Комментарий к Закону Липецкой области от 9 июня 2012 г. N 43-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств"
Статья 1. Предмет регулирования
1. Одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является задержание транспортного средства (пункт 7 части 1 статьи 27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Целями мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются следующие:
- установление личности нарушителя;
- составление протокола об административном правонарушении;
- обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела;
- гарантии исполнения постановления по делу.
Комментируемый Закон принят в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных частью 10 статьи 27.13 КоАП. Согласно указанной норме субъекты РФ принимают законы, регулирующие порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств (далее - порядок перемещения задержанных транспортных средств). Действие комментируемого Закона не распространяется на транспортные средства, перечисленные в части 9 статьи 27.13 КоАП, а именно: на транспортные силы Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны. Порядок их перемещения на специализированную стоянку определяется Правительством РФ. В настоящее время для указанных транспортных средств действуют Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 (далее - Правила N 759).
Норма КоАП о предоставлении субъектам РФ полномочий по установлению порядка перемещения задержанных транспортных средств вводится в действие с 1 июля 2012 года Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 17 статьи 3, пункт 4 статьи 10) (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ). До этого момента задержание транспортного средства, его возврат и оплата расходов за хранение осуществлялись по Правилам N 759 (часть 5 статьи 27.13 КоАП в редакции, действовавшей до 1 июля 2012 года), а субъекты РФ определяли только размер платы за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке (пункт 6 Правил N 759).
2. Установленный комментируемым Законом Порядок перемещения задержанных транспортных средств применяется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 КоАП (см. комментарий к части 1 статьи 3 Закона).
Статья 2. Основные понятия
В комментируемой статье приводятся основные понятия, используемые в Законе.
1. Транспортные средства - автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы, а также маломерные суда.
В настоящее время указанные транспортные средства регистрируются в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (утв. приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001); Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом РФ от 16.01.1995); Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 500).
2. Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцати метров и пассажировместимость которого не должна превышать двенадцати человек.
3. Задержание транспортного средства - исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
4. Конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство - двери, форточки, люки, багажник, капот, люк бензобака.
5. Транспортное средство для перемещения задержанного транспортного средства - транспортное средство, предназначенное для погрузки, разгрузки и перевозки других транспортных средств.
6. Специализированная стоянка - специально отведенное охраняемое место для хранения задержанных транспортных средств.
7. Лицо, исполняющее решение о задержании транспортного средства, - организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перемещение и (или) хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке, привлекаемые в порядке, установленном уполномоченным органом.
Как видно из определения, организация (индивидуальный предприниматель) может осуществлять либо только перемещение задержанного транспортного средства, либо только его хранение, либо и то и другое. В дальнейшем в Липецкой области должны быть определены правила привлечения организаций (индивидуальных предпринимателей) к осуществлению перемещения и (или) хранения задержанных транспортных средств. Ранее должностные лица органов внутренних дел РФ в рамках взаимодействия заключали договоры с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, в соответствии с типовым договором, форма которого утверждена приказом МВД РФ от 19.03.2004 N 187.
8. Уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Липецкой области, уполномоченный Администрацией Липецкой области на исполнение комментируемого Закона.
9. Представитель лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, - физическое лицо, уполномоченное от имени организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих перемещение и (или) хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке, осуществлять перемещение на специализированную стоянку, хранение и возврат транспортных средств, а также взимать плату за расходы по их перемещению и хранению.
10. Уполномоченное должностное лицо (далее - должностное лицо) - должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административных правонарушениях в порядке, определенном КоАП, принявшее решение о задержании транспортного средства.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 КоАП). Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов; должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора, указанных в части 2 статьи 28.3 КоАП.
Приказом МВД РФ от 05.05.2012 N 403 утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП. На момент подготовки настоящего комментария указанный Перечень в силу не вступил. Приказ МВД РФ от 05.05.2012 N 403 признает утратившим силу Приказ МВД РФ от 2 июня 2005 г. N 444, утверждавший ранее действующий Перечень.
