Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "ИнтелСистемСтрой" об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИнтелСистемСтрой" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4.
В административном исковом заявлении ООО "ИнтелСистемСтрой" просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Первое бюро оценки и экспертизы", по состоянию на 1 января 2021 года в размере 48 388 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 30 744 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 37 389 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 2 679 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ООО "ИнтелСистемСтрой" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4.
Кадастровая стоимость помещений по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 71 958 029 рублей 31 копейки в отношении помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 72 466 430 рублей 56 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 51 281 252 рублей 10 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 4 651 166 рублей 83 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ОКС4.
Поскольку административный истец является собственником нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права заявителей как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца Умнова А.Д. заявленные требования поддержала, представила возражения относительно выводов судебной экспертизы.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные возражения по делу, в которых административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО "ИнтелСистемСтрой" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС3 и долевым собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС4, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости. Сособственниками собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС4 являются заинтересованные лица Борисенко И.А, Островская Н.Н.; предыдущим собственником нежилых помещений также являлся Пивоваров А.О.
В отношении названных объектов недвижимого имущества утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 71 958 029 рублей 31 копейки в отношении помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 72 466 430 рублей 56 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 51 281 252 рублей 10 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 4 651 166 рублей 83 копеек в отношении помещения с кадастровым номером ОКС4, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец ООО "ИнтелСистемСтрой" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении принадлежащих ему помещений уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "ИнтелСистемСтрой" как плательщика налогов.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 27 июня 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "ИнтелСистемСтрой" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений представило в суд отчет, подготовленный ООО "Первое бюро оценки и экспертизы", в котором по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость определена в размере 48 388 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 30 744 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 37 389 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 2 679 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФ центр судебной экспертизы при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 по состоянию на 1 января 2021 года составляет 77 210 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 - 67 276 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 - 59 091 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 - 4 446 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Первое бюро оценки и экспертизы", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости нежилых помещений. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Вместе с тем представителем административного истца выражено несогласие с заключением эксперта, в обоснование чего представлены письменные возражения. В ответ на возражения административных истцов экспертом С.Д.Г. представлены письменные пояснения, в которых экспертом даны ответы на дополнительно поставленные перед ним вопросы.
Эксперт пояснил, что провел полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, были подобраны максимально схожие с объектами исследования аналоги по ряду ценообразующих факторов, применены все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов.
Между тем эксперт указал, что в связи с технической ошибкой сведения об объекте-аналоге N 1 при расчете рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 были приведены из объявления с датой предложения после даты оценки. В указанной ситуации экспертом была уточнена актуальная информация об объекте-аналоге N 1 с датой предложения на дату оценки и проведен дополнительный расчет рыночной стоимости нежилого помещения. По результатам дополнительно проведенного расчета рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 определена в размере 79 691 000 рублей.
Экспертом даны ответы и на иные поставленные перед ним вопросы. Указанные пояснения эксперта являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется.
Все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающими правами на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется, в связи с чем отсутствуют и основания для назначения по делу повторной экспертизы, о чем было заявлено представителем административного истца. Напротив, суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы административного ответчика Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "ИнтелСистемСтрой" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2021 года.
Между тем, учитывая, что определенная экспертом с учетом дополнительно проеденного расчета рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3 превышает их кадастровую стоимость, а также принимая во внимание, что исходя из общих принципов действующего законодательства правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях защиты его прав, не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанных нежилых помещений отвечает интересам заявителя, в то время как установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей первоначальную кадастровую стоимость, нарушит права административного истца. В такой ситуации суд отказывает административному истцу в удовлетворении требований о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 27 июня 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением N *. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
Определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 отличается от оспариваемой кадастровой стоимости на 4, 4%, что находится в пределах допустимых отклонений.
В такой ситуации, учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости; а в удовлетворении требований о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3 административному истцу отказано, в связи с чем решение в указанной части нельзя считать постановленным в пользу заявителя, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в сумме СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 4 446 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 июня 2022 года.
В удовлетворении требований ООО "ИнтелСистемСтрой" о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3 отказать.
Взыскать с ООО "ИнтелСистемСтрой" (ИНН) в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в сумме СУММА (получатель:).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 9 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.