Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 марта 2011 г. по делу N А54-2925/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Л.Ю.В. - представителя (дов. от 01.11.2011 N Д-94/11, пост.), от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.09.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 г. по делу N А54-2925/2010, постановил:
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 17.03.2010 г. N 10-14/564 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.09.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 г. решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.09.2010 г. оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты и в удовлетворении требований отказать.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области по результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Т" налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за 3 квартал 2009 года, оформленной актом от 02.02.2010 г. N 10-14/4960, принято решение от 17.03.2010 г. N 10-14/564, в соответствии с которым обществу предложено уплатить НДС в размере 1308694 руб.
Решением Управления ФНС по Рязанской области оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением инспекции, ООО "Т" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования налогоплательщика, а суд апелляционной инстанции - оставил принятое по делу решение без изменения.
В силу статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Исходя из упомянутого Соглашения (пункт 1 Положения) при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговые органы документов, определенных данным Положением.
На основании абзаца первого пункта 1 раздела II Положения в качестве подтверждения применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения.
В соответствии с названной нормой для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются: договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории одного государства на территорию другого государства, с отметкой налогового органа другого государства, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме; копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.
Документы, предусмотренные пунктом 2 настоящего раздела, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
О необходимости представления именно такого комплекта документов свидетельствует правовая позиция, сформулированная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 N 13219/06 применительно к данной категории споров.
Исполнение налогоплательщиком обязанности представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией пакет документов в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов является одним из условий возмещения налога на добавленную стоимость.
Пунктом 1 раздела II Положения установлено, что право на налоговые вычеты налогоплательщик реализует в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в таможенном режиме экспорта.
На основании п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Порядок предоставления вычетов установлен статьей 172 НК РФ. Согласно п. 6 этой статьи вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Следовательно, при выполнении этих условий налогоплательщик получает право на налоговый вычет, предусмотренный статьей 171 Кодекса.
Как видно из материалов дела, в силу заключенных договоров на поставку смазочных материалов ООО "Т" реализовало товар в таможенном режиме экспорта обществу с дополнительной ответственностью "Б" (Республика Беларусь), обществу с ограниченной ответственностью "Э" (Республика Беларусь), обществу с ограниченной ответственностью "Б" (Республика Беларусь).
В представленной в налоговый орган декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за 3 квартал 2009 года ООО "Т" показало обороты по реализации экспорта и налоговые вычеты по операциям реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0% по которым подтверждено, в том числе в виде сумм налога, уплаченных с авансов и предоплаты, засчитываемых в налоговом периоде после даты реализации товаров в Республику Беларусь.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществом в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов и налогового вычета были представлены в инспекцию вместе с налоговой декларацией за 3 квартал 2009 г. все необходимые документы.
При этом, выполнении условий, прямо предусмотренных статьями 171, 172 Кодекса, налоговым органом не ставилось под сомнение.
В качестве единственного мотива для отказа в применении налоговой ставки 0 процентов и налогового вычета послужил вывод инспекции о том, что Обществом не соблюдена процедура регистрации счетов-фактур на отгрузку товаров на экспорт в налоговом органе по месту учета, что не позволяет подтвердить принятия покупателями (предприятиями Белоруссии) именно тех товаров, которые указаны в счетах-фактурах, зарегистрированных в налоговой инспекции и представленных обществом в составе пакета документов за 3 квартал 2009 года.
Налоговый орган пришел к такому выводу в связи с тем, что указанные обществом в журнале регистрации выставленных счетов-фактур, предъявленных в налоговую инспекцию, не соответствуют номерам счетов-фактур, указанных в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, то есть в заявлениях о ввозе указаны счета-фактуры, не зарегистрированные в налоговом органе.
На основании изложенного, в связи с не подтверждением экспорта, налоговым органом с оборотов по реализации товаров обществу с дополнительной ответственностью "Б" (Республика Беларусь), обществу с ограниченной ответственностью "Э" (Республика Беларусь), обществу с ограниченной ответственностью "Б" (Республика Беларусь), был исчислен НДС в размере 78209 руб. и не приняты налоговые вычеты в сумме 1230485 руб., а всего доначислено к уплате 1308694 руб. налога.
Обе судебные инстанции обоснованно признали, что данные выводы инспекции не могут являться правовым основанием для отказа обществу в реализации права на применение налоговой ставки 0 процентов и налогового вычета и, следовательно, возмещение налога.
Согласно общепринятой практике взаимоотношений при отгрузке товара в Республику Беларусь оформляются 2 счета-фактуры, один из которых - коммерческий - представляется в таможню вместе с грузом и отгрузочными документами, номер которого проставляется в графе 44 под номером 4, другой направляется покупателю после проставления на нем отметки налогового органа страны продавца.
Оформление коммерческого документа - счета-фактуры (инвойса) - предусмотрено п.п. 29 п. 1 статьи 11 Таможенного Кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме коммерческие документы - это счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из настоящего Кодекса не вытекает иное. Предоставление при декларировании товаров имеющихся в распоряжении декларанта коммерческих документов обусловлено требованиями статьи 131 Таможенного Кодекса Российской Федерации.
