Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Октябрьским районным судом г. Красноярска, кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Каратузское лесничество" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 октября 2023 года по административному делу N 2-241/2023 по административному исковому заявлению Чибирякова Виталия Анатольевича к краевому государственному бюджетному учреждению "Каратузское лесничество", Министерству лесного хозяйства Красноярского края об оспаривании отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя краевого государственного бюджетного учреждения "Каратузское лесничество" Карповой Т.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чибиряков В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению "Каратузское лесничество" (далее - КГБУ "Каратузское лесничество", лесничество), Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, признании за ним права на оформление подобного соглашения, возложении на лесничество обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что 10 августа 2022 года обратился в КГБУ "Каратузское лесничество" с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд. Не получив ответ на заявление, 16 марта 2023 года он повторно подал в лесничество заявление аналогичного содержания, в удовлетворении которого ему было отказано со ссылкой на то, что по результатам рассмотрения первоначально поданного заявления он был уведомлен о возможности заключения договора, однако для заключения договора в установленный срок не явился, что, по утверждению истца, не соответствует действительности. Полагает, что вследствие нарушения КГБУ "Каратузское лесничество" сроков рассмотрения обращения о предоставлении лесных насаждений он был лишен возможности реализовать в 2022 году свое право на заготовку дров.
Решением Каратузского районного суда Красноярского края от 4 июля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено; по делу принято новое решение, которым административные исковые требования Чибирякова В.А. удовлетворены; отказ КГБУ "Каратузское лесничество" в заключении с Чибиряковым В.А. договора купли-продажи лесных насаждений на основании заявления от 10 августа 2022 года признан незаконным; на КГБУ "Каратузское лесничество" возложена обязанность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Чибиряковым В.А. договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд за 2022 год и сообщить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об исполнении настоящего решения в Каратузский районный суд Красноярского края и административному истцу Чибирякову В.А.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 29 ноября 2023 года, КГБУ "Каратузское лесничество" ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции со ссылкой на нарушение и неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права. Настаивает на пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим административным иском в отсутствие ходатайства о его восстановлении, указывая, что о возможности заключения договора купли-продажи лесных насаждений Чибиряков В.А. был уведомлен письмом от 20 декабря 2022 года, которое им было получено 22 декабря 2022 года и не обжаловалось в установленном законом порядке, как и бездействие уполномоченного органа по нерассмотрению поданного им заявления. Полагает, что обращение от 16 марта 2023 года не является заявлением, поданным в порядке, предусмотренном Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года N 60-уг "Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд". Считает, что надлежащим способом восстановления права административного истца при признании его нарушенным апелляционным судом является возложение на лесничество обязанности повторно рассмотреть поданное заявление, а не заключить договор с административным истцом, поскольку при таком рассмотрении могут быть установлены основания для отказа в заключении договора. Также отмечает, что, возложив обязанность по заключению договора на КГБУ "Каратузское лесничество", апелляционный суд не учел положения Устава лесничества, согласно которым договоры могут быть заключены лишь директором учреждения по доверенности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец и представители Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Право граждан заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд закреплено частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 4, 4.1, 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Красноярского края от 14 февраля 2007 года N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" предоставление лесных насаждений гражданам для собственных нужд производится организацией, осуществляющей управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - уполномоченная организация), по нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд. После заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданин обязан принять лесные насаждения для заготовки древесины по акту от уполномоченной организации. Норматив заготовки древесины по виду потребности "отопление жилого дома, жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном на территории края (при отсутствии централизованного отопления)" составляет 20 кубометров ежегодно на семью или одиноко проживающего гражданина. Граждане вправе заготавливать древесину для нужд отопления в несколько этапов в пределах установленных периодичности и нормативов. Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений устанавливается Губернатором Красноярского края.
Порядком заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года N 60-уг (здесь и далее - в редакции, действующей в рассматриваемый период), предусмотрено, что для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, заявление о заключении договора купли- продажи лесных насаждений (далее - заявление), составленное по форме, установленной в приложении к Порядку, и документы, указанные в пунктах 5, 5.1 Порядка, представляются в письменной форме гражданином (далее - заявитель) или его представителем лично либо направляются по почте в уполномоченную организацию по месту нахождения объекта использования древесины, а для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - в орган местного самоуправления.
