Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-710/2023 по иску первого заместителя прокурора Челябинской области в интересах Галиуллиной Гульнары Энсаровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании права на получение компенсации, возложении обязанности выплатить компенсацию и по иску Галиуллиной Гульнары Энсаровны о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области суммы за приобретенные средства реабилитации, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Советского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Абдуллиной Д.Ф, поддержавшей доводы жалобы, прокурора пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Таскаевой А.А, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Галиуллиной Г.Э. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) о признании права Галиуллиной Г.Э. на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, возложении обязанности выплатить Галиуллиной Г.Э. компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР), являющимся аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет, по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Галиуллина Г.Э. также обратилась в суд с иском к ОСФР по Челябинской области о взыскании компенсации за приобретение технических средств реабилитации по двум чекам в сумме 2 187 руб. 90 коп, по двум утраченным чекам (сумма не указана), а также по выпискам из магазина "Лента" в сумме 329 руб. 66 коп. и 659 руб. 34 коп.
В обоснование заявленных требований указала, что Галиуллина Г.Э. являлась опекуном своей недееспособной матери "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения (постановление об установлении опеки от 23 декабря 2016 года N 16157-П), умершей "данные изъяты" года, являвшейся инвалидом "данные изъяты" группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации на ответчика возложена обязанность по обеспечению "данные изъяты" техническими средствами реабилитации, рекомендованными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 11 января 2019 года, в том числе подгузниками для взрослых размер "L". Возложенные на него обязанности ответчик исполнял недобросовестно, несвоевременно, в связи с чем указанные средства реабилитации истцом приобретались самостоятельно. Галиуллина Г.Э. от имени матери обратилась к ответчику 19 января 2022 года с заявлением о выплате компенсации с приложением документов, подтверждающими расходы на сумму 2 187 руб. 90 коп. После подачи заявления "данные изъяты" умерла "данные изъяты" года. Решение о выплате компенсации ответчиком до настоящего времени не принято, компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации не выплачена.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2023 года, исковые требования первого заместителя прокурора Челябинской области в интересах Галиуллиной Г.Э. к ОСФР по Челябинской области о признании права на получение компенсации, возложении обязанности выплатить компенсацию удовлетворены: за Галиуллиной Г.Э. признано право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации по заявлению, поданному в интересах "данные изъяты" 19 января 2022 года в филиал N 4 Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; на ответчика возложена обязанность выплатить Галиуллиной Г.Э. компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации согласно представленным кассовым чекам на сумму 2 187 руб. 90 коп, но не более стоимости однородного технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с ИПР инвалида "данные изъяты", являющимся аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет, по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В удовлетворении исковых требований Галиуллиной Г.Э. о взыскании с ОСФР по Челябинской области суммы за приобретенные средства реабилитации, судебных расходов отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 августа 2023 года, решение Советского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2023 года изменено в части размера взысканной компенсации стоимости приобретенного технического средства реабилитации: на ОСФР по Челябинской области возложена обязанность выплатить Галиуллиной Г.Э. компенсацию стоимости приобретенного технического средства реабилитации в размере 2 142 руб. 90 коп.; исключено из резолютивной части решения суда указание на обязанность выплаты не более стоимости однородного технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с ИПР инвалида "данные изъяты", являющимся аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет, по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Челябинской области просит оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Галиуллина Г.Э, третье лицо Галиуллин А.Ф, представитель Министерства социальных отношений Челябинской области, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и их представителей.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "данные изъяты", являлась инвалидом, имела право на получение технических средств реабилитации.
23 декабря 2016 года постановлением Администрации г. Магнитогорска Челябинской области N 16157-П над недееспособной "данные изъяты" установлена опека, опекуном назначена дочь "данные изъяты" Опекуну разрешено осуществлять сделки с имуществом недееспособной "данные изъяты" при наличии согласия органа опеки и попечительства.
В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида N 7.27.74/2019 "данные изъяты" нуждалась в технических средствах реабилитации (подгузники для взрослых, размер "L" с полным влагопоглащением не менее 1450 г. по 3 шт. в сутки).
19 января 2022 года Галлиулина Г.Э. обратилась заявлением в Филиал N 4 Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о компенсации понесенных расходов, связанных с приобретением технического средства (ТСР) реабилитации (подгузников).
"данные изъяты" года "данные изъяты" умерла, в связи с чем заявление о компенсации расходов на приобретение ТСР не рассмотрено.
В связи с невыплатой компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (подгузники), а также в связи с неисполнением государственным органом законодательства по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации Галиуллина Г.Э. обратилась с жалобой в генеральную прокуратуру Челябинской области.
26 июля 2022 года прокуратурой Челябинской области в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации.
30 августа 2022 года Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в ответ на представление прокуратуры направил сообщение, в котором указал, что основания для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации Галиуллиной Г.Э. отсутствуют, так как "данные изъяты" умерла до принятия Отделением решения о выплате компенсации, право на получение компенсации неразрывно связано с личностью получателя и в случае смерти лица, имеющего право на получение такой компенсации, не может перейти к другому.
Из ответа Челябинской областной нотариальной палаты следует, что по сведениям Единой информационной системы нотариата после смерти "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, умершей "данные изъяты" года наследственное дело не открывалось.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 об утверждении Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, приказа Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н, которым утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, представленными в материалы дела доказательствами и удовлетворяя исковые требования указал, что право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации возникло у истца с момента их приобретения независимо от обращения в уполномоченный орган.
