Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 января 2011 г. N Ф10-6216/2010 по делу N А14-3557/2010/106/30
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области - Б.С.В. - представителя (доверенность от 30.12.2010 N 332-д), 3-его лица: ООО "П" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельхозартели (колхоза) "П" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 по делу N А14-3557/2010/106/30, установил:
Сельскохозяйственная артель (колхоз) "П" Бобровского района Воронежской области (далее - Сельхозартель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа Управления от 24.02.2010 N 03007/2009-608 в государственной регистрации права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 36:02:4700009:35, площадью 4327 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, с. Песковатка, ул. Ц., д. 13А, и с требованием обязать Управление провести государственную регистрацию права собственности заявителя на земельный участок (уточненные требования).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2010 произведена замена ответчика по делу - Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области его правопреемником - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "П".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сельхозартель просит указанные решение и постановление отменить, так как выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителя Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, совхоз "П" на основании решения уполномоченных трудового коллектива (протокол N 2) от 09.06.1992 реорганизован в ТОО "П".
Постановлением администрации Бобровского района 30.11.1992 N 1270 утвержден проект перераспределения земель совхоза "П".
ТОО "П" (правопреемник совхоза "П") зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации Бобровского района от 22.12.1992 N 1364.
30 декабря 1992 года ТОО "П" выдано свидетельство ВОО-02-00-331 на право собственности на землю (бессрочного, постоянного пользования землей) на 2065 га, в том числе: сельхозугодий - 1827 га (1453 - пашни, 374 га - пастбищ), прочих угодий - 238 га.
Постановлением администрации Бобровского района Воронежской области от 10.06.1998 N 335 Сельскохозяйственная артель (колхоз) "П" зарегистрирована в качестве юридического лица, запись о регистрации внесена 19.12.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту 1.1. Устава Сельхозартель создана в результате реорганизации ТОО "П" и является его правопреемником.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2005 по делу N А14-7737-2005/54/7б сельскохозяйственная артель (колхоз) "П" признана несостоятельной (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен П.А.И.
2 октября 2009 года заявитель обратился в Бобровский отдел Управления ФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 36:02:4700009:35 площадью 4 327 кв. м, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, с. Песковатка, ул. Ц., 13А.
Письмом от 24.02.2010 N03/007/2009-608 регистрирующий орган, руководствуясь абзацами 4, 8, 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), сообщил заявителю об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Основанием для отказа послужил вывод Управления о несоответствии представленных документов требованиям действующего законодательства, о непредставлении документов, необходимых для государственной регистрации прав, а также о том, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Считая, что данный отказ не соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, Сельхозартель оспорила его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 названного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона).
Согласно ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В абзацах 4, 8, 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ установлены основания для отказа в государственной регистрации прав и предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Судом установлено, что в качестве документа, устанавливающего наличие прав на земельный участок с кадастровым номером 36:02:4700009:35, площадью 4 327 кв.м, расположенный по адресу: Воронежская область, Бобровский район, с. Песковатка, ул. Ц., д. 13А, заявитель представил свидетельство N ВОО-02-00-331 на право собственности на землю (бессрочного, постоянного пользования землей) на 2065 га, в том числе: сельхозугодий - 1827 га (1453 - пашни, 374 га - пастбищ), прочих угодий - 238 га, выданное ТОО "П" Администрацией Бобровского района 30.12.1992.
Между тем в соответствии со ст. 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имеет право получить свою долю в виде земельного участка.
Согласно пунктам 3 и 6 Указом Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозам и совхозам предписано провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах; коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
В соответствии с названным Указом Правительством РФ 29.12.1991 издано Постановление "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" N 86, в силу которого Министерство сельского хозяйства РФ, Госкомитет РФ по управлению государственным имуществом и их органы на местах, администрации краев, областей и автономных образований были обязаны сформировать до 01.02.1992 областные и совместные районные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании колхозов и совхозов, и провести реорганизацию этих хозяйств.
Пунктом 4 названного Постановления установлено, что земли колхозов подлежат разграничению на государственную собственность, а также передаче гражданам (членам колхоза) в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
Согласно п. 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
Арбитражный суд принял во внимание, что Земельный Кодекс РСФСР 1991 года не предусматривал возможности передачи юридическим лицам земельных участков в собственность.
Из материалов дела следует, что правопредшественником заявителя являлся совхоз "П", перераспределение земель которого осуществлялось на основании вышеуказанных положений Указа Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.
Из Дела по выдаче свидетельства на право собственности, пользования землей и перераспределения земель совхоза "П" Бобровского района Воронежской области, изготовленного в 1992 году объединением РосНИИземпроект Центрально-Черноземный государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству ЦЧОНИИгипрозем, земли были переданы в коллективно-долевую собственность хозяйства. Доля бесплатного предоставления земельных участков членам акционерного общества "П" определена в размере 1827 га, численный состав граждан, имеющих право на получение земельного пая в собственность - 380 человек.
На основании материалов указанного дела с учетом предложений внутрихозяйственной комиссии по приватизации, а также решения собрания трудового коллектива подготовлен проект перераспределения земель совхоза "П".
Постановлением от 30.11.1992 N 1270 администрация Бобровского района утвердила данный проект перераспределения земель и постановила выдать свидетельства на право владения и пользования землей сельскохозяйственным предприятиям после их регистрации в установленном порядке. Согласно приложению к данному постановлению совхозу "П" передано в коллективно-долевую собственность хозяйства 2065 га земель.
По результатам перераспределения земель на основании постановления N 1270 ТОО "П" (правопреемник совхоза "П") 30.12.1992 выдано свидетельство N ВОО-02-00-331 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Форма бланка свидетельства о праве собственности на землю утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.03.92 N 177, согласно которому данное свидетельство можно было использовать для удостоверения права юридического лица на бессрочное (постоянное) пользование землей.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом и государственная регистрация таких прав в силу пункта 1 статьи 6 названного Закона проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание изложенное, кассационная коллегия находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что свидетельство от 30.12.1992 N ВОО-02-00-331 является правоудостоверяющим документом, подтверждает права заявителя на владение и пользование землями площадью 2065 га только на праве постоянного (бессрочного) пользования, но не может подтверждать право собственности Сельхозартели (колхоза) "П".
Таким образом, суды обеих инстанций, учитывая положения ст. 17 и ст. 18 Закона N 122-ФЗ, правомерно указали, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:02:4700009:35 на основании свидетельства N ВОО-02-00-331 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Помимо этого, суды обоснованно исходили из того, что поскольку на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, проданные заявителем Обществу с ограниченной ответственностью "П" (договор купли-продажи N 10и от 23.12.2008 г., свидетельство о госрегистрации права от 14.05.2009 36-АВ 337429), следовательно, в силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный акт может быть признан незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемый отказ Управления соответствует требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 по делу N А14-3557/2010/106/30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо этого, суды обоснованно исходили из того, что поскольку на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, проданные заявителем ... (договор купли-продажи N 10и от 23.12.2008 г., свидетельство о госрегистрации права от 14.05.2009 36-АВ 337429), следовательно, в силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
...
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 января 2011 г. N Ф10-6216/2010 по делу N А14-3557/2010/106/30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6216/10