Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 февраля 2011 г. N Ф10-1045/2010 по делу N А14-13552/2009/437/2
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 апреля 2010 г. N Ф10-1045/10 по делу N А14-13552/2009/437/2
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ОАО "Т" - не явился, надлежаще извещен; от ответчиков: ЖК "К" - не явился, надлежаще извещен; Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж - не явился, надлежаще извещен; от третьего лица: МУП "М" городского округа город Воронеж - не явился, надлежаще извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу N А14-13552/2009/437/2, установил:
Открытое акционерное общество "Т" (далее - ОАО "Т") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к жилищному кооперативу "К" (далее - ЖК "К") о взыскании (с учетом уточнения) 10 865 руб. 55 коп. задолженности за принятую тепловую энергию в горячей воде в апреле 2008 года по договору N 5813 от 01.01.2006 г., к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж) о взыскании суммы убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную в январе, апреле 2008 года тепловую энергию в размере 11 003 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2009 заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13.04.2010 решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 в части взыскания с МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ за счет средств муниципальной казны в пользу ОАО "Т" 11 003 руб. 46 коп. в возмещение убытков в виде межтарифной разницы были отменены, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела изменились наименования истца и ответчика, истцом по настоящему делу стало открытое акционерное общество "К" (далее - ОАО "К") (правопреемник ОАО "Т"), ответчиком - муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ДФБП АГО г. Воронеж).
Также при новом рассмотрении дела истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил сумму заявленных требований и просил взыскать с МО ГО г. Воронеж в лице ДФБП АГО г. Воронеж 29 201 руб. 31 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы, в том числе 13 826 руб. 70 коп. за январь 2008 г., 15 374 руб. 61 коп. за апрель 2008 г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.09.2010 суд в полном объеме удовлетворил заявленные требования истца.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, вследствие неправильного применения судом норм материального права, МО ГО г. Воронеж в лице ДФБП АГО г. Воронеж обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых по делу судебных актов и принятии нового судебного акта.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что расчет суммы задолженности не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), поскольку сделан без учета подпункта 4 пункта 1 Приложения N 2 Правил N 307.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает обязательным к применению коэффициент 0,8 в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения и отмены, принятых по делу судебных актов.
Как установлено арбитражным судом, 01.01.2006 г. между ОАО "В", правопреемником которого является ОАО "Т" (энергоснабжающая организация) и ЖК "К" (абонент) заключен договор N 5813 на отпуск тепловой энергии в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения, по которому энергоснабжающая организация обязалась поставлять (отпускать) до границы балансовой принадлежности через присоединительную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения в объемах согласно приложения N 1 к договору, а абонент обязался принимать (потреблять) и своевременно оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим теплопотребления, обеспечивать безопасность эксплуатации тепловых сетей, приборов и оборудования, находящихся в его ведении (п. 1.1. договора).
Согласно п. 4.2. договора плата за потребляемую тепловую энергию производится на основании тарифа, утвержденного Решением Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов по Воронежской области.
В соответствии с п. 4.3. договора оплата договорной величины за тепловую энергию производится абонентом следующим образом: плату осуществляет население не позднее 20 числа следующего за расчетным месяца через МУП "М" на основании тарифов, утвержденных Постановлением Главы городского округа г. Воронеж "О тарифах на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению" за счет населения и финансирования из городского бюджета по статье "Теплофикация". Возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится из средств соответствующего бюджета МУП "М" в соответствии с постановлением Муниципального Совета от 23.12.1997 г. N 199-II; возмещение разницы между фактическими затратами энергоснабжающей организации и платежами населения (межтарифная разница) компенсируется за счет средств городского бюджета в установленном порядке.
В соответствии с условиями договора в январе 2008 года истец отпустил ЖК "К" тепловую энергию в горячей воде в количестве 11,53 Гкал на сумму 76 561 руб. 18 коп, в апреле 2008 года - 19,77 Гкал на сумму 13 566 руб. 05 коп, что подтверждается актами приема-передачи тепловой энергии, счетами-фактурами и по существу не оспаривается участниками процесса.
Счета-фактуры на оплату истец выставлял по тарифам, установленным для истца на 2008 год приказами Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 г. и N 31/9 от 21.11.2007 г.
ЖК "К" производило оплату полученной тепловой энергии в размерах, установленных для платежей населения местным органом самоуправления. Разница между тарифами, установленными ГУТ Воронежской области и платежами для населения, установленными органом местного самоуправления, подлежит финансированию за счет местного бюджета.
Поскольку в полном объеме межтарифная разница возмещена не была, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции, рассматривая дело, пришли к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт наличия убытков в связи с невозмещением истцу межтарифной разницы ответчиком - МО ГО г. Воронеж в лице ДФБП АГО г. Воронеж за январь 2008 года в сумме 13 826 руб. 70 коп. и за апрель 2008 года в сумме 15 374 руб. 61 коп.
Суд кассационной инстанции считает данные вывод судов обоснованными, соответствующими нормам действующего законодательства и материалам дела.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что получение потребителем энергии в указанном объеме и периоде ответчиком не оспаривается. Факт наличия задолженности подтверждается материалами дела.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с разделом 4 договора N 5813 от 01.01.2006 г. источниками оплаты потребленной тепловой энергии являются платежи населения, средства по возмещению льгот, субсидии, средства по возмещению межтарифной разницы.