11. Владелец транспортного средства - физическое или юридическое лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся на законных основаниях автомототранспортным средством, либо судовладелец, то есть физическое или юридическое лицо, эксплуатирующее от своего имени маломерное судно, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) законным владельцем признается лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему транспортного средства и т.п.).
12. Представитель владельца транспортного средства - физическое лицо, уполномоченное от имени владельца автомототранспортного средства либо судовладельца в силу полномочия, основанного на доверенности либо ином письменном акте, выданном владельцем транспортного средства, для представительства перед иными лицами при осуществлении перемещения на специализированную стоянку, хранения и возврата транспортных средств, а также оплаты расходов на их перемещение и хранение.
Согласно пункту 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью является письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (пункт 1 статьи 185 ГК РФ). Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если же срок действия в ней не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее составления. Также доверенность должна содержать дату ее составления, без которой она считается ничтожной. (пункт 1 статьи 186 ГК РФ).
Что касается нотариального удостоверения заверения? доверенности на управление транспортным средством, то такая обязанность законодательством не предусмотрена - граждане могут заверить доверенность нотариально по своему усмотрению. А вот доверенность, выданная в порядке передоверия, подлежит нотариальному заверению в обязательном порядке (пункт 3 статьи 187 ГК РФ). При этом согласно пункту 3 статьи 185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на лечении в госпиталях, санаториях и т.п., удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений которых нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные сделки, а также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этой части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
От имени юридического лица доверенность выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 5 статьи 185 ГК РФ).
Документом, подтверждающим право лица владеть, пользоваться и распоряжаться транспортным средством, является свидетельство о праве собственности (общей собственности) на транспортное средство (глава 16 ГК РФ).
Статья 3. Порядок перемещения транспортного средства на специализированную стоянку
1. Согласно комментируемой части статьи 3 для перемещения транспортного средства на ближайшую специализированную стоянку должно выполняться два условия.
Первым условием является наличие нарушения правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида:
- управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца (часть 1 статьи 11.8.1 КоАП);
- управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (статья 11.9 КоАП);
- управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца (часть 1 статьи 12.3 КоАП);
- управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (часть 2 статьи 12.5 КоАП);
- управление транспортным средством водителем, не имеющим (лишенным) права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) (части 1 и 2 статьи 12.7 КоАП);
- управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (части 1, 3 и 4 статьи 12.8 КоАП);
- несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 12.16 КоАП (части 4 и 5 статьи 12.16 КоАП);
- остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, на трамвайных путях, далее первого ряда от края проезжей части, в тоннеле либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств (части 3-4, 6 статьи 12.19 КоАП);
- перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения, а также с превышением габаритов и максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров, или 5 процентов соответственно (части 1-3 статьи 12.21.1 КоАП );
- перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов, или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами (часть 1 статьи 12.21.2 КоАП);
- невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.6 КоАП);
- невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (часть 3 статьи 12.27 КоАП).
С 1 июля 2012 года расширился перечень административных правонарушений, в производстве по которым применяется такая мера обеспечения как задержание транспортного средства. Теперь основаниями для задержания транспортного средства станет выявление административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3, 3.1, 3.2, 6 статьи 12.19 и частью 3 статьи 12.21.1 КоАП (введены в действие пунктом 17 статьи 3, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 69-ФЗ).
Необходимо также отметить и те изменения в части 1 статьи 27.13 КоАП, которые действуют со 2 июля 2012 года. Административные правонарушения, предусмотренные статьей 11.26 КоАП "Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров" и статьей 11.29 КоАП "Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений", дополнили список оснований для задержания транспортного средства (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 02.04.2012 N 31-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения").
Кроме того, административные правонарушения, предусмотренные статьями 11.26 и 11.29 КоАП, не указываются в комментируемом Законе в качестве оснований для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку. По всей видимости, в Закон должны быть внесены изменения, соответствующие КоАП.
Вторым условием для применения меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде задержания транспортного средства является невозможность устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения. Как указывается в пункте 147.1 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009 N 185 (далее - Административный регламент N 185), в случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения (предоставление документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; устранение неисправностей тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства (в составе поезда); устранение нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, либо остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле; устранение нарушения правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных либо опасных грузов; предоставление для управления транспортным средством иного лица при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством) до начала перемещения задерживаемого транспортного средства помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется.
2. Комментируемой частью статьи 3 установлено, что лицо, исполняющее решение о задержании транспортного средства на основании заявки должностного лица, направляет своего представителя к месту нахождения задержанного транспортного средства и информирует о времени его прибытия.
Представитель, прибыв к месту задержания транспортного средства, предъявляет должностному лицу документы, подтверждающие его полномочия - доверенность, оформленную в соответствии с законодательством РФ, иной письменный акт, подтверждающий право на получение задержанного транспортного средства для его перемещения на специализированную стоянку; документы, удостоверяющие личность - паспорт, военный билет, удостоверение личности для лиц, проходящих срочную военную службу, временное удостоверение личности гражданина РФ, выданное на период оформления паспорта, форма которого устанавливается ФМС РФ; документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин осуществляет въезд в РФ и выезд из РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории РФ), справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемым и обвиняемым, в порядке, утвержденном Правительством РФ, и т.п.
Представитель лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, до того, как начать перемещение транспортного средства на специализированную стоянку, обязан опечатать пломбировочной лентой конструктивные предусмотренные места доступа в транспортное средство - двери, форточки, люки, багажник, капот, люк бензобака.
На основании протокола о задержании транспортного средства лицо, принявшее решение о задержании транспортного средства, передает его представителю лица, исполняющего указанное решение, для перемещения на специализированную стоянку.
Что касается протокола о задержании транспортного средства, необходимо отметить следующее - до 1 июля 2012 года запись о задержании транспортного средства делалась в протоколе об административном правонарушении либо составлялся отдельный протокол (при задержании наземного транспортного средства использовалась форма протокола, установленная приказом МВД РФ от 19.03.2004 N 187, при задержании маломерного судна - форма протокола, утвержденная приказом МЧС РФ от 21.05.2004 N 230). В соответствии с новой редакцией части 4 статьи 27.13 КоАП при применении меры обеспечения по делам об административных правонарушениях в виде задержания транспортного средства протокол составляется в каждом случае. В нем указываются:
- дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о лице, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
Протокол подписывают должностное лицо, его составившее, и лицо, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения (часть 5 статьи 27.13 КоАП). В случае отказа владельца (его представителя) от подписания протокола в последнем делается запись об этом (часть 6 статьи 27.13 КоАП). Копия протокола вручается владельцу (представителю) задержанного транспортного средства (часть 7 статьи 27.13 КоАП). Если же владелец транспортного средства или его представитель отсутствуют, то протокол составляется в присутствии двух понятых (часть 8 статьи 27.13 КоАП).
Передача перемещаемого задержанного транспортного средства лицу, ответственному за его хранение, осуществляется на основании акта приема-передачи, составляемого в трех экземплярах. Форма акта приема-передачи утверждена в приложении 1 к комментируемому Закону. В акте приема-передачи указываются:
- сведения о представителе лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, осуществившем его перемещение на специализированную стоянку (должность, Ф.И.О., реквизиты доверенности, иного письменного акта);
- сведения о представителе лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, осуществляющем его хранение на специализированной стоянке (должность, Ф.И.О., реквизиты доверенности, иного письменного акта);
- дата и номер документа, послужившего основанием для помещения транспортного средства на специализированную стоянку;
- причина задержания транспортного средства;
- дата, время, место составления акта приема-передачи;
- марка и государственный регистрационный знак специализированного транспортного средства, с использованием которого произведено перемещение задержанного транспортного средства;
- сведения о задержанном транспортном средстве (марка, модель, тип, цвет, государственный регистрационный знак (номер), количество и тип двигателей, N двигателя (-ей), VIN, N кузова, N корпуса, другие номерные агрегаты);
- данные осмотра задержанного транспортного средства;
- сведения о месте хранения (наименование специализированной стоянки, ее местонахождение);
- замечания к акту приема-передачи либо указание на их отсутствие;
- подписи передающей и принимающей сторон.
Отметим, что комментируемый Закон не уточняет порядок задержания трамваев и троллейбусов. Согласно же пункту 17 Правил N 759 трамвай или троллейбус задерживается в установленном порядке с последующим помещением в соответствующий парк.
В соответствии с пунктом 147.6 Административного регламента N 185 если транспортное средство задерживается вне населенного пункта, лицу, осуществляющему управление данным ТС, оказывается содействие в проезде до ближайшего населенного пункта.
Статья 4. Информирование владельца задержанного транспортного средства
1. Должностное лицо информирует владельца задержанного транспортного средства о месте его хранения при вручении ему протокола об административном правонарушении и протокола о задержании транспортного средства.
2. Если задержание транспортного средства произошло в отсутствие его владельца, должностное лицо предпринимает меры по установлению его личности и информированию его о задержании транспортного средства. Действует должностное лицо в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 147.4 Административного регламента N 185 установлено, что при задержании транспортного средства в отсутствие водителя об этом незамедлительно сообщается в дежурную часть с тем, чтобы информировать владельца или, если необходимо, принять меры по установлению его личности.
3. Уполномоченный орган размещает на официальном сайте Администрации Липецкой области в сети "Интернет" (http://www.admlr.lipetsk.ru):
- перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Липецкой области деятельность по перемещению и (или) по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках;
- перечень мест нахождения на территории Липецкой области специализированных стоянок;
- информацию о размере оплаты расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках.
Статья 5. Учет задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку
1. На специализированных стоянках в журнале учета ведется учет задержанных транспортных средств.
2. Форма журнала учета задержанных транспортных средств утверждена в приложении 2 к комментируемому Закону. Журнал учета должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью уполномоченного органа. Журнал учета ведет лицо, ответственное за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и имеющее соответствующее письменное подтверждение своих полномочий.
В журнале учета задержанных транспортных средств указываются:
- дата и время помещения транспортного средства на стоянку;
- марка, модель, тип, государственный знак (бортовой номер), количество, тип, мощность, номера двигателей транспортного средства;
- принадлежность транспортного средства (данные о владельце, его адрес);
- номер, дата протокола о задержании;
- данные о должностном лице, составившем протокол;
- сведения о каждом лице, осуществившем перемещение, принявшем на хранение, разрешившем выдачу, выдавшем и получившем транспортное средство;
- дата и время выдачи транспортного средства.
Статья 6. Время приема на хранение и возврата задержанных транспортных средств со специализированной стоянки
В норме комментируемой статьи устанавливается, что прием на хранение и возврат задержанных транспортных средств со специализированной стоянки осуществляется в круглосуточном режиме.
Статья 7. Доступ владельца к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству
1. Для получения принадлежащего ему имущества владелец имеет право на доступ к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству только в присутствии представителя лица, которое исполняет решение о задержании транспортного средства и ответственно за его хранение на специализированной стоянке.
2. В приложении 3 к комментируемому Закону утверждается форма журнала учета посещений специализированной стоянки. В указанный журнал заносятся сведения о каждом доступе владельца к задержанному транспортному средству. В частности, в журнале отмечаются:
- дата и время посещения специализированной стоянки (время начала/окончания посещения), цель посещения;
- сведения о транспортном средстве, к которому допущен посетитель, его марка, модель, тип, государственный регистрационный знак (бортовой номер);
- данные о посетителе и документе, подтверждающем его личность;
- сведения о сотруднике специализированной стоянки, присутствовавшем при допуске посетителя к транспортному средству;
- информация о срыве пломбировочных лент с транспортного средства.
