Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Козловой Е.В, Сенчуковой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на решение Котласского городского суда Архангельской области от 30 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 5 октября 2023 г. по гражданскому делу N 2-785/2023 по иску Неклюдова А.Ю. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области об обязании предоставить дни отдыха, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Неклюдов А.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области), просил обязать ответчика предоставить ему 140 дней дополнительного отдыха.
В обоснование заявленных требований указал, что с 8 марта 2018 г. проходит службу в должности начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - ФКУ ИК-4). За период с 2019 г. по 2022 г. истец привлекался к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. В начале 2023 г. истец обратился с рапортом о предоставлении соответствующего количества дополнительных дней отдыха за работу в указанные дни. 1 марта 2023 г. ответчиком отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха на основании того, что указанные дни могут быть предоставлены только в течение календарного года и не суммируются. Истец не согласен с указанным отказом в предоставлении дополнительных дней отпуска, поскольку действующее правовое регулирование не содержит ограничительных сроков для обращения с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 30 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 5 октября 2023 г, на УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность предоставить Неклюдову А.Ю. компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в виде отдыха продолжительностью 140 дней.
В кассационной жалобе УФСИН России по Архангельской области ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу такие нарушения допущены нижестоящими судами.
Как следует из материалов дела, 8 марта 2018 г. Неклюдов А.Ю. заключил контракт о службе в уголовно-исполнительной системе на должности начальника ФКУ ИК-4 на неопределенный срок. 6 мая 2020 г. Неклюдов А.Ю. заключил контракт о службе в уголовно-исполнительной системе на должности начальника ФКУ ИК-4 на период замещения должности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Приказов начальника УФСИН России по Архангельской области от 13 марта 2023 г. N 129-лс Неклюдов А.Ю. освобожден от замещаемой должности в связи с проведением процедуры увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и зачислен в распоряжение ФКУ ИК-4.
31 января 2023 г. Неклюдов А.Ю. обратился с рапортом к начальнику УФСИН России по Архангельской области о предоставлении дополнительных дней отдыха в количестве 140 дней в период с 4 февраля по 23 июня 2023 г. за прохождение службы в выходные и нерабочие праздничные дни в качестве дежурного от руководящего состава на сутки в 2019-2022 г.г.
Заместителем начальника УФСИН России по Архангельской области 1 марта 2023 г. отказано истцу Неклюдову А.Ю. в предоставлении указанных дополнительных дней отдыха.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, установив факт привлечения истца к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также установив, что компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни истцу не выплачивалась, пришел к выводу об удовлетворений исковых требований Неклюдова А.Ю. к УФСИН России по Архангельской области о возложении обязанности предоставить компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в виде отдыха продолжительностью 140 дней.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив соответствующие доводы апелляционной жалобы и указав, что сотрудник может по желанию присоединить дополнительные дни отдыха к любому ежегодному отпуску, а не за текущий год, поскольку подобного ограничения законом не предусмотрено, в связи с чем Неклюдов А.Ю. вправе был присоединить дни дополнительного отдыха к любому ежегодному отпуску, а также потребовать их предоставление в течение всего периода прохождения службы.
Судом апелляционной инстанции также отклонены доводы ответчика о том, что дополнительные дни отдыха за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни не суммируются, поскольку противоречат положениям пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, которыми прямо предусмотрено, что время исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности.
