Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГУП "М.Прогресс" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помещений,
УСТАНОВИЛ:
ГУП "М.Прогресс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18, ОКС19, ОКС20, ОКС21, ОКС22, ОКС23, ОКС24, ОКС25, ОКС26, ОКС27, ОКС28, ОКС29, ОКС30, ОКС31, ОКС32, ОКС33, ОКС34, ОКС35, ОКС36, ОКС37, ОКС38, ОКС39, ОКС40, ОКС41, ОКС42, ОКС43, ОКС44, ОКС45, ОКС46, ОКС47, ОКС48, ОКС49, ОКС50, ОКС51, ОКС52, ОКС53.
Определением Московского городского суда от 10 января 2024 года производство по административному делу в части требований об оспаривании кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером ОКС52 прекращено.
В административном исковом заявлении общество просит установить кадастровую стоимость помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Норматив", по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ему на праве хозяйственного ведения принадлежат указанные помещения, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года превышает их рыночную стоимость.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца генеральный директор Донченко А.Л. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные возражения по делу, в которых административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" относительно выводов судебной экспертизы не возражал.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве хозяйственного ведения принадлежат помещения с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, ОКС18, ОКС19, ОКС20, ОКС21, ОКС22, ОКС23, ОКС24, ОКС25, ОКС26, ОКС27, ОКС28, ОКС29, ОКС30, ОКС31, ОКС32, ОКС33, ОКС34, ОКС35, ОКС36, ОКС37, ОКС38, ОКС39, ОКС40, ОКС41, ОКС42, ОКС43, ОКС44, ОКС45, ОКС46, ОКС47, ОКС48, ОКС49, ОКС50, ОКС51, ОКС53.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером ОКС1 по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 713 313 рублей 76 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС2 - в размере 838 671 рубля 61 копейки, помещения с кадастровым номером ОКС3 - в размере 1 266 016 рублей 01 копейки, помещения с кадастровым номером ОКС4 - в размере 2 555 542 рублей 78 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС5 - в размере 2 865 082 рублей 08 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС6 - в размере 3 668 440 рублей 78 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС7 - в размере 2 660 913 рублей 88 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС8 - в размере 4 648 920 рублей 88 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС9 - в размере 29 511 158 рублей 28 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС10 - в размере 44 102 826 рублей 30 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС11 - в размере 83 216 878 рублей 44 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС12 - в размере 119 185 997 рублей 09 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС13 - в размере 1 165 625 720 рублей 69 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС14 - в размере 143 091 860 рублей 50 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС15 - в размере 3 211 335 рублей 97 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС16 - в размере 18 861 666 рублей 81 копейки, помещения с кадастровым номером ОКС17 - в размере 16 035 690 рублей 74 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС18 - в размере 20 044 613 рублей 42 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС19 - в размере 10 683 464 рублей 12 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС20 - в размере 17 169 103 рублей 43 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС21 - в размере 16 749 320 рублей 95 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС22 - в размере 20 443 406 рублей 78 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС23 - в размере 17 295 038 рублей 18 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС24 - в размере 16 707
342 рублей 70 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС25 - в размере 20 317 472 рублей 03 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС26 - в размере 17 378 994 рублей 67 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС27 - в размере 16 035 690 рублей 74 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС28 - в размере 20 506 374 рублей 15 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС29 - в размере 5 031 093 рублей 14 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС30 - в размере 21 849 678 рублей 08 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС31 - в размере 12 740 398 рублей 27 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС32 - в размере 15 762 832 рублей 12 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС33 - в размере 20 212 526 рублей 41 копейки, помещения с кадастровым номером ОКС34 - в размере 16 497 451 рубля 46 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС35 - в размере 17 232 070 рублей 80 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС36 - в размере 20 191 537 рублей 29 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС37 - в размере 16 392 505 рублей 84 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС38 - в размере 17 001 190 рублей 44 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС39 - в размере 16 329 538 рублей 47 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС40 - в размере 17 316 027 рублей 30 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС41 - в размере 9 864 888 рублей 50 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС42 - в размере 4 794 335 рублей 81 копейки, помещения с кадастровым номером ОКС43 - в размере 3 275 142 рублей 98 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС44 - в размере 3 058 115 рублей 44 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС45 - в размере 20 443 406 рублей 78 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС46 - в размере 62 683 156 рублей 04 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС47 - в размере 271 523 989 рублей 44 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС48 - в размере 49 011 595 рублей 56 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС49 - в размере 12 280 949 рублей 62 копеек,
помещения с кадастровым номером ОКС50 - в размере 18 498 114 рублей 44 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС51 - в размере 2 499 156 рублей 14 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС53 - в размере 11 063 298 рублей 31 копейки.
