Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терновской С.А. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о взыскании задолженности по заработной плате
за работу в выходные и праздничные дни, выплат, причитающихся работнику при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Терновской С.А. на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 20 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 12 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терновская С.А. обратилась с иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о взыскании задолженности по заработной плате за работу в выходные и праздничные дни, выплат, причитающихся работнику при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что с 19 сентября 2011 года на основании трудового договора N
от 19 сентября 2011 года истец была принята на работу в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области на должность специалиста 2 категории. На основании трудового договора
от 23 марта 2012 года N истец была переведена на должность специалиста 1 категории. На основании дополнительного соглашения
от 4 июля 2016 года к трудовому договору N истец была переведена на должность начальника отдела опеки и попечительства администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Пунктом 4.8 Положения об оплате труда муниципальных служащих Городищенского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Городищенской районной Думы от 21 апреля
2022 года N, предусмотрена материальная помощь муниципальному служащему в размере двух должностных окладов с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, в пределах лимитов бюджетных обязательств, при увольнении с должности. 4 июля 2022 года
на основании распоряжения N-к истец была уволена по пункту 3
части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее - ТК РФ). 15 июня 2022 года, 18 июня 2022 года, а также 29 июля 2022 года истец обращалась в адрес ответчика с заявлениями об оказании материальной помощи в размере двух должностных окладов, об оплате за отработанные праздничные и нерабочие дни, однако в ответном письме от 7 июля 2022 года, ей было отказано в предоставлении указанных выплат. Незаконными действиями ответчика, истцу были причинены моральный вред и нравственные страдания.
На основании изложенного, Терновская С.А. просила суд взыскать с администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в свою пользу заработную плату за работу в выходные и праздничные дни в размере 46066, 61 руб, материальную помощь в размере двух должностных окладов в размере 12479, 76 руб, компенсацию
за задержку выплат, причитающихся работнику в размере 18174, 98 руб, а также компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Решением Городищенского районного суда Волгоградской области от 20 января 2023 года отказано в удовлетворении исковых требований Терновской С.А.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 12 апреля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Терновская С.А, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что правильность заполнения табеля учета рабочего времени истцом не контролировалась, его содержание противоречит как показаниям свидетеля, так и представленным распоряжениям о привлечении истца к работе в выходные и/или нерабочие праздничные дни, в связи с чем, не мог быть принят во внимание в качестве доказательства, опровергающего доводы истца о фактической работе в выходные и/или нерабочие праздничные дни. Также заявитель указывает, что доказательств отсутствия лимитов бюджетных средств на выплату материальной помощи, которая была обязательна к выплате в пользу истца в соответствии с положениями действующего законодательства, ответчиком не представлено.
В письменном отзыве администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области указывает на отсутствие оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений, просит оставить кассационную жалобу истца без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В материалы гражданского дела представлены отчеты об отслеживании соответствующего извещения, согласно которым конверты, направленные в адрес лиц, участвующих в деле, вручены адресатам заблаговременно
(номера отслеживания N, N и N).
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, доводы письменного отзыва, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, на основании трудового договора N от 19 сентября 2011 года
Терновская С.А. была принята на работу в администрацию
Городищенского муниципального района Волгоградской области на должность специалиста 2 категории.
На основании трудового договора от 29 марта 2012 года N истец была принята на должность специалиста 1 категории.
Дополнительным соглашением от 4 июля 2016 года к трудовому договору N Терновская С.А. была переведена на должность начальника отдела опеки и попечительства администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 4 дополнительного соглашения пункт 15 трудового договора от 29 марта 2012 года N был изменен в части существенных условий и указывал, что работнику устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад - 13941 руб, надбавка за особые условия муниципальной службы - 150 % должностного оклада, надбавка за выслугу лет - 10 % должностного оклада, надбавка на классный чин - 1537 руб. с 4 июля 2016 года.
Распоряжением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 4 июля 2022 года N-к Терновская С.А. была уволена 5 июля 2022 года на основании пункта 3 части 1
статьи 77 ТК РФ (по собственному желанию).
При этом, в пунктом 2 указанного распоряжения начальнику отдела бухгалтерского учета и отчетности поручено произвести Терновской С.А. выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск
за 58 календарных дней отпуска за период работы с 19 сентября 2020 года
по 5 июля 2022 года (в том числе 1 календарный день за период нетрудоспособности 27 мая 2022 года согласно электронному листку нетрудоспособности N, 15 календарных дней за период нетрудоспособности с 20 июня 2022 года по 4 июля 2022 года согласно электронному листку нетрудоспособности N).
