утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20.04.2007 N 139, департамент осуществляет начисление, учет и взыскание арендной платы.
Кроме того, поскольку арендная плата за использование ответчиком лесов в части минимального размера арендной платы зачисляется в доход федерального бюджета по нормативу 100 процентов, а превышающей минимальный размер арендной платы, зачисляется в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов (ст.ст. 51 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации), то исходя из ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание денежных средств в доход бюджетов всех уровней осуществляют администраторы поступлений в бюджеты, определяемые в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации". Таким образом, уполномоченным государственным или муниципальным органом на взыскание денежных средств в доход бюджета является администратор поступлений в бюджет, который, как правило, выступает в судебном процессе от имени соответствующего публично-правового образования. Указанное разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 26.09.2006 N 114.
На основании изложенного, законом прямо предусмотрена обязанность истца по взысканию арендной платы за использование ответчиком земель лесного фонда.
Суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда, согласно которому в п. 2.2.12 Устава ОГУП "С" определено, что для достижения целей, для которых оно создано Предприятие может оказывать услуги по сдаче в аренду лесных участков для заготовки древесины и ведению охотничьего хозяйства, на основании следующего.
В п. 2.1. указано, что предприятие создано в целях оказания на территории Смоленской области коммерческих услуг в сфере лесного хозяйства для получения прибыли от осуществляемой деятельности.
Согласно п. 2.2. для достижения целей, указанных в п. 2.1 настоящего Устава, предприятие осуществляет в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами следующие основные виды коммерческой деятельности.
В п. 2.2.12 Устава ОГУП "С" дословно записано следующее: "Аренда лесных участков для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства".
Таким образом, из раздела 2 Устава ОГУП "С" не усматривается, что предприятие наделено правом сдачи в аренду земель лесного фонда находящихся в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах, суд округа считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором необходимо учесть вышеуказанное, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и представленным доказательствам. Также, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, суду следует рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле ОГУП "С".
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.07.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 по делу N А62-1330/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3.2.6 Положения "О Департаменте Смоленской области по лесному хозяйству", утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20.04.2007 N 139, департамент осуществляет начисление, учет и взыскание арендной платы.
Кроме того, поскольку арендная плата за использование ответчиком лесов в части минимального размера арендной платы зачисляется в доход федерального бюджета по нормативу 100 процентов, а превышающей минимальный размер арендной платы, зачисляется в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов (ст.ст. 51 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации), то исходя из ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание денежных средств в доход бюджетов всех уровней осуществляют администраторы поступлений в бюджеты, определяемые в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации". Таким образом, уполномоченным государственным или муниципальным органом на взыскание денежных средств в доход бюджета является администратор поступлений в бюджет, который, как правило, выступает в судебном процессе от имени соответствующего публично-правового образования. Указанное разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 26.09.2006 N 114."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2011 г. N Ф10-6422/2010 по делу N А62-1330/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2012 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1330/10
03.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-185/12
17.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-185/12
18.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6422/10
11.08.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3426/11
18.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6422/10
29.09.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3946/10