В соответствии с положениями статей 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Согласно подпункту 3 пункта 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.
В такой ситуации и с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога в отношении спорных помещений исходя из их кадастровой стоимости, а результаты определения кадастровой стоимости названных помещений влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости помещений, административный истец 1 ноября 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ГУП "М.Прогресс" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений был представлен отчет, подготовленный ООО "Норматив", в котором рыночная стоимость объектов по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 163 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 194 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 336 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 633 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 714 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 928 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 739 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 1 337 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 11 907 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 18 239 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 27 227 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 40 558 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС12, в размере 344 849 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 49 561 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 915 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС15, в размере 7 867 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС16, в размере 5 905 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС17, в размере 7 382 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС18, в размере 3 934 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС19, в размере 6 323 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС20, в размере 6 168 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС21, в размере 7 529 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС22, в размере 6 369 000 рублей в отношении
помещения с кадастровым номером ОКС23, в размере 6 153 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС24, в размере 7 482 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС25, в размере 6 400 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС26, в размере 5 905 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС27, в размере 7 552 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС28, в размере 2 098 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС29, в размере 6 936 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС30, в размере 4 692 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС31, в размере 5 805 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС32, в размере 7 444 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС33, в размере 6 076 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС34, в размере 6 346 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС35, в размере 7 436 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС36, в размере 6 037 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС37, в размере 6 261 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС38, в размере 6 014 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС39, в размере 6 377 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС40, в размере 4 115 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС41, в размере 2 000 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС42, в размере 1 057 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС43, в размере 987 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС44, в размере 7 529 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС45, в размере 23 642 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС46, в размере 75 902 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС47, в размере 14 402 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС48, в размере
3 076 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС49, в размере 5 888 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС50, в размере 703 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС51, в размере 4 406 000 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС53.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ "БТИ Московской области".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость помещения с кадастровым номером ОКС1 установлена в размере 650 782 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС2 - в размере 762 372 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС3 - в размере 1 265 043 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС4 - в размере 1 839 648 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС5 - в размере 2 057 268 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС6 - в размере 2 619 774 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС7 - в размере 2 096 573 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС8 - в размере 3 608 835 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС9 - в размере 27 155 038 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС10 - в размере 40 149 857 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС11 - в размере 59 682 559 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС12 - в размере 97 040 105 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС13 - в размере 971 211 284 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС14 - в размере 127 077 478 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС15 - в размере 3 199 485 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС16 - в размере 14 540 092 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС17 - в размере 12 755 744 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС18 - в размере 15 454 267 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС19 - в размере 8 995 448 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС20 - в размере 13 527 369 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС21 - в размере 13 242 439 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС22 - в размере 15 718 323 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС23 - в размере 13 612 657 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС24 - в размере 13 213 892 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС25 - в размере 15 635 015 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС26 - в размере 13 122 689 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС27 - в размере 12 245 514 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС28 - в размере 15 129 552 рублей, помещения с кадастровым
