г. Тула |
|
15 сентября 2010 г. |
Дело N А09-3165/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 30.06.2010 по делу N А09-3165/2010 (судья Халепо В.В.), принятое по
заявлению ОАО "Брянский арсенал"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Румянцевой А.П. - представителя по доверенности от 11.01.2010 N 163, Жогова Д.Ю. - представителя по доверенности от 07.09.2010 N 51, Малеты С.Е. - представителя по доверенности от 07.09.2010 N 50,
от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области: Герасиной О.В. - специалиста 3 разряда по доверенности от 14.05.2010 N 06-2917,
от ответчика - Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Брянский арсенал" (далее - ОАО "Брянский арсенал") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (ТУ Росимущества в Брянской области, Территориальное управление), выразившегося в ненаправлении в адрес заявителя договора купли - продажи земельного участка с предложением заключить соответствующий договор и обязании ответчиков в десятидневный срок направить заявителю проект договора купли - продажи земельного участка с предложением заключить соответствующий договор купли - продажи земельного участка площадью 386 323 кв.м. с кадастровым номером 32:28:03 18 06:0087 и местоположением по адресу: г. Брянск, ул. Калинина, 98, на условиях, указанных в распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области от 21.05.2008 N 197.
До принятия судебного акта заявитель уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в ненаправлении в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить соответствующий договор, обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в десятидневный срок направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка площадью 386 323 кв.м, кадастровый номер 32:28:03 18 06:0087, расположенный по адресу: г. Брянск, ул.Калинина, 98 на условиях, указанных в распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Брянской области от 21.05.2008 N 197.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчики подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст.266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Судом установлено, что 12.05.2008 ОАО "Брянский арсенал" представил в ТУ Росимущества в Брянской области заявку на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 386 323 кв.м с кадастровым номером 32:28:03 18 06:0087, по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул.Калинина, 98, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их отчуждения в федеральной собственности, а также документы, необходимые для приватизации земельного участка.
ТУ Росимущества в Брянской области издано распоряжение от 21.05.2008 N 197 "О приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Брянский арсенал" на праве собственности", в соответствии с которым Обществу был предоставлен в собственность, находящиеся в федеральной собственности земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 32:28:03 18 06:0087, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Калинина, 98, общей площадью 386 323 в.м, под действующее производство.
Поскольку в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок заявителю не был направлен проект договора купли-продажи земельного участка, 20.10.2008г. Общество обратилось в ТУ Росимущества в Брянской области с просьбой сообщить о принятом решении.
Письмом от 27.10.2008 исх. N 05-4112 и.о. руководителя ТУ Росимущства в Брянской области сообщила Обществу, что в Росимущество направлен запрос поручения на заключение договоров купли-продажи земельных участков.
ОАО "Брянский арсенал" 26.02.2009 повторно обратилось в ТУ Росимущества в Брянской области с просьбой уведомить о возможности приобретения и оформления спорного земельного участка в собственность.
Из письма Территориального управления от 29.03.2009 исх. N 05-1275 следовало, что в связи с ликвидацией Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" функции продавца расположенных на территории Брянской области федеральных земельных участков будет осуществлять ТУ Росимущества по Брянской области, однако до настоящего момента Росимуществом не принят порядок приватизации земельных участков, в связи с чем территориальные управления Росимущества не обладают полномочиями по заключению договоров купли-продажи земельных участков. Соответствующие запросы в отношении используемых Обществом земельных участков были направлены Территориальным управлением в адрес Роисмущества, на которые получен ответ о необходимости представления комплектов документов согласно Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007г. N 370. Учитывая данные обстоятельства, Обществу предложено сформировать и представить в ТУ Росимущества в Брянской области пакеты указанных в Перечне документов для последующего направления в Росимущество.
Обществом 15.07.2009 направлена в ТУ Росимущества в Брянской области повторная заявка на приватизацию спорного земельного участка с приложением необходимых документов.