Ссылаясь на Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая Порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н, суд первой инстанции указал, что в материалы дела представлены документы - кассовые чеки, подтверждающие самостоятельное приобретение ТСР, в общей сумме 2 187 руб. 90 коп, которая и должна быть компенсирована ответчиком.
Суд первой инстанции также обратил внимание, что доводы Галиуллиной Г.Э. о передаче в адрес Отделения Фонда социального страхования 4-х чеков на приобретение подгузников не нашли своего подтверждения.
Требование Галиуллиной Г.Э. о взыскании денежной суммы за подгузники для взрослых 365 дней "Medium" в количестве 3 шт. стоимостью 329 руб. 66 коп, 659 руб. 34 коп, приобретенные мужем истца в магазине "Лента" 12 января 2022 года, суд счел не подлежащими удовлетворению в виду того, что представленная распечатка сведений из магазина "Лента" не может быть признана документом, подтверждающим расходы на приобретение подгузников, под которым понимается документ, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что компенсация стоимости приобретенного технического средства реабилитации подлежит выплате истцу Галиуллиной Г.Э, которая является наследником умершей "данные изъяты", проживала совместно с матерью до её смерти, фактически приняла наследство и право на получение указанной компенсации наследодателем было реализовано еще при жизни.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части размера взысканной компенсации стоимости приобретенного технического средства реабилитации.
Суд апелляционной инстанции, также руководствуясь пунктами 2, 3, 4, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н, указал, что в подтверждение расходов истца прокурором представлены кассовые чеки, подтверждающие самостоятельное приобретение ТСР, на общую сумму 2 187 руб. 90 руб.
Между тем, исходя из государственного контракта от 26 апреля 2021 года N 287 (приложение N 2) следует, что цена за единицу подгузника для взрослых размер L (объем талии/бедер до 150 см.) с полным влагопоглощением не менее 1450 г. составляет 23, 81 руб, следовательно, исходя из приобретенного количества подгузников 90 шт, их общая стоимость составит сумму в размере 2 142 руб. 90 коп. (23, 81 руб. х 90 шт.).
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой ОСФР по Челябинской области, ссылаясь на нормы законодательства и обстоятельства дела указывает, что реализация права на получение той или иной государственной услуги у заявителя возникает только после принятия уполномоченным органом соответствующего положительного решения о ее предоставлении, а в случае с "данные изъяты", решение о предоставлении государственной услуги в виде выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные TCP на момент ее смерти уполномоченным органом принято не было, следовательно, реализация права на получение компенсации могла возникнуть только с момента принятия решения о назначении выплаты такой компенсации уполномоченным органом после рассмотрения правоустанавливающих документов. Полагает, что наследники умершего не являются субъектами конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению, права на материальное обеспечение, предусмотренное в рамках данного правоотношения, они не имеют, природа и содержание прав наследников носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм, начисленных ему к выплате, но не полученных им при жизни, на день открытия наследства инвалида "данные изъяты", то есть на дату ее смерти, спорная сумма компенсации на ее лицевом счете отсутствовала и не была назначена ей при жизни, в связи с чем в состав наследства данные денежные средства не входят и не подлежат выплате наследникам.
Указанные доводы кассационной жалобы несостоятельны и не могут быть признаны основанием для отмены либо изменения в кассационном порядке судебных постановлений.
Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 4 статьи 11.1 данного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н, компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 года N 28858).
В соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н, компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющимся аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет, с учетом классификации в рамках федерального перечня.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (пункт 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н).
В соответствии с вышеназванными нормами действующего законодательства Российской Федерации обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом за счет средств из федерального бюджета. При этом объем средств на реализацию мер социальной поддержки для льготной категории граждан предусматривается в Федеральном законе о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий календарный год. Соответственно Фонд осуществляет полномочия по обеспечению граждан льготной категории техническими средствами реабилитации в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году.
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации является социальной гарантией государства и входит в расходную составляющую федерального бюджета, в связи с чем, должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 657н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в соответствии с пунктом 19 которого выплата компенсации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 14 Регламента, осуществляется территориальным органом Фонда в месячный срок с даты принятия решения о ее выплате, которое принимается территориальным органом Фонда в течение 30 дней со дня подачи заявления в части выплаты компенсации и документов, указанных в пунктах 22 и 25 Регламента.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя состав наследственного имущества, предусматривает, что в него входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности).
Не входят в состав наследственного имущества права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается названным Кодексом или другими законами (часть 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 15 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения о том, что имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами (статья 418, часть 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (статья 701 Гражданского кодекса Российской Федерации), поручения (пункт 1 статьи 977 Гражданского кодекса Российской Федерации), комиссии (часть 1 статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации), агентского договора (статья 1010 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи с нормами законодательства об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, о безусловном праве инвалида на получение бесплатно показанных ему индивидуальной программой реабилитации технических средств реабилитации, а также право на получение денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации, у "данные изъяты", приобретшей за собственный счет технические средства реабилитации и обратившейся при жизни за получением соответствующей денежной компенсацией, возникло имущественное право на возмещение понесенных ей расходов.
Галиуллина Г.Э, являясь наследником "данные изъяты" фактически приняла наследство, включающее имущественное право на спорную компенсацию, размер которой ответчиком был определен на основании представленных документов и которая подлежала ей выплате в бесспорном порядке.
Согласно пункту 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н, компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление) и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им соответствующих документов.
Статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Таким образом, основанием для отказа инвалиду в компенсации расходов за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации является его отказ от реализации индивидуальной программы реабилитации, иных оснований для отказа в выплате такой компенсации закон не предусматривает.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные постановления приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2023 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.