Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 января 2011 г. N Ф10-5719/2010 по делу N А54-1675/2010-С4
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ТСЖ "З" - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от МИФНС России N 3 по Рязанской области - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от третьих лиц - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "З" на решение от 15.06.2010 Арбитражного суда Рязанской области и постановление от 26.08.2010 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А54-1675/2010-С4, установил:
Товарищество собственников жилья "З" (далее - ТСЖ "З", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 28.01.2010 N 213 о государственной регистрации в виде внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица ТСЖ "О", а также о признании недействительной записи о создании ТСЖ "О" в ЕГРЮЛ от 28.01.2010 за основным государственным регистрационным номером 1106230000161 (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ООО "Т", ООО "Центр инвестиций в недвижимость "Т".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ТСЖ "З" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "З" создано согласно решению от 04.08.2003 N 2 П.В.С., единственным участником ООО "Центр инвестиций в недвижимость "Т".
Решением от 23.01.2004 N 1 из состава учредителей ТСЖ "З" выведено ООО "Центр инвестиций в недвижимость "Т", а введено ООО "Т".
Согласно договору от 20.04.2004 ООО "Т" переданы ТСЖ "З" функции заказчика по строительству жилого дома по адресу: г. Рязань, ул. З., д.18А.
29.05.2009 ТСЖ "З" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию 1-ой очереди строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. З., д. 16, к. 1.
21.01.2010 в Инспекцию поступило заявление о государственной регистрации ТСЖ "О", учредителями которого являются физические лица. К заявлению приложен протокол от 03.11.2009 N 1 общего собрания собственников/будущих собственников помещений строящегося многоквартирного дома по адресу: г. Рязань, ул. З., д. 16, к. 1.
Согласно указанному протоколу собрание решило выбрать способ управления многоквартирным домом - создать товарищество собственников жилья "О", утвержден Устав, выбраны члены Правления, его председатель, уполномоченное лицо для проведения государственной регистрации вновь созданного ТСЖ "О".
28.01.2010 налоговой инспекцией принято решение N 213 о государственной регистрации, вид государственной регистрации - внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица ТСЖ "О".
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом обоснованно указано, что для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными, ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с п. 1 ст. 135 ЖК РФ установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Пунктом 1 статьи 139 ЖК РФ предусмотрено так же право на создание товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах.
Судом установлено, что первая очередь строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Рязань, ул. З., д. 16, к. 1 введена в эксплуатацию, право собственности граждан на квартиры зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно протоколу от 03.11.2009 N 1 собственники/будущие собственники помещений указанного жилого дома выбрали способ управления недвижимостью в виде управления товариществом собственников жилья, необходимый кворум (50%) для проведения собрания имел место, решение принято более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.
В соответствии с п. 3 ст. 136 ЖК РФ государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
В силу ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в следующих случаях непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
На основании ст. 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 настоящего Федерального закона; если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации; если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1.1 настоящей статьи.
Как установлено судом, в Инспекцию был представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации ТСЖ "О" у ответчика не имелось.
Доводу жалобы о допущенных нарушениях при проведении собрания собственников и будущих собственников помещений жилого дома дана надлежащая оценка судом, указавшим, что данное обстоятельство не входит в предмет доказывания в рамках настоящего спора, а действующее законодательство не устанавливает при регистрации право налоговых органов на проведение правовой экспертизы.
Ссылка заявителя на то, что в силу п. 1 ст. 136 ЖК РФ в одном многоквартирном доме может быть создано только одно товарищество, а также на положения ст. 48 ФЗ "О товариществах собственников жилья" подлежит отклонению.
Материалами дела подтверждено, что документы, подтверждающих право собственности на момент создания на вновь создаваемое имущество, не представлены, учредитель ТСЖ "З" собственником помещений или лицом, которому будет принадлежать право собственности на помещения в доме, также не является.
Таким образом, у суда имелось достаточно оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Поскольку ТСЖ "З" предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины по кассационной жалобе, с него в силу ст. 110 АПК РФ, пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 15.06.2010 Арбитражного суда Рязанской области и постановление от 26.08.2010 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А54-1675/2010-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "З", 390000, г. Рязань, ул. Л., д. 27 в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании ст. 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 настоящего Федерального закона; если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации; если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1.1 настоящей статьи.
Как установлено судом, в Инспекцию был представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации ТСЖ "О" у ответчика не имелось.
...
Ссылка заявителя на то, что в силу п. 1 ст. 136 ЖК РФ в одном многоквартирном доме может быть создано только одно товарищество, а также на положения ст. 48 ФЗ "О товариществах собственников жилья" подлежит отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. N Ф10-5719/2010 по делу N А54-1675/2010-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании