Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-348/2023 по иску Блохина Дмитрия Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Блохина Дмитрия Владимировича на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Блохин Д.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ОСФР), в котором просил признать незаконным и отменить решение ответчика N 230000001352/6181/23 от 27 января 2023 г, обязать ответчика включить периоды его работы в районах Крайнего Севера с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в должности администратора МАУ "Пуровская районная спортивная школа олимпийского резерва" в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить ему страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением - с 20 сентября 2022 г. (л.д. 8-10).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что решением ответчика N 230000001352/6181/23 от 27 января 2023 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и не достижением возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. При этом ответчиком в страховой стаж не включен период его работы в районах Крайнего Севера с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2021 г. право на получение страховой пенсии досрочно дополнительно к назначенной пенсии за выслугу лет признано отсутствующим. С 1 января 2019 г. увеличивается срок выхода на пенсию - не ранее, чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. В период, предусмотренный частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. он достиг возраста 55 лет, при наступлении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, у него по состоянию на 23 июня 2020 г. (первичное обращение) возникло право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Блохина Д.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Блохин Д.В. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
От ОСФР поступили возражения на кассационную жалобу, в которых представитель ответчика просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, 20 сентября 2022 г. истец Блохин Д.В, достигнув возраста "данные изъяты" лет, обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 6 статьи 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением ОСФР N 220000058043/90020/22 от 7 ноября 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и не достижением возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
20 января 2023 г. истец вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР N 230000001352/6181/23 от 27 января 2023 г. истцу повторно отказано по тем же основаниям.
В решениях указывается, что в страховой стаж истца и работы в районах Крайнего Севера включены следующие периоды: с 28 июля 1986 г. по 31 августа 1986 г. - работа в районах Крайнего Севера 0/1/4, с 25 июня 1992 г. по 10 февраля 1993 г. - работа в районах Крайнего Севера 0/7/16, с 23 февраля 1993 г. по 17 октября 1994 г. - работа в районах Крайнего Севера 1/7/25, с 18 октября 1994 г. по 27 октября 1994 г. - работа в районах Крайнего Севера 0/0/10, с 17 июля 2009 г. по 31 декабря 2018 г. - работа в районах Крайнего Севера 9/5/15, с 1 января 2019 г. по 15 мая 2021 г. - работа в районах Крайнего Севера 2/4/15, с 17 мая 2021 г. по 17 октября 2021 г. - работа в районах Крайнего Севера 0/5/1, с 21 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. - работа в районах Крайнего Севера 0/2/11.
Не засчитаны периоды: с 1 сентября 1982 г. по 17 июня 1986 г, с 1 сентября 1986 г. по 24 июня 1992 г, с 28 октября 1994 г. по 21 марта 2008 г.
Стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 10 месяцев 07 дней, страховой стаж - 14 лет 10 месяцев 07 дней, право на пенсию наступит 5 декабря 2029 г. при достижении возраста 65 лет.
Как следует из трудовой книжки истца Блохина Д.В, истец проходил срочную военную службу и осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера в следующие периоды:
- с 1 июля 1984 г. по 17 июня 1986 г. - служба в рядах советской армии;
- с 28 июля 1986 г. по 27 ноября 1990 г. - работа плотником в районах Крайнего Севера в Пуровской геофизической экспедиции;
- с 26 ноября 1990 г. по 23 июля 1991 г. - плотником в районах Крайнего Севера в МУ "Современник";
- с 25 июля 1991 г. по 23 октября 1991 г. - исполняющим обязанности заместителя начальника экспедиции в районах Крайнего Севера в Тарко-Салинской геофизической экспедиции;
- с 28 октября 1991 г. по 10 февраля 1993 г. - заместителем директора по строительству и плотником в районах Крайнего Севера Фирма "Современник";
- с 23 февраля 1993 г. по 17 октября 1994 г. - в районах Крайнего Севера в ТОО фирама "Рута";
- с 18 октября 1994 г. по 27 октября 1994 г. - в районах Крайнего Севера в Пурнефтегазгеология Тарко-Салинская центральная база производственного обслуживания;
- с 28 октября 1994 г. по 21 марта 2008 г. - служба в органах внутренних дел МО Пуровский район (РКС);
- с 28 января 2014 г. по настоящее время - в районах Крайнего Севера в МАУ "Пуровская районная спортивная школа олимпийского резерва".