Уполномоченной организацией по месту нахождения объекта использования древесины является уполномоченная организация в границах муниципального образования Красноярского края, на территории которого расположен жилой дом или жилое помещение в многоквартирном жилом доме, на отопление которых предполагается использовать заготовленную древесину (пункт 3).
Заявление и документы, указанные в пунктах 5, 5.1 Порядка, представленные в уполномоченную организацию или орган местного самоуправления заявителем или его представителем в письменной форме, регистрируются уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в журнале регистрации заявлений в день их поступления (пункт 4).
Согласно пункту 6 Порядка заявление рассматривается уполномоченной организацией в течение 10 рабочих дней с даты его регистрации. По результатам рассмотрения уполномоченной организацией принимается решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений либо об отказе в заключении подобного договора.
Решение об отказе в заключении договора принимается при наличии одного из следующих оснований: превышение заявленных к заготовке объемов лесных насаждений по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным приложением 2 к Закону края N 21-5820; отсутствие в период рассмотрения заявления в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, соответствующих требуемым объемам и качественным характеристикам, указанным в заявлении; непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 Порядка; несоответствие заявления форме, установленной в приложении к Порядку; указание заявителем недостоверных сведений в заявлении и (или) прилагаемых к заявлению документах; нарушение периодичности заготовки древесины для собственных нужд, установленной в приложении 2 к Закону края N 21-5820; несоответствие потребности заявителя в лесных насаждениях видам потребностей, установленным приложением 2 к Закону края N 21-5820.
В соответствии с пунктами 7 - 11 названного Порядка в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о подготовке проекта договора либо решения об отказе в заключении договора уполномоченная организация направляет уведомление о принятом решении заявителю или его представителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручает его под подпись лично заявителю, либо направляет его в форме электронного документа, подписанного квалифицированной подписью, по адресу электронной почты заявителя либо в его личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг или краевом портале государственных и муниципальных услуг, либо направляет его в КГБУ "МФЦ" (в зависимости от способа получения уведомления, указанного в заявлении).
Уведомление заявителя или его представителя о принятом решении должно содержать следующие сведения: наименование лесничества; дата принятия решения; содержание решения; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя.
В случае принятия решения о подготовке проекта договора в уведомлении указываются сведения о предлагаемых заявителю лесных насаждениях (местоположение, площадь, объем, форма и вид рубки, товарносортиментная структура, стоимость лесных насаждений), срок, в течение которого заявитель должен явиться для подписания договора купли-продажи лесных насаждений.
В случае принятия решения об отказе в заключении договора в уведомлении указывается основание для отказа в заключении договора, предусмотренное в пункте 6 Порядка.
Дата, номер, содержание решения, принятого по результатам рассмотрения заявления, указываются уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в журнале регистрации заявлений в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения.
Проект договора купли-продажи лесных насаждений подготавливается уполномоченной организацией. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается в письменной форме путем составления одного документа в двух экземплярах по одному для каждой из сторон и подписывается продавцом и покупателем в течение 10 рабочих дней со дня направления заявителю или его представителю уведомления о принятом решении о подготовке договора.
В случае уклонения (неявки) заявителя или его представителя от подписания договора купли-продажи лесных насаждений в срок, установленный в абзаце первом пункта 10 Порядка, уполномоченная организация или орган местного самоуправления в течение 2 рабочих дней после окончания срока, установленного в абзаце первом пункта 10 Порядка, направляют заявителю или его представителю уведомление, содержащее информацию о незаключении договора купли-продажи лесных насаждений и о наличии права на повторное обращение с заявлением, способом, содержащимся в заявлении.
Проанализировав приведенные нормы, суд апелляционной инстанции, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно исходил из того, что КГБУ "Каратузское лесничество", выступающим в соответствии с уставом и доверенностями организацией, уполномоченной Министерством лесного хозяйства Красноярского края на рассмотрение заявлений граждан, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и совершение иных действий, связанных с выполнением данных поручений, в нарушение действующего правового регулирования мер к разрешению заявления Чибирякова В.А. от 10 августа 2022 года о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд на основании Закона Красноярского края от 14 февраля 2007 года N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений", в котором истец просил заключить с ним договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с целью заготовки древесины для отопления жилого помещения в объеме 20 куб.м, не принято; решение о подготовке проекта договора либо решение об отказе в заключении договора в установленный законом десятидневный срок при отсутствии доказательств наличия каких-либо уважительных причин пропуска срока для изучения заявления не вынесено; проект договора не подготовлен.