Письмом 12.08.2009 исх. N 96/1 в Территориальное управление были направлены дополнительно запрошенные документы.
Письмом от 12.11.2009 исх. N 05-6558 ТУ Росимущества в Брянской области уведомило ОАО "Брянский арсенал" о том, что Управление приватизации государственного имущества Федерального агентства по управлению государственным имуществом рассмотрело документы ОАО "Брянский арсенал" по вопросу предоставления в собственность земельных участков и сообщило об отказе в выдачи поручения на заключение договоров купли-продажи земельных участков ввиду отсутствия ряда документов и сведений.
Согласно письму Росимущества от 09.11.2009 N 11-918, на которое ссылалось Территориальное управление, для согласования заключения договоров купли-продажи земельных участков необходимо представить следующие документы и сведения: бухгалтерский баланс Общества по состоянию на 01.04.2009; кадастровый план с актуальной датой; сведения из Территориального управления Росимущества по Брянской области и Росрегистрации в Брянской области об отсутствии на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности иным лицам.
Требование о представлении дополнительных документов и сведений Общество посчитало незаконным, однако, 16.12.2009 направило в ТУ Росимущества в Брянской области дополнительно истребованные документы.
На очередной запрос Общества от 12.02.2010 Территориальное управление 03.03.2010 сообщило, что в настоящее время пакет документов по приватизации земельного участка находится на рассмотрении в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, поручений о заключении договоров купли-продажи земельных участков в ТУ Росимущества в Брянской области не поступало.
Не согласившись с бездействием Росимущества, Общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, правомерно руководствовался п. 1 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
При этом перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно Перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. N 370 (далее - Перечень) к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
На основании пункта 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В силу п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании п.п.5.4, 5.6 Положения Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Подпунктом "в" пункта 4.8 Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области", утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, определено, что по поручению Агентства Территориальное управление заключает договоры купли - продажи федерального имущества, представляет в Агентство отчеты об исполнении поручений.
В соответствии с п. 1.1.4 Приказа Росимущества "Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Брянской области функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом" от 25.07.2008 N 219 договоры купли-продажи федерального имущества заключаются Территориальным управлением на основании письменных поручений Агентства.
Судом установлено, что ТУ Росимущества в Брянской области распоряжением от 21.05.2008 N 197 "О приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Брянский арсенал" на праве собственности" было приято решение о предоставлении Обществу спорного земельного участка.
При этом данное распоряжение является действующим и никем не оспорено.
Как следует из материалов дела, дополнительно запрошенные Росимуществом документы, представлены ОАО "Брянский арсенал" в ТУ Росимущества в Брянской области 18.12.2009, что подтверждается соответствующей отметкой на сопроводительном письме Общества от 16.12.2009 N 164, и 24.12.2009 были направлены ТУ Росимущества в Брянской области в Управление приватизации государственного имущества Росимущества.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, иных дополнительных требований к ОАО "Брянский арсенал" ответчиком в дальнейшем не выдвигалось, замечаний по представленным документам не предъявлялось.
Таким образом, довод апелляционной жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом о том, что Росимущество в письме от 02.11.2009 N 05-6558 проинформировало ТУ Росимущества в Брянской области о невозможности принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя, так как представленный ОАО "Брянский арсенал" пакет документов не подтверждает исключительное право заявителя на приобретение в собственность спорного земельного участка, о чем Территориальное управление Росимущества в Брянской области известило ОАО "Брянский арсенал" в письме от 12.11.2009 N05-6558, однако указанная информация ОАО "Брянский арсенал" представлена в Росимущество не была, противоречит материалам дела.
С учетом того, что в соответствии с положениями п. 6 ст.36 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка в собственность уже принято, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Росимущество должно было не позднее 18.01.2009 осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Кроме того, необходимо отметить, что положения п. 6 ст.36 ЗК РФ не предусматривают необходимость представления заявителем каких-либо документов после принятия исполнительным органом государственной власти решения о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Однако как следует из материалов дела, в нарушение п. 6 ст. 36 ЗК РФ, до настоящего времени Росимущество не направило заявителю проект договора купли-продажи и не выдало Территориальному управлению соответствующего поручения.