Вступившим в законную силу решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2021 г. установлено, что истец с 22 марта 2008 г. является получателем страховой пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в связи с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Истцу для назначения пенсии по выслуге лет ответчиком были включены периоды его обучения в Тюменском инженерно-строительном институте с 1 сентября 1982 г. по 17 июня 1986 г, с 1 сентября 1986 г. по 24 июня 1992 г. и службы в Вооруженных силах РФ с 1 июля 1984 г. по 17 июня 1986 г, как и период его службы в органах внутренних дел с 28 октября 1994 г. по 21 марта 2008 г.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения ответчика N 230000001352/6181/23 от 27 января 2023 г, включении периода работы истца в районах Крайнего Севера с 1 января 2022 г..по 31 декабря 2022 г..в должности администратора МАУ "Пуровская районная спортивная школа олимпийского резерва" в страховой стаж, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 6 статьи 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статей 8, 13, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г..N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", а также разъяснениями, данными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г, исходил из того, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсию по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом, при этом учтенными считаются все
периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным законом. Спорный период работы с 1 января 2022 г..по 31 декабря 2022 г..в должности администратора МАУ "Пуровская районная спортивная школа олимпийского резерва" включен ответчиком в специальный и страховой стаж истца. С учетом данного периода на 31 декабря 2022 г..страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера истца составляет 15 лет 10 месяцев 7 дней при требуемой продолжительности страхового стажа 25 лет. Совокупность условий, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости истцу по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", у истца отсутствует, в связи с чем пришел к выводу, что ответчиком правомерно отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости на дату обращения 20 сентября 2022 г..
Доводы представителя истца о том, что для назначения страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" достаточно 15 лет страхового стажа, определённого частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд признал основанными на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, учитывая, что истец претендует на назначение досрочной страховой пенсии по старости по иному основанию.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судом правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что судами неправильно применено положение пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не согласен с выводами судов о том, что при назначении пенсии по линии силового ведомства за период прохождения службы с 28 октября 1994 г. по 21 марта 2008 г. страховой стаж уже учитывался, поскольку доказательств этому материалы дела не содержат. По мнению заявителя, проверка и оценка юридически значимого обстоятельства по делу - наличие у него страхового стажа 25 лет, являющегося одним из условий для назначения пенсии, не производились, выводы суда об этом обстоятельстве в судебных постановлениях отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I), и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ).
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ статья 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 этого Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ, как следует из части 1 статьи 4 данного Закона, вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 25 июля 2008 г. При этом частью 2 этой же нормы предусмотрено распространение положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшим до 1 января 2015 г, было предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, поскольку положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 г, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы, и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в редакции, действующей на момент назначения истцу пенсии за выслугу лет (22 марта 2008 г.), предусмотрено, что в выслугу лет засчитывается служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, возможно засчитывать в выслугу лет время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с этой даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (часть 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии (20 января 2023 г.), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Учитывая, что принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Из приведенных нормативных положений следует, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" старости (за исключением ее базовой части), мужчина, которому назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, должен иметь стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, страховой стаж - не менее 25 лет, при этом в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Проверка материалов дела показывает, что выводы судов об отсутствии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" соответствуют вышеприведенному правовому регулированию об особенностях расчета продолжительности страхового стажа.
Вопреки доводам кассационной жалобы, периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии истца за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, установлены вступившим в законную силу решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 февраля 2021 г. по иску Блохина Д.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тарко-Сале и в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на назначение пенсии на основании справки УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 июля 2020 г. N 484 (с 1 сентября 1982 г. по 17 июня 1986 г, с 1 сентября 1986 г. по 24 июня 1992 г, с 28 октября 1994 г. по 21 марта 2008 г, из которых первые два периода истец обучался в Тюменском инженерно-строительном институте) (решение суда л.д. 13-16).
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Оснований для повторного включения ранее учтенных при назначении пенсии по выслуге лет периодов службы и обучения в институте в страховой стаж не имеется.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Блохина Дмитрия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.