Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 января 2011 г. N Ф10-5875/2010 по делу N А09-3165/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от открытого акционерного общества "Б" - Ж.Д.Ю - представитель, доверенность от 07.09.2010 N 51, от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) - М.С.Е. - представитель, доверенность от 07.09.2010, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области - Р.А.П. - представитель, доверенность от 11.01.2010 N 163, Г.О.В. - представитель, доверенность от 28.12.2010 N 06-8729,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010 по делу N А09-3165/2010, установил:
Открытое акционерное общество "Б" (далее - ОАО "Б") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившегося в ненаправлении в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить соответствующий договор. В целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов ОАО "Б" просило суд обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в десятидневный срок направить заявителю проект договора купли- продажи земельного участка площадью 386 323 кв. м, кадастровый номер 32:28:03 18 06:0087, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. К., 98, на условиях, указанных в распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Брянской области от 21.05.2008 N 197.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах заявители просят указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобах, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 12.05.2008 ОАО "Б" обратилось в ТУ Росимущества с заявкой на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 386 323 кв.м. с кадастровым номером 32:28:03 18 06:0087, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. К., 98, на котором размещены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их отчуждения в федеральной собственности. К заявке были приложены документы, необходимые для приватизации земельного участка.
ТУ Росимущества принято распоряжение от 21.05.2008 N 197 "О приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Б" на праве собственности", в соответствии с которым Обществу был предоставлен в собственность вышеуказанный земельный участок под действующее производство.
Поскольку в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок заявителю не был направлен проект договора купли-продажи земельного участка, 20.10.2008 Общество обратилось в ТУ Росимущества с просьбой сообщить о принятом решении.
Письмом от 27.10.2008 N 05-4112 Общество извещено о том, что в Росимущество направлен запрос на заключение договоров купли-продажи земельных участков.
ОАО "Б" 26.02.2009 повторно обратилось в ТУ Росимущества в Брянской области с просьбой уведомить о возможности приобретения и оформления спорного земельного участка в собственность.
Письмом от 29.03.2009 N 05-1275 Территориальное управление сообщило заявителю, что в связи с ликвидацией Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Р" функции продавца расположенных на территории Брянской области федеральных земельных участков будет осуществлять ТУ Росимущества по Брянской области, однако до настоящего момента не принят порядок приватизации земельных участков, в связи с чем территориальные управления Росимущества не обладают полномочиями по заключению договоров купли-продажи земельных участков. Соответствующие запросы в отношении используемых Обществом земельных участков были направлены Территориальным управлением в адрес Роисмущества, на которые получен ответ о необходимости представления Обществом комплектов документов согласно Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. В связи с указанным, ОАО "Б" предложено сформировать и представить в ТУ Росимущества в Брянской области пакеты указанных в Перечне документов для последующего направления их в Росимущество.
Обществом 15.07.2009 направлена в ТУ Росимущества повторная заявка на приватизацию спорного земельного участка с приложением необходимых документов.
12 августа 2009 года письмом исх. N 96/1 в Территориальное управление были направлены дополнительно запрошенные документы.
Письмом от 12.11.2009 N 05-6558 ТУ Росимущества уведомило ОАО "Б" о том, что Управление приватизации государственного имущества Федерального агентства по управлению государственным имуществом рассмотрело документы ОАО "Б" по вопросу предоставления в собственность земельных участков и сообщило об отказе в выдаче поручения на заключение договоров купли-продажи земельных участков ввиду отсутствия ряда документов и сведений.
На очередной запрос Общества от 12.02.2010 Территориальное управление 03.03.2010 сообщило, что в настоящее время пакет документов по приватизации земельного участка находится на рассмотрении в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, поручений о заключении договоров купли-продажи земельных участков в ТУ Росимущества в Брянской области не поступало.
Полагая, что уполномоченным органом допущено бездействие, Общество обратилось в суд с заявлением.
При рассмотрении настоящего спора судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно Перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень) к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность ил и аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
На основании пункта 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено судом и подтверждается документально, ТУ Росимущества на основании заявки Общества принято распоряжение от 21.05.2008 N 197 "О приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Б" на праве собственности", которым предоставлен испрашиваемый земельный участок.
Данное распоряжение является действующим и никем не оспорено, а следовательно, уполномоченный орган на основании п. 6 ст. 36 ЗК РФ должен был не позднее 18.01.2009 осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При этом, как правильно указали судебные инстанции, действующее законодательство не устанавливает обязанность представления заявителем каких-либо документов для приватизации земельного участка после принятия исполнительным органом государственной власти решения о предоставлении этого участка.
Кроме того, как следует из материалов дела, все дополнительно запрошенные документы были представлены ОАО "Б" в ТУ Росимущества.
Учитывая установленные обстоятельства спора и имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "Б" были представлены все необходимые для приватизации испрашиваемого земельного участка документы, в том числе подтверждающие размер площади участка, необходимой для использования объекта недвижимости.
Приведенные выводы суда, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в кассационной инстанции не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о допущенном Росимуществом бездействии, в связи с чем в порядке требований пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал данный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2010 по делу N А09-3165/2010 оставить без изменения, а кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и подтверждается документально, ТУ Росимущества на основании заявки Общества принято распоряжение от 21.05.2008 N 197 "О приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Б" на праве собственности", которым предоставлен испрашиваемый земельный участок.
Данное распоряжение является действующим и никем не оспорено, а следовательно, уполномоченный орган на основании п. 6 ст. 36 ЗК РФ должен был не позднее 18.01.2009 осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о допущенном Росимуществом бездействии, в связи с чем в порядке требований пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал данный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 января 2011 г. N Ф10-5875/2010 по делу N А09-3165/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5875/10
15.09.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3689/10
15.09.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3883/10
30.06.2010 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3165/10