Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ефимовой И.Е., судей фио, фио, при помощнике судьи Ларюшкиной М.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, дело по апелляционной жалобе истца Литовской А.В. на решение Басманного районного суда адрес от 05 октября 2021 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Литовской Анастасии Валерьевны к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании распоряжения незаконным, обязании включить в список, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Литовская А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании распоряжения незаконным, обязании включить в список.
В обосновании исковых требований истец указала, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно решению территориального управления Министерства социального развития адрес по Пермскому и адрес, отдела опеки и попечительства от 04 апреля 2016 года N 36 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда адрес. С 26 августа 2020 года она постоянно зарегистрирована по адресу: адрес, д. 18.к.2, кв. 60. Истец подала заявление о переводе в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории адрес с одновременным исключением из списка на территории адрес. Согласно распоряжению Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 28 января 2021 года N 113-р ей отказано во включении в список по адрес, в связи с тем, что перевод может быть осуществлен исключительно до достижения 18-летнего возраста, а также в связи с тем, что она была зарегистрирована на территории адрес по достижении возраста 18 лет. Данный отказ истец считает незаконным.
Истец просит признать распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 28 января 2021 года N 113-р "Об отказе во включении Литовской Анастасии Валерьевны, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений" незаконным и нарушающим права и законные интересы Литовской Анастасии Валерьевны, паспортные данные; обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить Литовскую Анастасию Валерьевну, паспортные данные, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением на территории адрес на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Истец Литовская А.В. и ее представитель по заявлению фио в судебное заседание в суд первой инстанции явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения адрес - по доверенности фио в судебное заседание в суд первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, пояснив, что на момент возникновения права на обеспечение Литовской А.В. жилым помещением место ее жительства находилось на территории адрес, в связи с чем правовых оснований для включения истца в Список отсутствуют.
Представитель ответчика ГБУ Центр "Содействие" - по доверенности фио в судебное заседание в суд первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения исковых требований пояснив, что ни одного основания, указанного в Законе, для включения истца в Список адрес и для обеспечения истца жилым помещением в адрес, не имеется.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась истец Литовская А.В, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 мая 2022 года, решение Басманного районного суда адрес от 05 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Литовской А.В. удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08 ноября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 мая 2022 года отменить, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2023 года решение Басманного районного суда адрес от 05 октября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца без удовлетворения.
Определением судебной коллегией по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2023 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд. Суд кассационной инстанции указал на то, что суд апелляционной инстанции не установилобстоятельства, свидетельствующие о перемене постоянного места жительства истца с 26 августа 2020 года, нуждаемости истца в жилом помещении, об отсутствии права пользования ранее предоставленным истцу жилым помещением, реализации права на обеспечение жилым помещением по прежнему месту жительства и состоянии на соответствующем учете.
Истец, представитель истца по устному ходатайству фио в судебное заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решения суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако, обжалуемое решение названным требованиям закона не отвечает.
Как установлено судом первой инстанции, Литовская (фио) А.В. родилась в адрес.
Мать истца фио умерла 12 марта 2014 года в адрес, отец фио умер 12 марта 2015 года в адрес.
Приказом территориального управления Министерства социального развития адрес по Пермскому и адрес от 23 января 2015 года N СЭД-33-38-12-05?28, в связи с тем, что отец несовершеннолетней фио является инвалидом первой группы, длительное время проживает отдельно от дочери, над фио, зарегистрированной по адресу: адрес, установлено предварительное попечительство сроком на три месяца со стороны фио Место жительство несовершеннолетней фио определено совместно с попечителем фио по адресу: адрес.
На основании Приказа Территориального управления Министерства социального развития адрес по Пермскому и адрес от 24 февраля 2015 года N СЭД-33-38-12-05-152 в связи с тем, что отец несовершеннолетней фио является инвалидом первой группы, не имеет возможности самостоятельно заниматься содержанием и воспитанием дочери, над фио установлено попечительство. Попечителем несовершеннолетней фио назначена фио Место жительство несовершеннолетней фио определено совместно с попечителем фио по адресу: адрес. адрес.
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" фио (маме истца) и фио на праве собственности принадлежало по ? доли жилого дома, расположенного по адресу адрес. По данным обследования от 01 апреля 2015 года жилой дом уничтожен пожаром.
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" по данным учета Оренбургского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" за фио на территории адрес объекты капитального строительства не закреплены.
Как следует из заключения об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках занимаемых жилых помещениях, от 30 марта 2016 года установлен факт невозможности проживания фио в жилом помещении по адресу: адрес, в связи с тем, что дом уничтожен пожаром.
Решением Территориального управления Министерства социального развития по Пермскому и адрес от 04 апреля 2016 года N 36 фио включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи со вступлением в брак 20 июля 2018 года с фио, истцом произведена смена фамилии с фио на Литовскую А.В.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 28 июня 2019 года от 30 сентября 2019 года Литовская А.В. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: адрес, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10 апреля 2015 года.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Литовской А.В. на адрес отсутствуют.
Согласно справке Управления социального развития Администрации адрес от октября 2020 года, Литовская А.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядковый номер в списке по состоянию на 01 октября 2020 года N 32.
С 26 августа 2020 года истец зарегистрирована по адресу: адрес.
13 октября 2020 года истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из адрес в Москву.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 28 января 2021 N 113-р Литовской А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку на момент возникновения права на обеспечение отдельным жилым помещением место ее жительства находилось на территории адрес.
