Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Жураева У.У. на постановление судьи Хорошевского районного суда адрес от 06 марта 2023 года, которым гражданин адрес ... Умиджон Улугбекович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 18.10 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
05 марта 2023 года должностным лицом ОМК ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес в отношении гражданина адрес... Умиджона Улугбековича составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 18.10 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Хорошевский районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данный судебный акт в Московский городской суд обжалует Жураев У.У. по доводам поданной жалобы, согласно которым, при назначении административного наказания судьей районного суда не учтено наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, к которым относятся постановка на миграционный учет, наличие патента, оплаченного авансовыми платежами, привлечение к административной ответственности впервые.
В судебное заседание Московского городского суда Жураев У.У, будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращался, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению жалобы в его отсутствие не имеется.
Проверив материалы дела, изучив указанные доводы жалобы, имеются основания для изменения оспариваемого постановления судьи районного суда в силу следующего.
На основании ч.1 ст.18.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В порядке ч.2 ст.18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влечёт назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от 5 000 до сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 10.40 час. 05 марта 2023 года на объекте строительства жилого комплекса по адресу: адрес, в результате проверки соблюдений требований миграционного законодательства сотрудниками ОМК ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес выявлен гражданин адрес.., который в нарушение требований п.4 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществлял трудовую деятельность в качестве вентиляционщика без разрешения на работу или патента на право осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, в связи с чем действия данного лица квалифицированы по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактические обстоятельства совершения Жураевым У.У. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, рапортом должностного лица ОМК ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес по обстоятельствам выявления правонарушения по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ в действиях гражданина адрес... ; фототаблицей, на которой зафиксирован гражданин адрес... в рабочей одежде на строительном объекте по вышеназванному адресу выполняющим обязанности вентиляционщика; сведениями АС ЦБДУИГ ГУ МВД России по адрес; копиями паспорта выявленного иностранного гражданина и миграционной карты; письменными объяснениями Жураева У.У, из которых следует, что с 03 марта 2023 года он осуществляет трудовую деятельность в качестве вентиляционщика ООО "СК Кронос" на строительном объекте по адресу: адрес, по устной договоренности с представителем работодателя, без оформления трудового договора, с заработной платой сумма в день, в его обязанности входит устройство системы вентиляции воздуха на минус первом уровне подземного паркинга жилого комплекса, подписанных им собственноручно на русском языке без возражений и замечаний; протоколом об административном правонарушении от 05 марта 2023 года в отношении Жураева У.У, в котором подробно изложено событие совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, протокол составлен в присутствии заявителя, с протоколом он ознакомлен, с ним согласился, копию его для сведения получил на руки, права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Указанные доказательства судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
Наличие у сотрудников полиции властных полномочий по отношению к иностранным гражданам, призванным соблюдать требования Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.
Как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде, заявителю неоднократно разъяснялись положения ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе, право пользоваться помощью защитника и переводчика, в чем заявитель собственноручно расписался, указав на то, что в услугах переводчика и адвоката он не нуждается, русским языком владеет, при этом отдельных ходатайств о предоставлении переводчика и защитника им заявлено не было, оформлял патент на осуществление трудовой деятельности, выдача которого предполагает сдачу экзамена на знание русского языка, объяснения по обстоятельствам дела в суде первой инстанции он давал на русском языке, участвовал в исследовании доказательств, пользовался иными процессуальными правами, доводы жалобы в Московский городской суд изложены и подписаны на русском языке, что не позволяет усомниться во владении им языком, на котором ведется судопроизводство, в той степени, которая необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, совершаемых в рамках возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения Жураевым У.У. вменяемого административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, его действия правильно квалифицированы по части 2 статьи 18.10 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выяснение вопроса о том, кто является работодателем, в интересах которого заявитель осуществлял трудовую деятельность, существенного правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, так как для разрешения данного дела имеет значение сам факт осуществления заявителем трудовой деятельности без оформленного в установленном порядке патента либо разрешения, который при рассмотрении настоящего дела был с очевидностью установлен.
Исходя из анализа п. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ч.4 ст. 227.1 НК РФ, патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев, срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, в ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, который уплачивается налогоплательщиком по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика до дня начала срока, на который выдается патент, либо до начала срока, на который продлевается срок действия патента.
Следовательно, авансовый платеж при первоначальном получении патента должен быть уплачен до дня его выдачи, а последующие платежи для продления патента должны быть уплачены до дня окончания срока действия патента и только при таких обстоятельствах он считается продленным.
В данном случае из материалов рассматриваемого дела, предоставленных по запросу судьи Московского городского суда сведений АС ЦБДУИГ, трудовой миграции, усматривается, что 26 декабря 2023 года на имя гражданина адрес... оформлен патент на осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве серии 77 N2205431900, заявителем осуществлялась оплата налога на доходы физического лица в сумме по сумма 28 декабря 2022 года, в размере сумма 28 января 2023 года, 28 февраля 2023 года в сумме сумма, 01 марта 2023 года - в сумме сумма, что указывает на нарушение срока оплаты ежемесячных фиксированных авансовых платежей, и не опровергает наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, а также принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания по делу распределено верно.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В постановлении от 14 февраля 2013 года N4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 17 февраля 2016 года N 5-П и др.).
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
Учитывая изложенную в упомянутом постановлении Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, конкретные обстоятельства настоящего дела, личность Жураева У.У, ранее к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства Российской Федерации не привлекавшегося, признавшего свою вину и раскаявшегося в содеянном, наличие патента на осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, сведения о котором внесены в АС ЦБДУИГ, ежемесячную оплату налога на доходы физического лица, трудоустроенность, оспариваемое постановление судьи районного суда подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Хорошевского районного суда адрес от 06 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес... Умиджона Улугбековича изменить, исключить указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда с адрес.
В остальной части данное постановление судьи районного суда оставить без изменения, жалобу Жураева У.У. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.