Рассмотрев проект закона Липецкой области "О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области", внесенный в порядке законодательной инициативы прокурором Липецкой области, учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депутатов постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Липецкой области "О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого областного |
П.И. Путилин |
Проект
Вносится прокурором
Липецкой области
Закон Липецкой области
"О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области"
См. Закон Липецкой области от 3 октября 2013 г. N 204-ОЗ "О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области"
Статья 1
Внести в часть 2 статьи 7 Закона Липецкой области от 1 марта 2013 года N 132-ОЗ "О бесплатной юридической помощи в Липецкой области" (Липецкая газета, 2013, 6 марта) изменение, дополнив ее пунктом 5 следующего содержания:
"5) несовершеннолетние, пострадавшие от насилия и (или) эксплуатации, жертвы торговли детьми, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних.".
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Глава администрации Липецкой области |
О.П. Королев |
Пояснительная записка
к проекту закона Липецкой области "О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области"
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7 Закона Липецкой области от 01.03.2013 N 132-ОЗ "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области", предоставив право на получение бесплатной юридической помощи на территории региона, наряду с иными категориями граждан, несовершеннолетним, пострадавшим от насилия и (или) эксплуатации, жертвам торговли детьми, а также их законным представителям и представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних.
Российской Федерацией на сегодняшний день ратифицирован ряд международных правовых актов, предусматривающих принятие государствами-участниками конкретных мер по предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних, усилению ответственности за их совершение, а также защите прав и интересов жертв таких преступлений, обеспечению оказания им любой надлежащей помощи.
В частности, Федеральным законом от 26.04.2004 N 26-ФЗ ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (г. Нью-Йорк, 15.11.2000).
Федеральным законом от 07.05.2013 N 76-ФЗ ратифицирована Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 года (г. Лансарот, 25.10.2007).
Федеральным законом от 07.05.2013 N 75-ФЗ ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (г. Нью-Йорк, 25.05.2000).
Как отмечено в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761, ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия.
Причем одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.
Вовлечение в полноценную жизнь молодых людей из числа жертв насилия является, исходя из Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р, одной из целей государственная молодежной политики, призванной объединить государственные и негосударственные ресурсы.
Для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению отдельных обязательств, предусмотренных Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, был принят Федеральный закон от 05.04.2013 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних", которым внесены изменения, в том числе, в Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В частности, ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" была дополнена дефинициями "торговля детьми" и "эксплуатация детей".
Согласно ст. 14.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией принимают меры по оказанию необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их заменяющим).
На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи регулируются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как показал проведенный прокуратурой области анализ, вопросы защиты прав и интересов несовершеннолетних, подвергшихся насилию, на сегодняшний день являются особенно актуальными, поскольку, несмотря на принимаемые правоохранительными и иными заинтересованными органами меры, в регионе пока не удается переломить тенденцию роста отдельных категорий преступлений, сопряженных с насилием, опасным для жизни и здоровья несовершеннолетних.
Так, в 2011 году было зарегистрировано 3 факта причинения несовершеннолетним тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), в 2012 году - 5.
Фактически на прежнем уровне остается число преступлений, предусмотренных ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). В 2011 году таких деяний совершено 14, в 2012 году - 13.
В отношении подростков совершается значительное число побоев и причинений легкого вреда здоровью (ст. 115 и ст. 116 УК РФ). В 2011 году зарегистрировано 86 таких деяний, в 2012 году - 80.
Преступлений, предусмотренных ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), в отношении данной категории граждан в 2011 году совершено 11, в 2012 году - 17.
В отношении несовершеннолетних продолжают совершаться такие преступления, как изнасилования, насильственные действия сексуального характера и развратные действия.
К примеру, в 2011 году совершено 27 преступлений, предусмотренных ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера), в 2012 году - 23.
Преступлений, предусмотренных ст. 135 УК РФ (развратные действия), в 2011 году зарегистрировано 29, в 2012 году - 14.
Общая доля числа преступлений, предусмотренных главами 16 (преступления против жизни и здоровья) и 18 (преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности) УК РФ, совершенных в отношении несовершеннолетних, от общего числа уголовно наказуемых деяний в отношении подростков составила в 2011 году - 33,2%, в 2012 году - 41,6%.
Кроме того, в 2011 году в области зарегистрировано 17 преступлений, связанных с вовлечением подростков в совершение преступления, в 2012 году - 15.
При этом согласно ч. 4 ст. 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, бесплатно пользоваться помощью защитника могут лишь подозреваемый и обвиняемый.
В целях реализации предоставленных полномочий в обозначенной сфере, во исполнение Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, распоряжением администрации области от 26.10.2012 N 500-р была утверждена Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на 2012 - 2017 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание условий для предоставления несовершеннолетнему потерпевшему бесплатной юридической помощи.
В связи с этим, для обеспечения защиты прав и свобод несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств на их жизнь и здоровье, разработан настоящий законопроект.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту закона Липецкой области "О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области"
Принятие и реализация закона Липецкой области "О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области" не потребует выделения дополнительных средств из областного бюджета.
В частности, согласно ч. 2 ст. 2 Закона Липецкой области от 01.03.2013 N 132-ОЗ "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области" адвокаты, осуществляющие свою деятельность на территории Липецкой области, привлекаются к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи в Липецкой области в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными законами.
Во исполнение положений ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" Управлением административных органов Липецкой области 29.11.2012 заключено соглашение с Адвокатской палатой Липецкой области об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в Липецкой области.
Денежные средства на компенсацию расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в Липецкой области, предусмотрены в областном бюджете на 2013 год в размере 1000,0 тыс. руб. (приложение 10 к Закону Липецкой области от 14.12.2012 N 94-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", целевая статья 0920300 "Выполнение других обязательств государства").
Следует также отметить, что согласно ч. 3 ст. 2 Закона Липецкой области от 01.03.2013 N 132-ОЗ "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области" бесплатная юридическая помощь на территории региона может оказываться другими субъектами в соответствии с федеральными законами, законами Липецкой области, муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст.ст. 6 и 13 Закона Липецкой области от 09.12.2010 N 451-ОЗ "О взаимодействии органов государственной власти Липецкой области с некоммерческими организациями" одним из основных направлений взаимодействия органов государственной власти Липецкой области с некоммерческими организациями является содействие по защите прав и свобод человека, которое реализуется, в том числе, посредством организации деятельности общественных правовых приемных для оказания бесплатных юридических консультаций.
Субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям оказывающим населению, в том числе юридические услуги в соответствии с областной целевой программой "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие гражданского общества Липецкой области (2013 - 2020 годы)", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 15.10.2012 N 417, на 2013 год предусмотрены в областном бюджете в объеме 11410,0 тыс. руб. (приложение 37 к Закону Липецкой области от 14.12.2012 N 94-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 19 сентября 2013 г. "О проекте закона Липецкой области "О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области "О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области" (первое чтение)
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был