Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Денисова Ю.А, Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца по доверенности Борисичева В.Н. на решение Киржачского районного суда Владимирской области от 27 декабря 2022 года и апелляционное определение Владимирского областного суда от 25 апреля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-901/2022 по административному исковому заявлению Ляховецкого Михаила Владимировича к администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области о признании незаконными решения, обязании устранить нарушение прав административного истца путем присвоения адресов земельным участкам.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснений представителя административного истца по доверенности Борисичева В.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ляховецкому М.В... на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 33:02:021528:503 площадью 2206 кв.м; 33:02:021528:504 площадью 963 кв.м; 33:02:021528:506 площадью 897 кв.м; 33:02:021528:509 площадью 1245 кв.м; 33:02:021528:510 площадью 1002 кв.м; 33:02:021528:511 площадью 997 кв.м; 33:02:021528:512 площадью 1000 кв.м; 33:02:021528:513 площадью 2206 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства.
24 августа 2022 года Ляховецкий М.В. обратился в администрацию муниципального образования Филипповское Киржачского района Владимирской области (далее по тексту - администрация МО Филипповское) с заявлением о присвоении адресов принадлежащим ему земельным участкам.
Решениями администрации МО Филипповское, оформленными в виде писем от 30 августа 2022 года N 1260, N 1261, N 1262, N 1263, N 1264, N 1265, N1266, N1267, Ляховецкому М.В. отказано в присвоении адресов, принадлежащим ему земельным участкам, ввиду отсутствия документации по планировке территории, в границах которой они расположены и наличия в ЕГРН сведений о присвоенных адресах.
Считая указанный отказ незаконным, Ляховецкий М.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать решения незаконными и возложить на администрацию МО Филипповское обязанность присвоить уникальные адреса спорным земельным участкам.
Решением Киржачского районного суда Владимирской области от 27 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 25 апреля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 августа 2023 года, представитель административного истца ставит вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов, обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу в пределах её доводов, судебной коллегией приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В настоящем деле такие нарушения не допущены.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые решения приняты в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным органом, в установленный законом срок, при наличии предусмотренных правилами присвоения адресов оснований для отказа в предоставлении услуги, ввиду отсутствия документация по планировке территории на вновь образованные земельные участки, принадлежащие Ляховецкому М.В.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит указанные выводы верными.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления на присвоение адресов объектам адресации, изменение адресов объектов адресации, аннулирование их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
К вопросам местного значения сельского поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, размещение информации в государственном адресном реестре (пункт 21 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации (статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон N 443-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Федерального закона N 443-ФЗ установлено, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления, разместивший такие сведения.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 443-ФЗ содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе, при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
Порядок присвоения объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса установлены "Правилами присвоения изменения и аннулирования адресов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1221 от 19 ноября 2014 года.
Из содержания пункта 2 Правил присвоения адресов следует, что под адресообразующими элементами понимаются страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; идентификационные элементы объекта адресации - номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил присвоения адресов адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства; б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с данными правилами; в) легитимность. Правовую присвоения адресов основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
В силу пункта 47 Правил присвоения адресов обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48).
В соответствии с пунктом 49 Правил присвоения адресов структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии); б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); в) наименование объекта адресации "земельный участок" и номер земельного участка.
Перечень элементов планировочной структуры, улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, утвержден приказом Минфина России от 5 ноября 2015 года N 171н.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых предписаний, идентифицирующими реквизитами для адреса земельного участка следует считать номер земельного участка и при наличии - элементы планировочной структуры и улично-дорожной сети.
Отсутствие в структуре адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам дополнительных адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами, а также при присвоении одного и того же адреса более чем одному объекту адресации, такие адреса не могут соответствовать требованиям уникальности и обязательности, а при отсутствии в государственном адресном реестре сведений об адресе объекта адресации такой адрес не может считаться присвоенным.
Согласно пункту 6 Правил присвоения адресов присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Присвоение объектам адресации адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил (пункт 7).
Согласно пункту 8 Правил присвоения адресов присвоение объекту адресации адреса осуществляется: в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (подпункт "а").
Решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно: а) с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; б) с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; в) с заключением уполномоченным органом договора о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 21 Правил присвоения адресов).
Пунктом 40 Правил присвоения адресов определено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Принадлежащие административному истцу земельные участки отнесены к землям населённых пунктов, имеют вид разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства и по данным Публичной кадастровой карты находятся в пределах населенного пункта с. Заречье.
Участки образованы по инициативе собственника в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 33:02:021528:379, документация по планировке территории в отношении данного участка отсутствовала.
На момент образования спорных земельных участков в администрацию МО Филипповское заявлений о присвоении адреса не поступало.
Отказывая в предоставлении услуги, административный ответчик со ссылкой на подпункт "г" пункта 40 и пункт 8 Правил присвоения адресов, указал на отсутствие документации по планировке территории в границах которой они расположены, что соответствует приведенным выше положениям закона и обстоятельствам дела из которых следует, что образование земельных участков осуществлено без подготовки документации по планировке территории земельного участка, без выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Доводы кассационной жалобы о нарушении единства судебной практики основан на ошибочном толковании закона и применительно к приводимой административным истцом судебной практике является необоснованным.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Киржачского районного суда Владимирской области от 27 декабря 2022 года, апелляционное определение Владимирского областного суда от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ляховецкого М.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.