Отклоняя доводы ответчика о пропуске срока обращения с иском в суд, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец имел право присоединить дни дополнительного отдыха к любому ежегодному отпуску, а также потребовать их предоставление в течение всего периода прохождения службы, при этом право истца на получение компенсации в виде предоставления дополнительных дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни до 1 марта 2023 г. ответчиком не оспаривалось, в связи с чем данный срок необходимо исчислять с момента когда Неклюдов А.Ю. узнал о своем нарушенном праве, то есть когда ему письмом от 1 марта 2023 г. было отказано в предоставлении дополнительного времени отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Поскольку в суд истец обратился 21 марта 2023 г, то есть в пределах трехмесячного срока, когда узнал о нарушении своего прав, то оснований полагать срок пропущенным суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы, что юридически значимые обстоятельства установлены судами не в полном объеме, данная судами оценка доказательств не соответствует требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда не основаны на доказательствах, в нарушение ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" до принятия Федерального закона от 19 июля 2018 года N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вступившего в силу с 1 августа 2018 года, основания и порядок прохождения службы и увольнения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы были урегулированы Положением о порядке прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, абзацем 4 статьи 44 которого предусматривалось, что в необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе, Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Согласно части 2 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (часть 5 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 60 Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ сотрудникам устанавливается дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу пункта 14 Приложения 11 Приказа Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска.
В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно части 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
27 мая 2013 года ФСИН России принят приказ N 269, которым утвержден, в том числе, Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной систем (далее - Порядок от 27.05.2013г. N 269, утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.08.2021 г. N 704).
Согласно п. 19 Порядка от 27.05.2013 г. N 269 денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
Согласно п. 20 Порядка от 27.05.2013 г. N 269 служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Таким образом, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели; в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника (то есть в случае подачи им рапорта) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается компенсация.
Вступившими в действие с 22 августа 2021 года Приказом Минюста России от 5 августа 2021 года N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно исполнительной системе Российской Федерации", устанавливающим новый порядок привлечения к сверхустановленной работе, предоставления компенсации и расчет денежной компенсации и Приказом ФСИН России от 18 августа 2021 года N 701 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно - исполнительной системы Российской Федерации не предусмотрено такого вида компенсации для сотрудников уголовно - исполнительной системы, как денежная компенсация за работу в выходные и праздничные дни.
Пунктами 7, 11, 12 приложения N 11 к Приказу Минюста России от 05 августа 2021 г. N 132 предусмотрено, что сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с законом для реализации сотрудниками уголовно-исполнительной системы права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх режима служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительного отработанного времени сверх режима служебного времени; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений статьи 55 Федерального закона N 197-ФЗ, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Соответственно, выполнение сотрудником служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни должно быть компенсировано не позднее учетного периода - соответствующего календарного года.
Должность, которую замещал истец, относится к должностям руководителей (начальников) в соответствии с частью 5 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ему установлен ненормированный служебный день.
Как следует из материалов дела, за период с 2019 по 2022 годы Неклюдов А.Ю. привлекался к работе в выходные дни, ему было известно о наличии права на получение компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в виде дней отдыха, к отпуску ни за 2019 год, ни за 2020, ни за 2021 2022 годы соответственно, присоединить дни не просил. Ежегодные отпуска за 2019-2022 годы использовал в полном объеме.
В период прохождения службы с 2019 по 2022 годы обращений от Неклюдова А.Ю. о предоставлении компенсации в виде дополнительных дней отпуска соответствующей продолжительности не поступало, соответствующие рапорты в установленном порядке руководству не подавались.
Кроме того, согласно ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обращаться в суд за решением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно ч. 4 ст. 74 Закона N 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший па службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Поскольку порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регламентирован специальными правовыми актами, нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением указанной службы, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
Таким образом, приходя к выводу, что имеются основания для признания нарушений ответчиком трудовых прав истца длящимися, суды не приняли во внимание, что компенсация за выполнение истцом служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в виде предоставления дополнительных дней отдыха не предоставлялась по причине отсутствия рапорта сотрудника, о праве на получение компенсации в виде предоставления дополнительных дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни истцу было известно.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили все обстоятельства, имеющие значение для дела, не оценили в совокупности, имеющиеся доказательства, в связи с чем, выводы судов не могут быть признаны основанными на законе.
На указанные выше нарушения норм материального права судом первой инстанции ответчик указывал в апелляционной жалобе, однако судом апелляционной инстанции эти нарушения устранены не были.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 5 октября 2023 г. подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 5 октября 2023 г. отменить.
Дело направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.