Отказывая в удовлетворении заявленных Литовской А.В. исковых требований, суд первой инстанции исходил из того что доказательств перемены места жительства истца до 18 лет, не представлено, на учете в органах опеки и попечительства в адрес истец не состояла, истец зарегистрирована по адресу: адрес с 26 августа 2020 года; доказательств, подтверждающих, что до достижения возраста 18 лет, адрес являлся местом жительства истца не представлено, местом жительства истца и ее законного представителя являлся адрес, таким образом адрес не являлся для истца ни местом выявления и первичного устройства, ни местом регистрации ее рождения, ни местом нахождения организации для детей-сирот, в которой она завершала свое пребывание, ни местом жительства лиц, у которых она находилась на воспитании в семье, а потому распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 28 января 2021 является законным.
Вместе с тем с такими выводами суд апелляционной инстанции согласиться не может в связи со следующим.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), приведено определение детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Пунктом 3.1. статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 N397 (далее - Правила N397), при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
С заявлением об исключении из списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот (далее - представители по доверенности).
Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09 февраля 2022 года по делу N АКПИ21-1026 сделаны выводы о том, что Правила N397 соответствуют статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ в части обеспечения лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, а отсутствие в пункте 23 Правил специального указания на порядок подачи указанными лицами заявления об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и о включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства не лишает их права на самостоятельную подачу такого заявления.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на адрес, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Из приведенных нормативных положений в их системном единстве со статями 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация по месту жительства и месту пребывания не совпадает с понятием "место жительства гражданина", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 года N4-П указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 35 Правил N397 содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия органом по новому месту жительства решение об отказе во включении в список по новому месту жительства принимается в случае: наличия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ; установления в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.
В Обзоре от 20 ноября 2013 года и в Обзоре от 23 декабря 2020 года Верховный Суд Российской Федерации приведены правовые позиции, из которых следует, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе достигшим возраста 23 лет, но фактически не обеспеченным жилым помещением, федеральный законодатель определилместо жительства таких лиц.
Из этих правовых позиций, а также из системного толкования положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и Правил N397 следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, относящимся к указанным категориям, в том числе достигшим возраста 23 лет, но фактически не обеспеченным жилым помещением, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Таким образом, смена места жительства лица, имеющего право на данную меру социальной поддержки не является основанием для отказа в ее предоставления и одним из существенных обстоятельств для разрешения судами споров, связанных с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на обеспечение специализированным жилым помещением, является правильное разрешение вопроса о месте жительства таких лиц.
Статьей 13 Закона адрес N 61 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в адрес, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в адрес, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации его рождения является адрес;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в адрес;
3) адрес является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились на воспитании в семье (опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом адрес.
Вместе с тем, пункт 2.1.4 Порядка формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N430-ПП в целях реализации Закона адрес N61, (далее - Порядок N430-ПП) предусматривает, что с письменным заявлением о включении в список адрес по форме, утвержденной Правилами N397, обращаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в адрес в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список адрес и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно пункту 2.31 Порядка N430-ПП ДТСЗН адрес в срок не позднее 15 рабочих дней со дня поступления документов, переданных ГБУ Центр "Содействие", рассматривает представленные документы и принимает решение: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список адрес либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список адрес.
Решение о включении в список адрес либо об отказе во включении в список адрес оформляется распоряжением ДТСЗН адрес (далее соответственно - распоряжение о включении в список адрес, распоряжение об отказе во включении в список адрес), копия которого в срок не позднее следующего рабочего дня со дня издания соответствующего распоряжения направляется в электронной форме с использованием информационной системы адрес в ГБУ Центр "Содействие" (п.2.32 Порядка).
Согласно пункту 2.33 Порядка N430-ПП распоряжение об отказе во включении в список адрес издается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ. В распоряжении об отказе во включении в список адрес указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Распоряжение об отказе во включении в список адрес может быть обжаловано в судебном порядке.
Положения статьи 13 Закона адрес N61 и Порядка N430-ПП, не устанавливают дополнительных оснований для принятия органами власти адрес, когда этот субъект Российской Федерации является новым местом жительства лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, включенного в список на получение жилого помещения в другом регионе по прежнему месту жительства, решения об отказе во включении в список по новому месту жительства по сравнению с исчерпывающим перечнем таких оснований, приведенным в пункте 35 Правил N397 со ссылкой на пункт 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Обращаясь в суд с иском и поддерживая его в ходе судебного разбирательства, истец последовательно указывала на то, что с 26 августа 2020 года постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства в адрес в жилом помещении, принадлежащим ее брату по адресу: адрес, другим жилым помещением на адрес, в том числе по месту нахождения на учете в адрес не обеспечена.
Данные обстоятельства ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции опровергнуты не были.
Как следует из материалов дела, на момент обращения истца к ответчику с соответствующим заявлениями в период начиная с августа 2020 г. обстоятельств, с которыми подпункты 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пункт 35 Правил N связывают отказ по во включении в список не имелось. Так, истцу не было предоставлено жилое помещение в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, истцом не утрачены основания предусмотренные статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, гражданство Российской Федерации у истца прекращено не было.
Однако, указанные обстоятельства судом первой инстанции во внимание не приняты, равно как не была принята во внимание правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 23 декабря 2020 года, что привело к принятию решения, не соответствующего положениям ст. 195 ГПК РФ.
Также судебная коллегия отмечает, что в период с 12 ноября 2022 года по март 2023 года истец действительно была зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, однако с 27 марта 2023 года истец вновь зарегистрирована по месту жительства в адрес в жилом помещении по адресу: адрес, дом 9, корпус 1, квартира 187, которое также принадлежит ее брату.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также не применен закон, подлежащий применению, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования Литовской А.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда адрес от 05.10.2021 отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Литовской Анастасии Валерьевны удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 28.01.2021 N 113-р "Об отказе во включении Литовской Анастасии Валерьевны, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений".
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить Литовскую Анастасию Валерьевну, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением на территории адрес на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.