Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 февраля 2011 г. N Ф10-263/2011 по делу N А48-3620/2010
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2011 г. N ВАС-4945/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - З.Г.В. - паспорт; от Управления по тарифам Орловской области - Р.Ю.Ф. - представителя (дов. от 18.01.2010 N 01-10/82, пост.); П.И.Г. - представителя (дов. от 05.10.2009 N 01-10/2178, пост.); от третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью "О" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Управления по тарифам Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2010 по делу N А48-3620/2010, установил:
Индивидуальный предприниматель З.Г.В. (далее - ИП З.Г.В., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействующим приказа Управления по тарифам Орловской области (далее - Управление) от 10.12.2009 N 910-Т об установлении тарифа на тепловую энергию с 1 января 2010 г.
Свое требование заявитель обосновывает тем, что установленный Управлением тариф за потребленную тепловую энергию на 2010 год превышает аналогичный показатель на 2009 год на 33%. ИП З.Г.В. считает, что никаких объективных причин для такого резкого роста тарифа не было. По мнению предпринимателя, приказ от 10.12.2009 N 910-Т нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на него дополнительные финансовые обязательства по сравнению другими субъектами предпринимательской деятельности в г. Орле и создает препятствия для осуществления экономической деятельности. ИП З. также указывает, что Управление не обеспечило соблюдение Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передачи тепловой энергии, чем нарушил положения ст. 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ).
Решением суда от 08.12.2010 заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда от 08.12.2010 в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, Предпринимателя, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, пунктом 1 приказа Управления от 10.12.2009 N 910-Т ООО "Т" установлен одноставочный тариф на тепловую энергию для потребителей города Орла в размере 862,20 руб./Гкал.
Указанные тарифы действуют с 1 января 2010 года (пункт 2 приказа).
Названный Приказ был опубликован в печатном издании Орловской области - газете "Орловская правда" от 15.12.2009 N 187.
Считая приказ от 10.12.2009 N 910-Т незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП З.Г.В. оспорил его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Статьей 6 Закона N 41-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Пунктом 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 N 27 предусмотрено, что Управление является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги), лицензирования, проведения региональных лотерей, функции по лицензированию отдельных видов деятельности, государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения.
Управление устанавливает тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (подпункт 2 пункта 4 указанного Положения).
В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы), Федеральная служба по тарифам устанавливает на очередной год предельные минимальный и (или) максимальный уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Приказом Федеральная служба по тарифам от 29.09.2009 N 228-э/з установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам РФ на 2010 год. Максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию на 2010 г. для Орловской области составила 115,0%.
Согласно подп. 4 п. 54 Основ органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службы по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Согласно оспариваемого приказа Управления, для потребителей, которые оплачивают производство и передачу тепловой энергии, установлен единый для бюджетных и иных потребителей тариф в размере 863,2 руб. за Гкал.
Приказом Службы по тарифам по Орловской области от 26.12.2008 N 602-Т на 2009 тарифы на тепловую энергию были установлены следующим образом: на тепловую энергию, поставляемую ОАО Орловская теплосетевая компания" (производственное подразделении "О") в размере 487,00 руб./Гкал.; на тепловую энергию, поставляемую ОАО "О" в размере: средневзвешенный тариф - 750,9 руб./Гкал, тариф на производственную тепловую энергию 912,5 руб./Гкал, тариф на покупную тепловую энергию 645,7 руб./Гкал.
Имеющиеся в материалах дела счета на оплату потребленной тепловой энергии в 2009 году свидетельствуют о том, что потребители, получающие тепловую энергию от Орловской ТЭЦ (та тепловая энергия, которая приобреталась в 2010 году ООО "О" от Орловской ТЭЦ и поставлялась по арендуемым теплосетям потребителям, или покупная тепловая энергия) оплачивали тепловую энергию, исходя из тарифа 645,7 руб. за Гкал.
