Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Заскалько О.В, Дегтеревой О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе Горбика С.В. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 20 апреля 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Горбика Сергея Владимировича к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным отказа ответчика произвести перерасчет пенсии, возложении обязанностей на ответчика произвести расчет ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) за разные периоды в органах налоговой полиции и органах наркоконтроля Российской Федерации и выплатить истцу ранее невыплаченные суммы полагавшейся пенсии - отказать;
УСТАНОВИЛА:
Горбик С.В. обратился в суд с иском к ответчику Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) с требованием о признании незаконным отказа ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, возложении на ответчика обязанности произвести расчет ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) с учетом периода службы в органах налоговой полиции Российской Федерации с 22.08.1996г. по 30.06.2003г. в льготном исчислении, возложении на ответчика обязанности произвести расчет ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в отношении Горбика С.В. с учетом периода службы в органах госнаркоконтроля Российской Федерации с 01.07.2003г. 06.05.2006г. в льготном исчислении, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истца за выслугу лет с 14.01.2019г. с учетом ежемесячной или процентной надбавки за выслугу лет (стаж службы) - 25 лет и более в размере 40%, возложении на ответчика обязанности выплатить истцу недоплаченные суммы полагавшейся ему пенсии за выслугу лет с учетом перерасчета ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) с 14.01.2019г, взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований истец Горбик С.В. указал, что 30.11.2011г. был уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации N 342-ФЗ (по выслуге лет). Приказом Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 14.01.2019г. N 3л\с истцу была установлена выслуга лет для назначения пенсии: в календарном исчислении - 26 лет 02 месяца 09 дней, в льготном исчислении - 35 лет 01 месяц 05 дней.
11.02.2022г. по информации, полученной в отделе пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата МВД России, истцу стало известно, что при расчете пенсии применена процентная надбавка в размере 30%, то есть в заниженном размере, что стало следствием учета в выслугу лет оспариваемых по делу периодов службы в календарном, а не в льготном исчислении.
При обращении истца по последнему месту службы в МВД России с требованием произвести расчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, ему было отказано по причине того, что вышеприведенные нормы на него не распространяются.
Не согласившись с данными выводами ответчика и полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с указанным иском.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Горбик С.В, по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, поддержавшего доводы поданной апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика, возражавшего против довод апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного постановления, исходя материалов дела, доводов апелляционной жалобы истца, не имеется по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции от 31.12.2002г. действующей в период спорных правоотношений, утратившего силу с 01.07.2003г. в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2003г N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25.07.2002г. N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулировался Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20.05.1993г. (в редакции от 30.06.2002г).
На основании Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации принято постановление Правительства РФ от 20.02.1995г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям", которым распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (далее именуются - сотрудники налоговой полиции), и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.
Согласно п. 6 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003г. N 613 выслуга лет лиц младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими и работниками организаций бюджетной сферы, исчисленная на день прекращения службы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включается в стаж государственной службы или в стаж работы, которые дают право на получение надбавки за выслугу лет, назначение пенсии и иные социальные гарантии и льготы.
Исходя из ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (в редакции Федерального закона от 22.07.2005г. NN 121-ФЗ) выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993г. N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Указанное положение прямо предусматривает возможность зачета выслуги лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции в указанных органах при их увольнении в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Горбик С.В. проходил службу:...
Приказом ФСНП России от 04.03.2003г. N 603л/с Горбик С.В. уволен со службы в органах налоговой полиции на основании п. "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993г. (по сокращению штатов - при ликвидации органа налоговой полиции), с должности оперуполномоченного 1 отделения Управления ФСКН России г. Комсомольска-на-Амуре, в специальном звании старший лейтенант налоговой полиции.
Согласно сведениям о расчете выслуги лет для назначения пенсии Горбику С.В, комиссией ГЦОР МВД России принято во внимание, что 01.07.2003г. истец был принят на службу в ФСКН России на должность начальника 2 отделения Комсомольска-на-Амуре МРО МУ ФСКН. Проходил службу в указанной организации в период с 01.07.2003г. по 06.05.2006г.
Приказом ФСКН России от 21.04.2006г. N 218л/с истец уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подп. 3 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003г. N 613 (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии) в звании майора полиции.
Приказом ГЦОР МВД России от 17.05.2006г. N 30л/с истец принят на работу в органы внутренних дел на должность главного специалиста в счет должности главного специалиста инспектора отделения организации деятельности конкурсной комиссии отдела организации государственных закупок Центра государственных закупок ГЦОР МВД России.
