Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Денисов Ю.А, Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Администрации города Твери по доверенности Репиной О.Ю. на решение Центрального районного суда г Твери от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение Тверского областного суда от 28 июня 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-102/2023 по административному исковому заявлению прокурора Пролетарского районо г. Твери в интересах несовершеннолетних ФИО12 к администрации города Твери о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить земельный участок инженерной инфраструктурой.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения прокурора Саниной О.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери (далее - Департамент) от 11 декабря 2020 года N 1848/р Сусловой С.В, ФИО13, как многодетной семье, предоставлен бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:26:0000024:536, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", для использования в целях индивидуального жилищного строительства, который не обеспечен инженерной инфраструктурой.
Прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд с названным выше административным иском в защиту прав и законных интересов указанной многодетной семьи, мотивируя требования тем, что бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении данного земельного участка объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжение, водоснабжением, водоотведением), влечет нарушению их прав.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 15 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 июня 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены.
На администрацию города Твери возложена обязанность обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, а также водоотведением), земельный участок с кадастровым номером 69:26:0000024:536, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29 августа 2023 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами допущено не было.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года N 167-рп в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей".
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, путем предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
Согласно указанному плану мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесена к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий "дорожной карты", возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.
Указанная норма согласуется с положениями статьи 11 ЗК РФ, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), определяющими вопросы местного значения муниципального образования городского округа город Тверь.
Разработанный Правительством Тверской области план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в рамках реализации Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года N 75-З0 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Тверской области" семье Сусловых, на основании приказа от 11 декабря 2020 года N 1848/р, в собственность передан земельный участок с кадастровым номером 69:26:0000024:536, расположенный по адресу: "адрес"
При этом, инженерно-технические коммуникации (газовые, электрические, а также сети питьевого и технического водопровода) к границам указанного земельного участка не подведены.
Разрешая заявленные требования, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь приведенными выше нормами закона пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на администрацию г. Твери обязанности организовать проведение работ по строительству инженерной инфраструктуры (газовых, электрических, а также сетей питьевого и технического водопровода) к границам спорного земельного участка.
В связи с тем, что данная обязанность административным ответчиком не исполнена, суд первой инстанции признал незаконным допущенное администрацией бездействие по формированию инженерной инфраструктуры на данном земельном участке, переданном семье Сусловой С.В, поскольку такое бездействие свидетельствует о нарушении социальных прав указанной семьи и создании препятствий к осуществлению прав по использованию земельного участка в целях, в соответствии с которыми он был предоставлен многодетной семье для улучшения ее жилищных условий.
Утверждение кассатора об отсутствии незаконного бездействия опровергается материалами административного дела и нормативными правовыми положениями, которыми должен был руководствоваться административный ответчик при реализации прав многодетной семьи на предоставление земельного участка в бесплатную собственность.
При этом, судом был учтен период незаконного бездействия, исчисляемый с даты предоставления земельного участка до даты обращения в суд в течение которого обязанность публичного органа по обеспечению земельного участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность их использования по назначению не исполнялась.
Оснований не согласиться с указанными выводами судов нижестоящих инстанций, у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение инженерной инфраструктурой земельного участка не является обязанностью администрации г. Твери являются не состоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения (пункт 4).
При этом, вопреки доводам жалобы, полномочия органов местного самоуправления в соответствующих областях предусмотрены положениями статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", статьи 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предоставляя земельный участок за пределами городского округа администрация города Твери в 2020 году была обязана разрешить вопрос об обеспечении земельного участков необходимой коммунальной и иной инфраструктурой.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, повторяют доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда кассационной инстанции в данном случае не имеется.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 15 февраля 2023 года, апелляционное определение Тверского областного суда от 28 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации города Твери - по доверенности Репиной О.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.