Таким образом, рост тарифа на тепловую энергию в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 33% против установленного Федеральной службой по тарифам на 2010 год максимального роста тарифов для Орловской области в размере 15%.
Управление, что следует из его письменного отзыва, при установлении тарифа на тепловую энергию для ООО "О" на 2010 год исходило из соотношения величины тарифа на 2010 год в размере 863,2 руб. за Гкал. и средневзвешенного тарифа, приведенного в приказе от 26.12.2008 N 602-Т в размере 750,9 руб./Гкал.
Однако, согласно ст. 1 Закона N 41-ФЗ и п. 1 Основ тариф - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Системой тарифов (цен), указанных в разделе 2 Основ, к регулируемым тарифам на тепловую энергию отнесены регулируемые тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке и тарифы (размер оплаты) и (или) предельные минимальные и (или) максимальные уровни на услуги, оказываемые на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Таким образом, в систему тарифов не входит средневзвешенный тариф, а, кроме того, оплата тепловой энергии потребителями Орловской области в 2009 г. по средневзвешенному тарифу не производилась.
Согласно п. 57 Основ средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности) представляет собой одно из слагаемых для определения тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям.
Таким образом, для установления тарифа на тепловую энергию для ООО "О" на 2010 год в пределах установленного Федеральной службой по тарифам максимального роста тарифов Управлением неправомерно соотнесен установленный на 2010 год тариф с средневзвешенным тарифом, установленным приказом Управления от 26.12.2008 N 602-Т.
Согласно ст. 2 Закона N 41-ФЗ при установлении тарифов на тепловую энергию органами исполнительной власти субъекта РФ превышение установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов допускается только в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 6 Закона N 41-ФЗ стоимость тепловой энергии для потребителей может превышать предельные уровни тарифов, если она складывается с учетом утвержденного регулирующим органом субъекта РФ тарифа и надбавок, устанавливаемых органами местного самоуправления для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения.
Из протокола заседания правления от 10.12.2009 и экспертного заключения, представленных в суд Управлением, следует, что соответствующие надбавки к тарифу на тепловую энергию органом местного самоуправления не устанавливались.
Таким образом, в нарушение требований ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Управлением не доказано, что средний для предприятий области, отпускающих тепловую энергию, тариф, действующий в 2009 году, соответствовал по величине средневзвешенному тарифу, установленному ответчиком для ОАО "О", отпускающему тепловую энергию потребителям г. Орла, а следовательно, не доказано и то обстоятельство, что оспариваемым приказом тариф для ООО "О" на 2010 год утвержден в пределах установленной Федеральной службой по тарифам максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, рассчитанную исходя из тарифов, действующих для организаций области на 31.12.2009.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2010 по делу N А48-3620/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 6 Закона N 41-ФЗ стоимость тепловой энергии для потребителей может превышать предельные уровни тарифов, если она складывается с учетом утвержденного регулирующим органом субъекта РФ тарифа и надбавок, устанавливаемых органами местного самоуправления для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения.
Из протокола заседания правления от 10.12.2009 и экспертного заключения, представленных в суд Управлением, следует, что соответствующие надбавки к тарифу на тепловую энергию органом местного самоуправления не устанавливались.
Таким образом, в нарушение требований ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Управлением не доказано, что средний для предприятий области, отпускающих тепловую энергию, тариф, действующий в 2009 году, соответствовал по величине средневзвешенному тарифу, установленному ответчиком для ОАО "О", отпускающему тепловую энергию потребителям г. Орла, а следовательно, не доказано и то обстоятельство, что оспариваемым приказом тариф для ООО "О" на 2010 год утвержден в пределах установленной Федеральной службой по тарифам максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, рассчитанную исходя из тарифов, действующих для организаций области на 31.12.2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 февраля 2011 г. N Ф10-263/2011 по делу N А48-3620/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4945/11
04.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4945/11
07.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4945/11
24.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-263/11