Также при экспорте товаров в Республику Беларусь в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ N 914 от 02.12.2000 г.) Обществом оформляется счет-фактура, который после проставления отметки налогового органа Российской Федерации направляется покупателю.
Судами установлено, что счета-фактуры, зарегистрированные в Инспекции, были направлены Обществом в адрес Покупателей. В материалах дела имеются почтовые квитанции DHL об отправке зарегистрированных в Инспекции счетов-фактур в адрес белорусских покупателей и их письма о получении этих счетов-фактур.
Согласно механизму, установленному в Положении, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов оформляет покупатель, и после отметки налогового органа страны покупателя об уплате косвенных налогов направляет заявление продавцу (экспортеру).
На дату подачи заявлений о ввозе белорусскими предприятиями в налоговый орган Республики Беларусь и дату подтверждения этим налоговым органом уплаты покупателями косвенного налога указанные контрагенты Общества располагали счетами-фактурами с соответствующими отметками об их регистрации российским налоговым органом.
Согласно порядку оформления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в графе 9 должны быть отражены номер и дата счета-фактуры. Однако, не уточнено, какого счета-фактуры: коммерческого или с отметкой налогового органа страны продавца.
Как установлено судами, все заявления о ввозе товаров, представленные обществом в инспекцию, имеют отметку налогового органа Республики Беларусь об уплате контрагентами общества налога на добавленную стоимость в бюджет Республики Беларусь, то есть уплата косвенных налогов по приобретенным товарам произведена покупателями Белоруссии в полном объеме, что подтверждено налоговым органом Республики Беларусь. Налоговый кодекс и Соглашение не содержат в качестве обязательного условие об указании в заявлениях на ввоз товаров и уплате косвенных налогов счетов-фактур, зарегистрированных в налоговом органе страны продавца.
Таким образом, судами правомерно признан несостоятельным вывод Инспекции о том, что Обществом не соблюдена процедура регистрации счетов-фактур на отгрузку товара на экспорт в налоговом органе по месту учета.
Суды обоснованно отклонили довод инспекции о невозможности идентифицировать сделки, исходя из представленных документов.
Как отмечено в судебных актах, внизу каждого счета-фактуры имеется ссылка на номер накладной. Такой же номер имеет и счет-фактура, указанная в заявлении о ввозе и ГТД. При этом, путем сопоставления данных (наименование товара, номенклатура, количество, сумма и т.п.), указанных в счетах-фактурах, зарегистрированных в инспекции, и данных в соответствующих счетах-фактурах, указанных в заявлениях о ввозе, можно определить какие из них имеют отношение к той или иной поставке.
На основе исследования всей совокупности представленных в материалы дела доказательств суды первой и апелляционной инстанций установили, что представленные налогоплательщиком документы позволяют полностью идентифицировать сделки (поставки продукции на экспорт). Представленные обществом документы в обоснование правомерности применения налоговой ставки 0% и соответствующих налоговых вычетов являются достоверными, непротиворечивыми, а содержащиеся в них сведения подтверждают реальность хозяйственных операций и иные обстоятельства, с которыми Кодекс связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты и получение возмещения.
Оценка имеющихся в деле доказательств произведена судами первой и апелляционной инстанций с учетом требований ст. 71 АПК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определения от 24 ноября 2005 г. N 452-О и от 18 апреля 2006 г. N 87-О, Определение от 25.01.2007 N 60-О-О).
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не подтверждают неправильного применения судами правовых норм.
В силу изложенного, принятые по делу решение и постановление надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.09.2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 г. по делу N А54-2925/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, все заявления о ввозе товаров, представленные обществом в инспекцию, имеют отметку налогового органа Республики Беларусь об уплате контрагентами общества налога на добавленную стоимость в бюджет Республики Беларусь, то есть уплата косвенных налогов по приобретенным товарам произведена покупателями Белоруссии в полном объеме, что подтверждено налоговым органом Республики Беларусь. Налоговый кодекс и Соглашение не содержат в качестве обязательного условие об указании в заявлениях на ввоз товаров и уплате косвенных налогов счетов-фактур, зарегистрированных в налоговом органе страны продавца.
...
На основе исследования всей совокупности представленных в материалы дела доказательств суды первой и апелляционной инстанций установили, что представленные налогоплательщиком документы позволяют полностью идентифицировать сделки (поставки продукции на экспорт). Представленные обществом документы в обоснование правомерности применения налоговой ставки 0% и соответствующих налоговых вычетов являются достоверными, непротиворечивыми, а содержащиеся в них сведения подтверждают реальность хозяйственных операций и иные обстоятельства, с которыми Кодекс связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты и получение возмещения.
Оценка имеющихся в деле доказательств произведена судами первой и апелляционной инстанций с учетом требований ст. 71 АПК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определения от 24 ноября 2005 г. N 452-О и от 18 апреля 2006 г. N 87-О, Определение от 25.01.2007 N 60-О-О)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 2011 г. по делу N А54-2925/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании