Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" на решение Онежского городского суда Архангельской области от 17 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 июня 2023 года по административному делу N 2а-168/2023 по административному исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район", выразившегося в непринятии мер по организации бесплатной, отвечающей установленным требованиям безопасности жизни и здоровья детей, перевозки обучающихся к месту их обучения и обратно, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения прокурора Поповой Е.В, просившей об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Онежский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район", выразившегося в непринятии мер по организации бесплатной, отвечающей установленным требованиям безопасности жизни и здоровья детей, перевозки обучающихся, проживающих на улицах Дальняя, Совхозная, переулках Ягодный. Луговой и Огородный микрорайона "Дальний" городского поселения "Онежское" Онежского муниципального района Архангельской области до муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя школа N 4 имени Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина" и муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Онеги" и обратно, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать бесплатную перевозку обучающихся до муниципальных образовательных организаций и обратно с периодичностью, позволяющей получать бесплатное образование по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В обоснование административного иска указано на результаты проведенной прокуратурой проверки соблюдения органом местного самоуправления требований законодательства об образовании, в ходе которой выявлено бездействие администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район", ненадлежащим образом исполняющей полномочия по организации перевозок детей до образовательных учреждений. Общее число детей школьного возраста, проживающих на территории микрорайона "Дальний" городского поселения "Онежское" Онежского муниципального района Архангельской области, - более 20 человек. Имеется потребность в организации бесплатного подвоза этих учащихся до образовательных учреждений. Бездействие административного ответчика нарушает права "данные изъяты" на получение образования, охрану жизни и здоровья.
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 17 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 июня 2023 года, административный иск удовлетворен.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, при проверке соблюдения администрацией муниципального образования "Онежский муниципальный район" требований федерального законодательства Онежской межрайонной прокуратурой выявлено несоблюдение положений пункта 2.1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28. определяющих расстояние от ближайших организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, до жилых зданий, расположенных на территории микрорайона "Дальний" городского поселения "Онежское" Онежского муниципального района Архангельской области.
По результатам проведенной проверки администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 23 ноября 2022 года N 7-10-2022.
По итогам рассмотрения названного представления глава муниципального образования "Онежский муниципальный район" письмом от 28 ноября 2022 года N 8281 сообщил об отсутствии оснований для организации бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно обучающихся в муниципальных образовательных организациях школьников, проживающих в городском поселении "Онежское" Онежского муниципального района Архангельской области.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 годаN 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", одним из принципов, на которых основываются государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
При этом частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируется, в том числе, общедоступность образования.
На основании пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного. начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения муниципального района пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В пункте 4 части 2 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в качестве мер социальной поддержки и стимулирования, предоставляемых обучающимся, названо транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 названного федерального закона.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 данной статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях. реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями. входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению детей установлены Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 (далее по тексту -также СП 2.4.3648-20).
Согласно пункту 2.1.2 СП 2.4.3648-20 расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м. для сельских поселений - до 1 км.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что перечисленные в административном исковом заявлении улицы и переулки, расстояние от расположенных на которых жилых зданий до организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, не соответствует требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20. расположены в микрорайоне "Дальний" городского поселения "Онежское" Онежского муниципального района Архангельской области.
В то же время доводы подателя жалобы о том, что данное обстоятельство свидетельствует о необоснованности предъявленных Онежским межрайонным прокурором требований, правильно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 5 июля 2017 года N 18-П, гарантии доступности права каждого на образование предполагают, в том числе, физическую доступность образования, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
При этом территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района или городского округа в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.
Представленными суду материалами подтверждается, что застройка микрорайона "Дальний" городского поселения "Онежское" Онежского муниципального района Архангельской области осуществлялась, в том числе, в рамках реализации мероприятий областного закона от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан", предусматривающего предоставление земельных участков многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также мероприятий адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп.
В соответствии с Перечнем территорий, закрепленных за муниципальными образовательными организациями Онежского района, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" от 15 марта 2022 года N 305, территория микрорайона "Дальний" городского поселения "Онежское" Онежского муниципального района Архангельской области закреплена за муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя школа N 4 имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шаболина". Также проживающие на этой территории "данные изъяты" обучаются в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 1 города Онеги". Эти образовательные организации от данной территории расположены на расстоянии, превышающем 1 км.
В то же время дорожная инфраструктура микрорайона "Дальний" городского поселения "Онежское" Онежского муниципального района Архангельской области находится в стадии формирования, регулярное транспортное обслуживание населения, проживающего на этой территории, не организовано, муниципальный контракт на оказание услуг по перевозке граждан общественным транспортом по муниципальному маршруту, включающему указанные в административном иске улицы, не заключен. Согласно сведениям, предоставленным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Онежскому району, до муниципальных образовательных организаций и обратно обучающиеся, проживающие на данной территории, следуют пешком через территорию бывшего аэродрома либо по обочине неосвещенной грунтовой дороги, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и значительно повышает риск дорожно-транспортных происшествий с участием "данные изъяты".
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 22 декабря 2022 года удовлетворен административный иск Онежского межрайонного прокурора о возложении на администрацию муниципального образования "Онежский муниципальный район" обязанности в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу привести автодороги местного значения данного микрорайона города в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст; на дату рассмотрения дела этот судебный акт не исполнен.
Принимая во внимание выявленную в рамках проведенной прокуратурой проверки и не опровергнутую административным ответчиком затрудненность возможности реализации обучающимися, проживающими на указанной административным истцом территории, конституционного права на получение общедоступного основного общего образования, судебная коллегия соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что данное обстоятельство свидетельствует об объективной необходимости создания таким обучающимся дополнительных гарантий физической доступности образования.
При этом в условиях отсутствия представленных административным ответчиком доказательств достаточно организованной общей транспортной доступности на соответствующей территории, в конкретном муниципальной образовании такие дополнительные гарантии могут быть созданы посредством организации бесплатной перевозки обучающихся, проживающих на соответствующей части данного муниципального образования.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Онежского городского суда Архангельской области от 17 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 июня 2023 года по административному исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район", выразившегося в непринятии мер по организации бесплатной, отвечающей установленным требованиям безопасности жизни и здоровья детей, перевозки обучающихся к месту их обучения и обратно, возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Решение Онежского городского суда Архангельской области от 17 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 июня 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.