В обоснование своей позиции ответчики ссылаются на то, что для подтверждения своего исключительного права на приватизацию земельного участка Общество должно было представить документ, подтверждающий фактическое расположение зданий на выкупаемом земельном участке, в частности, кадастровый паспорт земельного участка и кадастровые паспорта объектов недвижимости, расположенных на таком участке, а также материалы организаций, осуществляющих учет объектов недвижимости, свидетельствующих об отсутствии на земельном участке зданий, принадлежащих третьим лицам
Апелляционная инстанция отклоняет указанный довод апелляционных жалоб, поскольку в силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Как указывалось выше, приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, пунктом 7 которого установлено, что к заявлению также прилагается копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на условиях, установленных земельным законодательством.
Из буквального содержания данного пункта следует, что должны быть представлены документы, подтверждающие права заявителя, а не подтверждающие отсутствие прав иных лиц на приобретение данного участка.
Данный вывод подтверждается также разъяснениями, содержащимися в письме Минэкономразвития РФ от 16.07.2008 N Д08-2162, согласно которому заявитель должен согласно данному пункту 7 представить документы, подтверждающие отчуждение здания, строения, сооружения, расположенных на испрашиваемом земельном участке, из государственной или муниципальной собственности, например, план приватизации (выписка из него), решение органов государственной власти или органов местного самоуправления о приватизации здания, строения, сооружения, документы, подтверждающие переход права собственности на здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, то есть в пункте 7 Приказа Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370 речь идет о документах, подтверждающих право заявителя приобрести земельный участок на особых условиях, установленных законодательством.
Также следует отметить, что Приказ Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 не устанавливает конкретных документов, подтверждающих такое обстоятельство, как отсутствие на земельном участке зданий, принадлежащих третьим лицам.
Кроме того, Управление, как уполномоченное лицо собственника земельного участка, должно обладать информацией о наличии либо отсутствии на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, однако ни в письмах, направленных в адрес Общества, ни при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции Управлением не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии на спорном земельном участке зданий, принадлежащих третьим лицам.
Ссылки апелляционных жалоб ответчиков на то, что ОАО "Брянский арсенал" не были представлены сведения о правах на железнодорожные пути, расположенные на спорном земельном участке, отклоняется, поскольку соответствующая копия свидетельства была направлена в адрес Управления письмом исх. N 53 от 30.04.2010 и поступила в Управление 30.04.2010, о чем на экземпляре сопроводительного письма имеется отметка Управления.
Довод апелляционной жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом о том, что размер земельного участка ограничен п.2 ст.35 и п.3 ст. 33 ЗК РФ основан на неверном толковании норм материального права, поскольку земельные участки предоставляются именно для эксплуатации размещенных на них объектов недвижимости и размер земельных участков должен позволять осуществить деятельность, которой непосредственно занимается Общество.
Согласно ст. 65 и п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, который совершил такие действия (бездействия).
В нарушение указанных норм, ссылок на обстоятельства, изложенных в апелляционных жалобах, а также доказательств, их подтверждающих, ответчиками не представлено.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом судом первой инстанции как на государственный орган обязанности по уплате госпошлины основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным статьей 110 АПК РФ.
Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится, в частности, государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Такая позиция содержится в ответах на вопросы правоприменения, рассмотренных на Научно-консультативном совете при Федеральном арбитражном суде Центрального округа 13-14 мая 2009 года в городе Орел.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, полно и всесторонне их исследовал, дал им надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2010 по делу N А09-3165/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3165/2010
Истец: ОАО " Брянский арсенал"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А09-3165/2010
15.09.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3689/10
15.09.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3883/10
30.06.2010 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3165/10