Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Зодчий-Инвест" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Зодчий-Инвест" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:08:0003004:2088; 77:08:0003004:2087; 77:08:0003004:2082; 77:08:0003004:2083; 77:08:0003004:2086; 77:08:0003004:2084; 77:08:0003004:2085; 77:08:0003004:2120.
В административном исковом заявлении ООО "Зодчий-Инвест" просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ИП фио, по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2088; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2087; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2082; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2083; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2086; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2084; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2085; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2120.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:08:0003004:2088; 77:08:0003004:2087; 77:08:0003004:2082; 77:08:0003004:2083; 77:08:0003004:2086; 77:08:0003004:2084; 77:08:0003004:2085; 77:08:0003004:2120, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2088; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2087; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2082; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2083; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2086; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2084; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2085; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2120.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества адрес представил возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители иных лиц в суд не явились, извещались о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ООО "Зодчий-Инвест" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:08:0003004:2088; 77:08:0003004:2087; 77:08:0003004:2082; 77:08:0003004:2083; 77:08:0003004:2086; 77:08:0003004:2084; 77:08:0003004:2085; 77:08:0003004:2120, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года установлена в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2088; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2087; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2082; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2083; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2086; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2084; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2085; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2120, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых помещений уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "Зодчий-Инвест", как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 11 апреля 2023 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Зодчий-Инвест" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений представило в суд отчет, подготовленный по заданию заявителя ИП фио, в котором по состоянию на 01 января 2021 года рыночная стоимость определена в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2088; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2087; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2082; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2083; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2086; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2084; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2085; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2120.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 01 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2088 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2087 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2082 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2083 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2086 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2084 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2085 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2120 составляет сумма
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ИП фио, и достоверности определенной в нем рыночной стоимости нежилых помещений. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ИП фио, а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что по состоянию на 01 января 2021 г. кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:08:0003004:2088; 77:08:0003004:2087; 77:08:0003004:2082; 77:08:0003004:2083; 77:08:0003004:2086; 77:08:0003004:2084; 77:08:0003004:2085; 77:08:0003004:2120 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд -11 апреля 2023 г.
ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ все понесенные по делу судебные расходы присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
В свою очередь сведений о том, что при проведении кадастровой оценки были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки, в материалы дела не представлено. Напротив, определенная экспертами рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2088 отличается от оспариваемой кадастровой на 3, 1%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2087 отличается от оспариваемой кадастровой на 6, 5%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2082 отличается от оспариваемой кадастровой на 4, 5%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2083 отличается от оспариваемой кадастровой на 4, 3%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2086 отличается от оспариваемой кадастровой на 4, 5%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2084 отличается от оспариваемой кадастровой на 4, 3%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2085 отличается от оспариваемой кадастровой на 4, 8%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2120 отличается от оспариваемой кадастровой на 6, 5%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, понесенные по делу судебные расходы на проведение судебной экспертизы подлежат возложению на административного истца. Таким образом суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца расходов по проведению судебной экспертизы в размере сумма.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2088, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2087, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2082, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2083, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2086, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2084, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2085, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0003004:2120, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 апреля 2023 года.
Взыскать с ООО "Зодчий-Инвест" в пользу ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма (получатель - УФК по адрес (ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, л/сч - 20736Ц37040), ИНН - 7704055136, КПП - 770901001, р/сч - 03214643000000017300 в ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО фио адрес, БИК - 004525988, КБК - 00000000000000000130, ОКТМО - 45375000, к/сч 40102810545370000003 наименование платежа "экспертиза N 03856/37-4-23", а также фамилия лица или наименование организации, произведших оплату).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.