Статья 8. Порядок хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке
1-4. В период хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке представитель лица, исполняющего решение о задержании и ответственного за хранение:
- обеспечивает сохранность задержанного транспортного средства;
- исключает доступ к нему;
- не допускает запуск его двигателя и срыв пломбировочных лент в отсутствие владельца (представителя владельца); в случае срыва пломбировочных лент об этом делается отметка в журнале учета посещений специализированной стоянки;
- обеспечивает перемещение задержанного транспортного средства на территории специализированной стоянки только при помощи других транспортных средств, а его передвижение путем запуска двигателя - только при выдаче его владельцу (представителю владельца).
5, 6. При возникновении чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного характера (непреодолимая сила), угрожающих сохранности задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку, отступить от требований, установленных частями 1-4 комментируемой статьи, вправе лица, уполномоченные на предотвращение таких обстоятельств или на ликвидацию их последствий, а также представитель лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, ответственного за его хранение на специализированной стоянке. В этих случаях в акте приема-передачи транспортного средства делается соответствующая отметка о причинах такого отступления.
Статья 9. Срок хранения задержанного транспортного средства
1. Началом срока хранения транспортного средства признается момент его помещения на специализированную стоянку, окончанием - момент его выдачи владельцу.
2. Исчисление срока хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке производится в часах.
Статья 10. Порядок оплаты расходов по перемещению и хранению задержанного транспортного средства на специализированной стоянке
1, 2. Владелец задержанного транспортного средства или его представитель оплачивает расходы:
- по перемещению (включая погрузку и разгрузку) задержанного транспортного средства на специализированную стоянку;
- по хранению задержанного транспортного средства на специализированной стоянке. Оплачивается каждый полный час нахождения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке с того момента, как оно помещено на нее и до того момента, когда владелец (представитель владельца) обратился с решением должностного лица о прекращении задержания транспортного средства.
Отметим, что ранее не взималась плата за перемещение задержанного транспортного средства и плата за первые сутки его хранения на специализированной стоянке (пункт 6 Правил N 759).
Оплатить расходы, связанные с задержанием транспортного средства, можно как в безналичной, так и наличной форме в установленном главой 46 ГК РФ порядке. Согласно пункту 1 статьи 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (пункт 3 статьи 861 ГК РФ).
3. Определяет размер оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках исполнительный орган государственной власти Липецкой области в сфере потребительского рынка и ценовой политики. При этом уполномоченный орган использует Методические указания по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 07.04.2006 N 37-a (далее - Методические указания).
Согласно пункту 4 Методических указаний уровень тарифов должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на транспортировку и хранение автотранспортных средств и получение прибыли, необходимой для обеспечения средствами на развитие и средствами для финансирования за счет прибыли расходов, необходимых для осуществления деятельности по эвакуации и хранению задержанных транспортных средств.
Установление размеров оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств возможно как по инициативе хозяйствующих субъектов, так и по инициативе Управления (пункт 5 Административного регламента исполнения государственной функции по установлению размера оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, утвержденного приказом Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 21.06.2012 N 107).
В настоящее время размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области утвержден в размере 85,0 рублей за 1 километр (без НДС) (приказ Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 28.06.2012 N 14-ц). Предельный размер платы за хранение задержанных транспортных средств на территории Липецкой области установлен приказом Управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области от 09.02.2010 N 4 и составляет для мотоциклов - 5,0 руб./час; легковых автомобилей - 10,0 руб./час; грузовых автомобилей - 12,0 руб./час; грузовых автомобилей в составе автопоезда - 14,0 руб./час.
