Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Денисова Ю.А, судей Корпачевой Е.С, Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО3 на решение Бологовского городского суда Тверской области от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 августа 2023 года по административному делу N 2а-411/2023 по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области, Главе закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области - ФИО1, первому заместителю Главы закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области - ФИО2 о признании отказа в предоставлении информации незаконным.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в Бологовский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к администрации закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области, Главе закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области - ФИО1, первому заместителю Главы закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области - ФИО2 о признании отказа в предоставлении информации незаконным.
Требования мотивированы тем, что 20 марта 2023 года она обратилась с заявлением к Главе закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области о предоставлении информации, в котором просила:
- привести содержание списков на получение социальной выплаты в ЗАТО Озерный с требованиями закона;
- утвердить списки постановлением Главы ЗАТО;
- ответ направить в сроки, установленные частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", по месту пребывания: "адрес" или в адрес представителя.
Письмом от 25 апреля 2023 года исх. N, подписанным Первым заместителем Главы закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области, дан ответ с содержанием которого ФИО3 не согласна, полагая, что ответ по существу поставленных ею вопросов не дан, в частности, ей не даны разъяснения о законности (незаконности) пустых граф вместо указания фамилии, имени, отчества, года рождения заявителя и членов его семьи, находящихся в списках на получение социальной выплаты в ЗАТО Озерный.
Указала, что отказ в предоставлении сведений противоречит части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, статье 10 Федерального закона от 3 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", части 6 статьи 6 и частям 1, 3, 4 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", нарушает ее право свободно искать, получать информацию любым законным способом, на получение ответа по существу обращения, получение достоверной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Решением Бологовского городского суда Тверской области от 8 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 августа 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 1 декабря 2023 года, административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, администрацией закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области представлены возражения об их необоснованности и законности постановленных судебных актов.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами допущено не было.
Частью 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Таким образом, реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав и законных интересов других лиц; каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции Российской Федерации и целом ряде законодательных актов Российской Федерации право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, то есть в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом, вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также - Закон о порядке рассмотрения обращения граждан) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 5 приведенного Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Закона). Аналогичные положения закреплены частью 6 статьи 18 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьей 8 которого закреплено право граждан осуществлять поиск и получать любую информацию в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным законом и другими федеральными законами (часть 1); право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления; проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведение иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информации.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, ДД.ММ.ГГГГ Главе ЗАТО "адрес" от ФИО3 поступило заявление, в котором она, указывая на незаконность отсутствия в сети "Интернет" в списках граждан, претендующих на получение социальной выплаты в ЗАТО Озерный, в частности, фамилии, имени, отчества, года рождения, а также реквизитов распорядительных документов, которыми они утверждены, просила:
- привести содержание списков на получение социальной выплаты в ЗАТО Озерный с требованиями закона, в частности, указать фамилии, имена, отчества, года рождения заявителя и членов его семьи;
- утвердить списки постановлением Главы ЗАТО;
- ответ направить в сроки, установленные частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по месту пребывания: "адрес" или в адрес представителя.
Письмом от 25 апреля 2023 года исх. N, подписанным первым заместителем Главы закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области, заявителю дан ответ, что списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья за границами ЗАТО Озерный, а также сводные списки таких лиц, ежегодно утверждаются органами местного самоуправления в установленном порядке по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Реквизиты распорядительных документов внесены в списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья за границами ЗАТО Озерный.
Правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании закреплены в Законе Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее также - Закон о ЗАТО).
В силу пункта 2.2 статьи 7 названного Закона органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований принимают на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, ведут их учет и определяют размер социальной выплаты в порядке и по формам, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты, с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения заявителя и членов его семьи размещаются на информационных стендах в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления, и иных отведенных для этих целей местах, в печатных средствах массовой информации, предназначенных для опубликования муниципальных правовых актов, а также на официальном сайте соответствующего закрытого административно-территориального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее также - Закон о персональных данных) закреплено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ограничение на раскрытие и распространение информации, относящейся к персональным данным, направлено на обеспечение разумного баланса конституционно защищаемых ценностей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о персональных данных персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответ дан административному истцу в пределах компетенции административного ответчика, соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на защиту персональных данных лиц, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья за границами ЗАТО Озерный, которые свое согласие на разглашение персональных данных не давали и не выражали, а потому разглашение ее третьим лицам нарушило бы права данных лиц.
Приведенные выше выводы судов нижестоящих инстанций судебная коллегия признает верными, поскольку обращение ФИО3 рассмотрено административным ответчиком в установленном законом порядке, ответ дан в предусмотренные законом сроки, в рамках компетенции должностного лица органа местного самоуправления, содержание ответа соответствует нормам действующего законодательства. Запрашиваемые административным истцом сведения содержат персональные данные других граждан, которые не давали своего согласия на их разглашение. Подобная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в определении от 22 декабря 2015 года N 2906-О.
При этом, ФИО3 не лишена права на получение информации о ее нахождении и нахождении членов ее семьи в списках граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья за границами ЗАТО Озерный, а равно о реквизитах распорядительных документов, которыми утверждены данные списки.
Несогласие административного истца с содержанием полученного ответа на обращение само по себе о его незаконности и необоснованности не свидетельствует, на ненадлежащее и необъективное рассмотрение обращения не указывает, поскольку обращение считается рассмотренным надлежащим образом не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы.
В этой связи правовых оснований не согласиться с приведенными выше выводами судов по доводам, изложенным в кассационной жалобе административного истца, судебная коллегия не усматривает.
Кассационная жалоба не содержит указаний и на какие-либо юридически значимые обстоятельства, которые не были бы установлены и учтены судами при разрешении административного искового заявления и могли бы свидетельствовать о незаконности принятых по делу решения и апелляционного определения по мотивам несоответствия изложенных в них судами выводов фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка ФИО3 на кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2021 года по делу N 35-КАД21-1-К2, которым признан недействующим пункт 3 постановления Главы администрации ЗАТО Озерный от 26 февраля 2013 года N о снятии административного истца с учета по переселению из ЗАТО Озерный, не может повлечь отмену состоявшихся судебных актов, поскольку указанный судебный акт принят по иным фактическим обстоятельствам дела, не предоставляет ФИО7 право на получение персональных данных лиц, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья за границами ЗАТО Озерный, которые свое согласие на их разглашение не давали и не выражали.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бологовского городского суда Тверской области от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.