Приказом ГЦОР МВД России от 30.10.2006г. N 55л/с истец уволен с указанной должности в органах внутренних дел на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть по основанию перевода работника по его просьбе или с согласия на работу к другому работодателю.
Согласно расчету стажа на дату увольнения из МВД России (л.д. 14-15 том 1), период службы Горбика С.В. в органах налоговой полиции Российской Федерации с 22.08.1996г. по 30.06.2003г. выслуга лет составила: календарная - 06 лет 10 месяцев 08 дней, льготная - 03 года 05 месяцев 04 дня (льгота по п. 3 п.п. "в" абз 6 Постановления от 22 сентября 1993 г. N 941), службы истца в органах госнаркоконтроля Российской Федерации с 01.07.2003г. 06.05.2006г. выслуга лет составила: календарная - 02 года 09 месяцев 30 дней, льготная - 01 год 04 месяца 09 дней (льгота по приложению 1 раздела 2 абз. 14, и период с 20.12.2005 по 02.05.2006 льгота по ПП РФ от 31.05.2004 N 258 п. 6 пп "б" абз 1 и приказа ФСКН от 09.08.2005 N 255/дсп приложения 2).
В период с 01.11.2006г. по 14.01.2019г. Горбик С.В. проходил непрерывную службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 14.01.2019г. N 3л\с истец был уволен со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Выслуга лет истца на 14.01.2019г. составляет в календарном исчислении - 26 лет 02 месяца 09 дней, в льготном исчислении - 35 лет 01 месяц 05 дней. Процентная надбавка за выслугу лет составляет 30%.
Истец полагал, что включение в выслугу лет для расчета ежемесячной или процентной надбавки периодов службы в органах налоговой полиции Российской Федерации с 22.08.1996г. по 30.06.2003г. и в органах госнаркоконтроля Российской Федерации с 01.07.2003г. 06.05.2006г. в календарном, а не в льготном исчислении неправомерен, поскольку не соответствует положению п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2011г. N 1158 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для начисления и выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции", п. 8 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011г. "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" N 247-ФЗ, предусматривающих включению в стаж службы (выслугу лет) истца вышеуказанные периоды на льготных условиях, что составит 25 лет и более для применения процентной надбавки - 40% и увеличит размер пенсии истца примерно на 10%.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными положениями закона, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, установив, что из федеральных органов налоговой полиции Горбик С.В. уволен 04.06.2003г. по основанию сокращения штатов (п. "е" ст. 45 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации"), а не в связи с принятием на службу в порядке перевода. При увольнении истцу выплачено единовременное денежное вознаграждение пропорционально прослуженному времени из расчета 3-х окладов денежного содержания, единовременное пособие в размере 4-х окладов денежного содержания, материальная помощь в размер 2-х окладов денежного содержания (л.д. 65), тогда как частью 7 ст. 54 указанного выше Федерального закона не предусмотрена выплата единовременного и выходного пособия лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции и принятых на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода.
С учетом изложенного, суд указал, что порядок расчета выслуги лет, предусмотренный Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, на Горбика С.В. не распространяется, оснований для удовлетворения его требований об обязании произвести расчет ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) за периоды службы в органах налоговой полиции Российской Федерации с 22.08.1996г. по 30.06.2003г. и в органах госнаркоконтроля Российской Федерации с 01.07.2003г. 06.05.2006г. в льготном исчислении, суд первой инстанции правомерно не усмотрел, отказав в удовлетворении требований о доплате невыплаченных сумм пенсии.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений, к которым применил нормы материального права, их регулирующие.
Поскольку истец принят на службу в органы внутренних дел не в порядке перевода, а в общем порядке, часть 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ на спорные правоотношения не распространяется. В этой связи стаж истца в целях определения выслуги лет в органах внутренних дел подлежал проверке при принятии истца на службу в органы внутренних дел и правильно был исчислен календарно по правилам установленным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 N 941.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 декабря 2019 г. N -О указал на то, что закрепленное частью пятой статьи 54 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" правило о зачете выслуги лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции в данных органах в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме позволяет указанной категории граждан сохранить имеющуюся выслугу при переводе в другие государственные органы, а также обеспечивает реализацию их права на пенсионное обеспечение, позволяя увеличивать выслугу для назначения пенсии данным лицам, и не может рассматриваться как нарушающее их права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, верно пришел к выводу о том, что часть 4 и 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ на спорные правоотношения не распространяется.
Доводы апелляционной жалобы истца являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.