С указанным распоряжением Терновская С.А. была ознакомлена
5 июля 2022 года, о чем свидетельствует ее подпись.
При обращении с иском в суд Терновской С.А. было указано, что при увольнении в распоряжении работодателя не было указано о выплате истцу предусмотренной пунктом 4.8 Положения об оплате труда муниципальных служащих Городищенского муниципального района Волгоградской области материальной помощи в размере двух должностных окладов.
Также, в исковом заявлении Терновская С.А. указывала, что она на основании распоряжений главы администрации Городищенского муниципального района неоднократно привлекалась к работе в выходные и праздничные дни, а именно: 4 января 2017 года, 5 января 2017 года (распоряжение N-р от 30 декабря 2016 года), 1 октября 2017 года (распоряжение N-р от 10 октября 2017 года), 18 марта 2018 года (распоряжение N-р от 15 марта 2018 года), 29 апреля 2018 года (распоряжение N-р от 28 апреля 2018 года), 30 декабря 2018 года, 31 декабря 2018 года (распоряжение N-р от 25 декабря 2018 года), 1 января 2020 года (распоряжение N-р от 30 декабря 2019 года), 31 декабря 2020 года, 1 января 2021 года (распоряжение N-п
от 29 декабря 2020 года), 10 мая 2021 года (распоряжение N-р
от 28 апреля 2021 года), 4 ноября 2021 года, 5 ноября 2021 года, 6 ноября 2021 года (распоряжение N-р от 29 октября 2021 года), 27 ноября 2021 года, 28 ноября 2021 года (распоряжение N-р
от 26 ноября 2021 года), 2 января 2022 года, 5 января 2022 года, 7 января 2022 года (распоряжение N-р от 28 декабря 2021 года), 10 мая 2022 года (распоряжение N-р от 28 апреля 2022 года).
При этом, работа в указанные праздничные и выходные дни ей не оплачивалась.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 91, 113, 129, 140, 153, 392 ТК РФ, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также положениями Правил внутреннего трудового распорядка в администрации Городищенского муниципального района, оценив представленные в материалы гражданского дела доказательства, а также учитывая показания допрошенного в судебном заседании свидетеля Румянцева О.Н, пришел к выводу о том, что табель учета рабочего времени отдела опеки и попечительства утверждался заместителя главы ответчика после того, как этот табель был заполнен и подписан начальником указанного отдела Терновской С.А, при этом данный табель не содержит сведений о привлечении истца к работе в выходные и праздничные дни, в связи с чем, соответствующие требования не подлежат удовлетворению. Кроме того, ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности к требованиям за период
с 2017 года по сентябрь 2021 года, тогда как Терновской С.А. не заявлено обоснованных доводов, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска такого срока, что также является основанием для отказа в удовлетворении соответствующих требований. Отказывая в удовлетворении требований о взыскании невыплаченной суммы материальной помощи в размере двух должностных окладов, суд первой инстанции исходил из того, что оказание единовременной материальной помощи является правом, а не обязанностью работодателя, производится по усмотрению последнего, не является гарантированной систематической выплатой и не осуществлено ответчиком в связи с отсутствием финансовой возможности и лимитов бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Так, правила оплаты труда в нерабочие праздничные дни установлены статьей 153 ТК РФ.
Помимо повышенной оплаты, работа в нерабочие и праздничные дни может быть компенсирована предоставлением другого дня отдыха, однако это возможно только по согласованию с работником, т.е. работодатель не вправе в одностороннем порядке предоставить работнику день отдыха вместо повышенной оплаты. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (часть третья статьи 153 ТК РФ).
Согласно Постановлению Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" табель учета рабочего времени применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду. При раздельном ведении учета рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда допускается применение раздела 1 "Учет рабочего времени" табеля по форме N Т-12 в качестве самостоятельного документа без заполнения раздела 2 "Расчет с персоналом по оплате труда". Форма N Т-13 применяется для учета рабочего времени.
Табели составляются в одном экземпляре уполномоченным на это лицом, подписываются руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы и передаются в бухгалтерию.
Отметки в Табеле о причинах неявок на работу, работе в режиме неполного рабочего времени или за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника или работодателя, сокращенной продолжительности рабочего времени и др. производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом (листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей, письменное предупреждение о простое, заявление о совместительстве, письменное согласие работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством, и пр.).