номером ОКС29 - в размере 4 666 571 рубля, помещения с кадастровым номером ОКС30 - в размере 16 643 825 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС31 - в размере 10 466 170 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС32 - в размере 12 568 859 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС33 - в размере 15 565 537 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС34 - в размере 13 071 002 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС35 - в размере 13 570 024 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС36 - в размере 15 551 635 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС37 - в размере 12 999 462 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС38 - в размере 13 413 516 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС39 - в размере 12 438 247 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС40 - в размере 13 081 789 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС41 - в размере 8 326 981 рубля, помещения с кадастровым номером ОКС42 - в размере 4 477 079 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС43 - в размере 3 226 015 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС44 - в размере 3 041 296 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС45 - в размере 15 089 590 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС46 - в размере 48 825 260 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС47 - в размере 214 236 147 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС48 - в размере 40 672 629 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС49 - в размере 8 545 681 рубля, помещения с кадастровым номером ОКС50 - в размере 15 705 494 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС51 - в размере 2 223 813 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС53 - в размере 8 211 840 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорного нежилого здания, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Норматив", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что ГУП "М.Прогресс" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 1 ноября 2022 года.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами ОКС16, ОКС17, ОКС18, ОКС19, ОКС20, ОКС21, ОКС22, ОКС23, ОКС24, ОКС25, ОКС26, ОКС27, ОКС28, ОКС29, ОКС30, ОКС31, ОКС32, ОКС33, ОКС34, ОКС35, ОКС36, ОКС37, ОКС38, ОКС39, ОКС40, ОКС41, ОКС43, ОКС44, ОКС45, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, применялась с 1 января 2022 года. Поскольку актом ГБУ "Центр имущественных платежей" от 14 апреля 2022 года утверждена новая кадастровая стоимость спорных объектов, которая применяется к отношениям, возникающим с 4 апреля 2022 года, постольку установленная судом кадастровая стоимость помещений подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 3 апреля 2022 года включительно.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением N *. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
Определенная экспертом рыночная стоимость помещения с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой на 8, 7%, помещения с кадастровым номером ОКС2 - на 9, 09%, помещения с кадастровым номером ОКС3 - на 0, 07%, помещения с кадастровым номером ОКС4 - на 28%, помещения с кадастровым номером ОКС5 - на 28, 1%, помещения с кадастровым номером ОКС6 - на 28, 5%, помещения с кадастровым номером ОКС7 - на 21, 2%, помещения с кадастровым номером ОКС8 - на 22, 3%, помещения с кадастровым номером ОКС9 - на 7, 9%, помещения с кадастровым номером ОКС10 - на 8, 9%, помещения с кадастровым номером ОКС11 - на 28, 2%, помещения с кадастровым номером ОКС12 - на 18, 5%, помещения с кадастровым номером ОКС13 - на 16, 6%, помещения с кадастровым номером ОКС14 - на 11, 1%, помещения с кадастровым номером ОКС15 - на 0, 3%, помещения с кадастровым номером ОКС16 - на 22, 9%, помещения с кадастровым номером ОКС17 - на 20, 4%, помещения с кадастровым номером ОКС18 - на 22, 9%, помещения с кадастровым номером ОКС19 - на 15, 8%, помещения с кадастровым номером ОКС20 - на 21, 2%, помещения с кадастровым номером ОКС21 - на 20, 9%, помещения с кадастровым номером ОКС22 - на 23, 1%, помещения с кадастровым номером ОКС23 - на 21, 2%, помещения с кадастровым номером ОКС24 - 20, 9%, помещения с кадастровым номером ОКС25 - на 23%, помещения с кадастровым номером ОКС26 - на 24, 4%, помещения с кадастровым номером ОКС27 - на 23, 6%, помещения с кадастровым номером ОКС28 - на 26, 2%, помещения с кадастровым номером ОКС29 - на 7, 2%, помещения с кадастровым номером ОКС30 - на 23, 8%, помещения с кадастровым номером ОКС31 - на 17, 8%, помещения с кадастровым номером ОКС32 - на 20, 2%, помещения с кадастровым номером ОКС33 - на 22, 9%, помещения с кадастровым номером ОКС34 - на 20, 7%, помещения с кадастровым номером ОКС35 - на 21, 2%, помещения с кадастровым номером ОКС36 - на 22, 9%, помещения с кадастровым номером ОКС37 - на 20, 6%, помещения с кадастровым номером ОКС38 - на 21, 1%,
помещения с кадастровым номером ОКС39 - на 23, 8%, помещения с кадастровым номером ОКС40 - на 24, 4%, помещения с кадастровым номером ОКС41 - на 15, 5%, помещения с кадастровым номером ОКС42 - на 6, 6%, помещения с кадастровым номером ОКС43 - на 1, 5%, помещения с кадастровым номером ОКС44 - на 0, 5%, помещения с кадастровым номером ОКС45 - на 26, 1%, помещения с кадастровым номером ОКС46 - на 22, 1%, помещения с кадастровым номером ОКС47 - на 21%, помещения с кадастровым номером ОКС48 - на 17%, помещения с кадастровым номером ОКС50 - на 15, 09%, помещения с кадастровым номером ОКС51 - на 11%, помещения с кадастровым номером ОКС53 - на 25, 7%, то есть менее 30%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета вышеназванных помещений ошибках, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в отношении указанных объектов.