При этом, оценивая письмо от 20 декабря 2022 года исх. N 253, адресованное заявителю и врученное ему под роспись 22 декабря 2022 года, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что данный документ носит информативный характер о наличии лесных насаждений - береза и в отсутствие предусмотренных пунктом 7 Порядка заключения с гражданами договора купли-продажи лесных насаждений реквизитов, обязательных для включения в уведомление в случае удовлетворения заявления о заключении договора (сведений о стоимости лесных насаждений, о сроке, в течение которого заявитель должен явиться для подписания договора) не может расцениваться как уведомление о принятом решении о подготовке проекта договора, учитывая при этом отсутствие самого проекта и отсутствие соответствующих отметок о результатах рассмотрения заявления в журнале регистрации подобных обращений.
Также судом принято во внимание ненаправление КГБУ "Каратузское лесничество" в адрес Чибирякова В. А. уведомления, содержащего информацию о незаключении договора купли-продажи лесных насаждений и о наличии права на повторное обращение с заявлением, что является обязательным в силу пункта 11 приведенного Порядка.
При таких данных суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о ненадлежащем рассмотрении поданных Чибиряковым В.А. заявлений и незаконности отказа КГБУ "Каратузское лесничество" в заключении с Чибиряковым В А. договора купли-продажи лесных насаждений на основании заявления от 10 августа 2022 года по приведенным в письме от 16 марта 2023 года основаниям, повлекших нарушение прав административного истца Чибирякова В.А. на приобретение лесных насаждений для собственных нужд, в том числе для отопления, гарантированных Лесным кодексом Российской Федерации и Законом Красноярского края "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений".
Доводы кассационной жалобы об обратном повторяют позицию заявителя по спору, нарушений апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, не подтверждают, основаны на несогласии административного ответчика с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
Доводы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском в отсутствие уважительных причин его пропуска ранее заявлялись ответчиком и были проверены применительно к имеющимся материалам дела.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данный срок административным истцом не пропущен, доказательства, принятые судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Приведенные в жалобе доводы в данной части направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении на учреждение обязанности заключить с административным истцом договор купли-продажи несостоятельны, подлежат отклонению.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований (абзац второй пункта 26).
Придя к выводу по результатам рассмотрения спора о наличии у Чибирякова В.А. подтвержденного представленными документами права, а у КГБУ "Каратузское лесничество" - обязанности исходя из установленных по делу обстоятельств заключить договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд за 2022 год, суд апелляционной инстанции в отсутствие в материалах дела сведений об обстоятельствах, препятствующих заключению договора, обоснованно возложил на административного ответчика соответствующую обязанность.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о возможном наличии таких препятствий документально не подтверждены, основаны на предположении и из материалов дела не следуют. Не приведено лесничеством конкретных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности заключения договора, и в ходе кассационного обжалования апелляционного определения.
Утверждение подателя кассационной жалобы о том, что, возложив обязанность по заключению договора на КГБУ "Каратузское лесничество", апелляционный суд не учел положения Устава лесничества, согласно которым договоры могут быть заключены лишь директором учреждения по доверенности, не может быть принято во внимание, поскольку директор учреждения в рассматриваемых правоотношениях в силу статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает от имени КГБУ "Каратузское лесничество".
При этом пунктом 2 Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года N 60-уг, предусмотрено, что заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится краевыми государственными учреждениями, уполномоченными в области лесных отношений (далее - уполномоченная организация).
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционным судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, нарушений норм материального или процессуального права не допущено. Кассационная жалоба административного ответчика не содержит правовых аргументов, которые на данной стадии могут поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта суда апелляционной инстанции и повлечь его отмену либо изменение. Оснований для отмены или изменения апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Каратузское лесничество" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.