4. В комментируемой части статьи 10 перечисляются случаи прекращения производства по делу об административном правонарушении:
- отсутствие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП);
- отсутствие состава административного правонарушения (за исключением недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие) (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП);
- действия лица в состоянии крайней необходимости (пункт 3 части 1 статьи 24.5 КоАП);
- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела (пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП).
В указанных случаях прекращения производства по делу об административном правонарушении возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства осуществляется в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 27.13 КоАП. Согласно же указанной норме расходы возмещаются в порядке, установленном законодательством РФ, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством. Таким образом, ни комментируемым Законом, ни КоАП порядок возмещения расходов в этих случаях напрямую не урегулирован - статья КоАП также содержит отсылку к законодательству РФ. Думается, что в дальнейшем законодателем данный пробел будет восполнен.
Статья 11. Порядок возврата транспортного средства владельцу
1. Задержанное транспортное средство возвращается владельцу (его представителю) после оплаты расходов, связанных с перемещением и хранением транспортного средства на специализированной стоянке, на основании решения должностного лица о прекращении задержания транспортного средства. Какую форму будет иметь указанное решение, комментируемый Закон не определяет. Так, в Законе города Москвы от 11 июля 2012 г. N 42 "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве" (часть 1 статья 7) указано: "Основаниями для возврата перемещенного транспортного средства являются разрешение на выдачу транспортного средства в виде сделанной должностным лицом, уполномоченным осуществлять задержание транспортного средства в соответствии со статьей 27.13 КоАП, соответствующей отметки в копии протокола о задержании транспортного средства или протокола об административном правонарушении...".
Оплата расходов производится в соответствии со статьей 10 комментируемого Закона.
К акту приема-передачи транспортного средства при возврате его владельцу оформляется листок выдачи по форме, утвержденной в приложении 4 к комментируемому Закону.
2. Владелец (представитель владельца) при возврате ему транспортного средства имеет право его осмотреть в присутствии представителя лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства, ответственного за его хранение.
3. О наличии или отсутствии со стороны владельца (представителя владельца) претензий к обеспечению сохранности транспортного средства при перемещении и хранении делается соответствующая отметка в листке выдачи к акту приема-передачи. После оформления акта приема-передачи и листка выдачи владельцу передаются их копии.
4. Лицо, исполняющее решение о задержании транспортного средства, передает принявшему его должностному лицу информацию в письменной форме о выдаче задержанного транспортного средства.
Статья 12. Возмещение вреда, причиненного задержанному транспортному средству при его перемещении и (или) хранении на специализированной стоянке
Если при перемещении и (или) хранении на специализированной стоянке задержанному транспортному средству и находившемуся в нем имуществу причинен вред, он подлежит возмещению в установленном законодательством РФ порядке. Общие положения о возмещении вреда содержатся в параграфе 1 главы 59 Гражданского кодекса РФ.
Статья 13. Взаимодействие должностных лиц уполномоченного органа и лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, с должностными лицами органов внутренних дел и органов государственной инспекции по маломерным судам
Уполномоченный на исполнение комментируемого Закона исполнительный орган государственной власти Липецкой области и организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие перемещение и (или) хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке, взаимодействуют с должностными лицами органов внутренних дел и органов государственной инспекции по маломерным судам.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона Липецкой области от 27.03.1997 N 64-ОЗ "О нормативных правовых актах Липецкой области" законы области вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено в самих нормативных правовых актах. Комментируемая статья определяет момент вступления в силу комментируемого Закона - 1 июля 2012 года. Необходимо также учитывать обязательность опубликования законов области. Неопубликованные законы области не применяются (пункт 5 статьи 32 Устава Липецкой области РФ от 09.04.2003 N 46-ОЗ). После подписания законы области подлежат опубликованию в областной "Липецкой газете". Текст комментируемого Закона опубликован в "Липецкой газете" от 20.06.2012 N 117.
Н.В. Панова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
4 августа 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Панова Н.В. Комментарий к Закону Липецкой области от 9 июня 2012 г. N 43-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" - Система ГАРАНТ, 2012 г.