Определенная экспертом рыночная стоимость помещения с кадастровым номером ОКС49 отличается от оспариваемой кадастровой на 30, 4%.
Согласно положениям ст. 380 НК РФ и ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в размере в размере 1, 9 процента - в 2022 году; 2, 0 процента - в 2023 году и последующие налоговые периоды.
Таким образом, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС49 налоговая выгода за 2022 год составила СУММА, за 2023 год - СУММА; при этом стоимость проведения экспертизы в отношении названного помещения согласно калькуляции составила СУММА, то есть финансовая выгода по налоговым платежам кратно превысила судебные расходы по проведению судебной экспертизы.
Соответственно, принимая во внимание, что возложение на административного истца бремени несения судебных расходов не повлечет за собой финансового обесценивания судебного решения, суд приходит к выводу о необходимости взыскания расходов по проведению судебной экспертизы в отношении помещения с кадастровым номером ОКС49 с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы.
Также в ходе проведения экспертизы оценивалось помещение с кадастровым номером ОКС52, о т требований о пересмотре кадастровой стоимости которого административный истец отказался, в связи с чем по правилам ст. 113 КАС РФ все судебные расходы в названной части также подлежат возложению на административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 650 782 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС2 - в размере 762 372 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС3 - в размере 1 265 043 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС4 - в размере 1 839 648 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС5 - в размере 2 057 268 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС6 - в размере 2 619 774 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС7 - в размере 2 096 573 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС8 - в размере 3 608 835 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС9 - в размере 27 155 038 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС10 - в размере 40 149 857 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС11 - в размере 59 682 559 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС12 - в размере 97 040 105 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС13 - в размере 971 211 284 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС14 - в размере 127 077 478 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС15 - в размере 3 199 485 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС16 - в размере 14 540 092 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС17 - в размере 12 755 744 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС18 - в размере 15 454 267 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС19 - в размере 8 995 448 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС20 - в размере 13 527 369 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС21 - в размере 13 242 439 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС22 - в размере 15 718 323 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС23 - в размере 13 612 657 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС24 - в размере 13 213 892 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС25 - в размере 15 635 015 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС26 - в размере 13 122 689 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС27 - в размере 12 245 514 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС28 - в
размере 15 129 552 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС29 - в размере 4 666 571 рубля, помещения с кадастровым номером ОКС30 - в размере 16 643 825 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС31 - в размере 10 466 170 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС32 - в размере 12 568 859 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС33 - в размере 15 565 537 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС34 - в размере 13 071 002 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС35 - в размере 13 570 024 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС36 - в размере 15 551 635 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС37 - в размере 12 999 462 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС38 - в размере 13 413 516 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС39 - в размере 12 438 247 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС40 - в размере 13 081 789 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС41 - в размере 8 326 981 рубля, помещения с кадастровым номером ОКС42 - в размере 4 477 079 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС43 - в размере 3 226 015 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС44 - в размере 3 041 296 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС45 - в размере 15 089 590 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС46 - в размере 48 825 260 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС47 - в размере 214 236 147 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС48 - в размере 40 672 629 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС49 - в размере 8 545 681 рубля, помещения с кадастровым номером ОКС50 - в размере 15 705 494 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС51 - в размере 2 223 813 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС53 - в размере 8 211 840 рублей.
Установленная судом кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами ОКС16, ОКС17, ОКС18, ОКС19, ОКС20, ОКС21, ОКС22, ОКС23, ОКС24, ОКС25, ОКС26, ОКС27, ОКС28, ОКС29, ОКС30, ОКС31, ОКС32, ОКС33, ОКС34, ОКС35, ОКС36, ОКС37, ОКС38, ОКС39, ОКС40, ОКС41, ОКС43, ОКС44, ОКС45 подлежит применению с 1 января 2022 года по 3 апреля 2022 года включительно.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 1 ноября 2022 года.
Взыскать с ГУП "М.Прогресс" (ИНН) в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА (получатель:).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.