В соответствии с действующим законодательством только табель учета рабочего времени, составленный работодателем в установленном порядке, является подтверждением отработанного работником времени и основанием для начисления ему заработной платы.
В ходе рассмотрения настоящего спора судами было достоверно установлено, что в спорные периоды в табелях учета рабочего времени отсутствуют сведения о работе Терновской С.А. в выходные и праздничные дни и которые истец, будучи начальником отдела опеки и попечительства администрации Городищенского муниципального района, подписывала ежемесячно.
При этом издание распоряжений главы администрации Городищенского муниципального района не подтверждает фактическое осуществление трудовой функции Терновской С.А. в выходные и праздничные дни, тогда как показания свидетеля Румянцева О.Н. о том, что специфика работы отдела опеки и попечительства связана с работой, в том числе в выходные и праздничные дни, но не сумевшего пояснить, выходила ли Терновская С. А. на работу в выходные и праздничные дни, содержание представленных табелей не опровергают.
Таким образом, вопреки приведенным в кассационной жалобе доводам, оплата труда в спорный период времени производилась ответчиком в соответствии с требованиями трудового законодательства и условиями заключенного с истцом трудового договора, учитывая, что истец в письменной форме выразил согласие на работу в выходные и нерабочие праздничные дни с одинарной оплатой и предоставлением других дней отдыха, что соответствует требованиям статьи 153 ТК РФ, однако, правом на использование дней отдыха истец в период работы не воспользовался.
Также, в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года
N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Приведенные нормативные положения федеральных законов определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области, правовое положение муниципальных служащих в Волгоградской области, установлены Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 года N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области".
В соответствии со статьей 4 Закона Волгоградской области
от 11 февраля 2008 года N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" к должностному окладу муниципального служащего устанавливаются следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка за выслугу лет в зависимости от стажа муниципальной службы; ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежемесячная надбавка за исполнение обязанностей инспектора контрольно-счетного органа муниципального образования; денежное поощрение, которое включает, в том числе, материальную помощь.
Размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу муниципального служащего устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 4.8 и 4.9 Положения об оплате труда муниципальных служащих Городищенского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Городищенской районной думой Волгоградской области от 21 апреля 2022 года N 376, ежемесячное денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы и ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Материальная помощь предоставляется по письменному (личному) заявлению муниципального служащего в размере двух должностных окладов с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Муниципальным служащим при поступлении на должность, увольнении или в случае ухода или выхода из отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения денежного содержания материальная помощь выплачивается пропорционально отработанному времени.
Ежемесячные и иные дополнительные выплаты муниципальным служащим устанавливаются в соответствии с Порядком осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат и применения видов поощрений муниципальным служащим и лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Статьей 8 Порядка осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат и применения видов поощрений муниципальным служащим и лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Городищенского муниципального района Волгоградской области установлено, что выплата материальной помощи осуществляется по письменному заявлению муниципального служащего на основании распоряжения органа местного самоуправления Городищенского муниципального района в размере двух должностных окладов в год с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин.
При определении размера материальной помощи в расчет принимается размер должностного оклада, установленного на день оказания материальной помощи.
В случае изменения должностного оклада или назначения муниципального служащего на должность с большим должностным окладом перерасчет выплаченной суммы материальной помощи не производится.
На основании статьи 1 Закона Волгоградской области от 15 ноября 2007 года N 1557-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - государственные полномочия).
В силу части 1 статьи 6 указанного Закона Волгоградской области от 15 ноября 2007 года N 1557-ОД финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций.
Предоставление субвенций муниципальным образованиям производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (часть 2 статьи 6 Закона Волгоградской области от 15 ноября 2007 года N 1557-ОД).
Согласно части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Установленное же приведенными выше нормативными правовыми актами осуществление материальной помощи не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, относятся к иным дополнительным выплатам.
При этом оказание такой помощи, вопреки приведенным в кассационной жалобе доводам, является правом, а не обязанностью работодателя, производится по усмотрению последнего, не является гарантированной систематической выплатой и не осуществлено ответчиком в связи с отсутствием финансовой возможности и лимитов бюджетных средств, подтверждение которой ответчиком были представлены выписки из бюджетной сметы.
Учитывая изложенное, все приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, подлежащих применению в рассматриваемом случае, выражают необоснованное несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, сделанными по результатам оценки представленных в материалы гражданского дела доказательств, при этом указаний на действительные нарушения, допущенные при рассмотрении настоящего гражданского дела, не содержат, выводов судов по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области
от 20 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Терновской С.А. -
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.