Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Ульянкина Д.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Евстропова Сергея Валерьевича по доверенности ФИО2 на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 июля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-1296/2022 по административному исковому заявлению Евстропова Сергея Валерьевича к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Евстропов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Росавиации, в котором просил признать незаконным отказ от 08 апреля 2022 года в предоставлении государственной услуги - получение свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой - самолет с одним двигателем, сухопутный (single engine land), незаконным отказ заместителя руководителя Росавиации от 15 июня 2022 года об отказе в удовлетворении его жалобы, обязать устранить допущенные нарушение прав, свобод, законных интересов, выдав свидетельство коммерческого пилота.
В обоснование ссылался на то, что представил необходимый пакет документов, однако ему незаконно отказано в предоставлении государственной услуги.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 июля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 24 октября 2023 года, представителем административного истца ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный истец и его представитель - адвокат ФИО2 поддержали кассационную жалобу и просили ее удовлетворить.
Представитель Росавиации по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Пунктом 1 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна устанавливается федеральными авиационными правилами и осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункты 2, 4, 5 ст. 54 ВК РФ).
К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (пункт 1 ст. 53 ВК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. N 193 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа и функции специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функции сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, а также выдачи, приостановления действия и аннулирования указанных свидетельств (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее - ФАП N 147), устанавливающие требования, в том числе к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей свидетельств частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет), пилота многочленного экипажа (самолет), линейного пилота (самолет, вертолет), пилота планера, пилота свободного аэростата, пилота сверхлегкого воздушного судна.
В соответствии с пунктом 9 Правил для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей в соответствии с установленным воздушным законодательством Российской Федерации порядком обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидата на получение свидетельств или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.
Пунктом 10 Правил установлен состав прилагаемых к представлению (заявлению на выдачу свидетельства) документов:
копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства;
копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства;
копия протокола проверки знаний, предусмотренного пунктом 6 Правил;
копия справки, предусмотренной пунктом 8 Правил;
копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства, в случае, если требованиями федеральных авиационных правил установлены требования к опыту обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению;
копия согласия кандидата на получение свидетельства на обработку его персональных данных;
копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства (в случае, если требованиями федеральных авиационных правил установлены требования к состоянию здоровья обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению).
Согласно пункту 19 Правил наличие в представленных документах сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил, является основанием для принятия Федеральным агентством воздушного транспорта решения об отказе в выдаче свидетельства.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23 марта 2022 года Евстропов С.В. обратился в Росавиацию с заявлением о внесении квалификационной отметки в свидетельство коммерческого пилота с квалификационной отметкой - самолет с одним двигателем, сухопутный (single engine land).
Письмом от 8 апреля 2022 года Росавиация отказала административному истцу в оказании государственной услуги - получение свидетельства коммерческого пилота по причине наличия в представленных документах сведений, указывающих на несоответствие кандидата требованиям пункта 1 статьи 52 и пункта 4 статьи 54 Воздушного Кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 года N 60-ФЗ. Представленное свидетельство о получении летной квалификации от 31 января 1991 года, выданное Костромским учебным авиационным центром ДОСААФ СССР, не принято в качестве документа, подтверждающего прохождение полного курса подготовки кандидата на получение свидетельства коммерческого пилота, поскольку из данного свидетельства, а также аттестационного листа следует, что в 1991 году Евстропов С.В. прошел военную подготовку при Костромском УАЦ ДОСААФ по специальности летчика на легких реактивных самолетах.
Письмом заместителя руководителя Росавиации от 15 июня 2022 года Евстропову С.В. отказано в удовлетворении жалобы на решение от 8 апреля 2022 года на основании пункта 3 статьи 8 и статьи 54 Воздушного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Воздушного Кодекса Союза СССР, действовавшего на момент окончания административным истцом Костромском УАЦ ДОСААФ данный Кодекс определял порядок деятельности авиации, в том числе в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Аналогичные положения содержит и действующее законодательство (преамбула Воздушного Кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 7 Воздушного Кодекса Союза СССР работники гражданской авиации Союза СССР, деятельность которых непосредственно направлена на осуществление целей, указанных в статье 4 названного Кодекса, относятся к авиационному персоналу и должны в соответствии с занимаемой должностью иметь специальную подготовку, знать Воздушный кодекс Союза СССР, а также правила, наставления, инструкции и другие акты, регулирующие их работу.
В зависимости от специальности, уровня подготовки и опыта работы лицам летного состава, а также другим лицам авиационного персонала по перечню, утверждаемому в установленном порядке, присваивается класс и выдается соответствующее свидетельство.
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации Союза СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации Союза СССР от 08.04.1985 года N 77, действовавшего с 01 декабря 1985 года и утратившего силу с 15 сентября 2009 года в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2008 года N 108, к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы.
Министерством гражданской авиации Союза СССР 19 декабря 1988 года утверждено Положение о классификации специалистов гражданской авиации Союза СССР, действовавшее с 01 сентября 1989 года и утратившее силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26.11.2009 года N 216.
Как следует из пунктов 3.2.1 и 3.2.2 данного положения, после проведения проверки теоретической подготовки и практических навыков авиаспециалистам выдавались соответствующие свидетельства пилота, штурмана, бортинженера с присвоением класса.
В соответствии с пунктом 5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396 (в названной выше редакции), данное агентство осуществляет утверждение учебных программ авиационных учебных центров по подготовке авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей.
Пунктом 1 распоряжения Федерального агентства воздушного транспорта от 2 августа 2006 года N аю-241-р утверждена и введена в действие с 1 сентября 2006 года программа подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации.
Пунктом 2 указанного распоряжения определены образовательные организации, которым поручено организовать с 1 сентября 2006 года подготовку пилотов коммерческой авиации с использованием утвержденной программы.
Вместе с тем Костромской учебный авиационный центр ДОСААФ СССР в число названных образовательных организаций не входит.
При этом в материалах административного дела отсутствуют сведения о том, что Евстропов С.В. прошел обучение по программе подготовки пилотов коммерческой авиации в одном из образовательных учреждений гражданской авиации Российской Федерации, перечисленных в пункте 2 распоряжения Федерального агентства воздушного транспорта от 2 августа 2006 года N аю-241-р.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на действующем законодательстве и установленных по делу обстоятельствах, пришли к правильному выводу о том, что у административного истца отсутствует соответствующая специальная подготовка, необходимая для получения свидетельства пилота коммерческой авиации, как следствие, оспариваемые решения административного ответчика являются законными.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Евстропова Сергея Валерьевича по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 18 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.