Разрешая настоящий спор, арбитражные суды обоснованно исходили из того, что правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 17 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В рассматриваем случае ЖК "Комфорт является исполнителем коммунальных услуг и действует при этом в интересах жителей домов - физических лиц, обслуживанием, которого он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией, а также приобретает теплоснабжение у ОАО "Т" не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам потребителям коммунальной услуги.
Правоотношения, возникающие в сфере расчетов оплаты коммунальных услуг, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации и, следовательно, эти нормы имеют приоритетное значение.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства N 306 от 23.05.2006 г. (далее - Правила N 306) - норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергией на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 и подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Как следует из материалов дела, приказом Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 31/9 от 21.11.2007 г. для ОАО "Т" установлены тарифы на горячую воду, отпускаемую для управляющих организаций в размере 47 руб. 64 коп. за 1 куб. м и приказом N 30/1 от 15.11.2007 г. на горячую воду для целей отопления в размере 581 руб. 52 коп. за 1 Гкал.
Указанные тарифы превышали тарифы, установленные для населения органом местного самоуправления - Постановлением Главы городского округа г. Воронеж N 427 от 07.03.2008 г.
Вместе с тем, ЖК "К" производило оплату полученной тепловой энергии в пределах платежей, поступающих от населения.
Как правильно указали арбитражные суды, по смыслу п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги с публично-правового образования, обладает поставщик коммунальных услуг.
Согласно Положению о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утверждённому распоряжением главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 г. N 325-р, Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (п. 1.1).
Аналогичные функции возложены в настоящее время на Департамент финансово - бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, в соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы N 239-II от 09.09.2009 г. ДФБП АГО г. Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.
В соответствии с распоряжением Главы городского округа город Воронеж N 190р от 04.04.2008 г. "Об окончании отопительного сезона 2007-2008 годов" МО ГО г. Воронеж должно произвести возмещение по межтарифной разнице за тепловую энергию, отпущенную, в том числе по договорам с ТСЖ, за счет бюджета городского округа город Воронеж.
Как следует из материалов дела, договор между истцом и ДФБП АГО г. Воронежа по перечислению межтарифной разницы отсутствует, следовательно взыскиваемая истца сумма в размере 29201 руб. 31 коп. является для него убытками.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Представленный истцом расчет убытков соответствует вышеуказанным правовым нормам и правомерно принят судами в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу.
Исходя из чего суды пришли к обоснованному выводу о взыскании с Муниципального образования городской округ г. Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж за счет средств муниципальной казны в пользу Открытого акционерного общества "К" 29201 руб. 31 коп. убытков в виде возмещения межтарифной разницы.
Довод заявителя кассационной жалобы о несоответствии расчета истца подпункту 4 пункта 1 Приложения N 2 Правил N 307, в соответствии с которым размер платы за горячее водоснабжение (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по указанной в нем формуле, являются несостоятельными.
В силу Правил N 306, норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем потребления коммунальных ресурсов.
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, вопрос о методе определения объема и количества потребленной тепловой энергии может решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размере платы за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела в расчет количества тепловой энергии, поставленной истцом, основан на Приложении N 2 Правил N 307, истцом использованы нормативы, утвержденные Постановления Главы городского округа город Воронеж от 09.02.2006 г. N 56.
Кроме того, в договоре сторон порядок проведения корректировки, в том числе и сроки ее проведения не согласованы. Расчет тепловой энергии, указанный сторонами в приложении N 1 к договору, предусматривает методику определения ежемесячного объема потребления, а не порядок его ежегодной корректировки.
Иск заявлен за январь и апрель 2008 года, то есть за два месяца, а не в порядке перерасчета за год, данные о количестве поставленной и оплаченной тепловой энергии за весь год в материалы дела не представлены.
Довод заявителя о том, что к расчету по формулам Приложения N 2 Правил N 307 является обязательным применение коэффициента 0,8 для горячего водоснабжения в межотопительный период подлежит отклонению, поскольку жилищным законодательством не предусмотрено применение к нормативу коэффициента 0,8.
В соответствии с Правилами N 307 при расчете количества тепловой энергии, потребленной гражданами, норматив применяется в размере, установленном законом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.09.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу N А14-13552/2009/437/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу Правил N 306, норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем потребления коммунальных ресурсов.
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, вопрос о методе определения объема и количества потребленной тепловой энергии может решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размере платы за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела в расчет количества тепловой энергии, поставленной истцом, основан на Приложении N 2 Правил N 307, истцом использованы нормативы, утвержденные Постановления Главы городского округа город Воронеж от 09.02.2006 г. N 56.
...
Довод заявителя о том, что к расчету по формулам Приложения N 2 Правил N 307 является обязательным применение коэффициента 0,8 для горячего водоснабжения в межотопительный период подлежит отклонению, поскольку жилищным законодательством не предусмотрено применение к нормативу коэффициента 0,8.
В соответствии с Правилами N 307 при расчете количества тепловой энергии, потребленной гражданами, норматив применяется в размере, установленном законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 февраля 2011 г. N Ф10-1045/2010 по делу N А14-13552/2009/437/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1045/10
24.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1045/10
02.12.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7991/10
13.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1045/10